Закира Джарликаганова
Формирование слухового восприятия в совместной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование слухового восприятия ребенка раннего возраста в совместной деятельности.
Развитие слухового восприятия у ребенка раннего и дошкольного возраста обеспечивает формирование представлений о звуковой стороне окружающего мира.
Развитие слухового восприятия идет в двух направлениях: с одной стороны, развивается восприятие обычных звуков (звуков окружающего мира, с другой – восприятие речевых звуков, т. е. формируется фонематический слух. Оба направления имеют для человека жизненно важное значение и начинают развиваться уже в младенческом возрасте.
Публикация «Формирование слухового восприятия в совместной деятельности» размещена в разделах
Неречевой слух – это улавливание и дифференциация различных звуков окружающего мира (кроме звуков человеческой речи, различение звуков по громкости, а также определение источника и направления звука.
С самого рождения ребенка окружают разнообразные звуки: шум дождя, мяуканье кошки, гудки машин, шум пылесоса и т. д.
Маленький ребенок слышит только громкие звуки, но острота слуха быстро усиливается. Ребенок пока еще не умеет управлять своим слухом, порой просто не замечает звуков.
Тем не менее неречевые звуки играют большую роль в ориентировке человека в окружающем мире. Умение сосредоточиться на звуке (слуховое внимание) – важная способность человека, которую необходимо развивать. Она не возникает сама собой, даже если у ребенка острый слух от природы. Ее нужно развивать с первых лет жизни. Именно поэтому я провожу игры для развития слухового внимания и восприятия, которые научат детей сосредотачиваться, улавливать и различать разнообразные звуки.
Справедливо считается, что узнавание неречевых звуков является базой для развития фонематического слуха.
Кроме того, важно отметить, что уровень развития речевого слуха напрямую зависит от развития неречевого слуха детей, т. к. все характеристики неречевых звуков свойственны и для речевых.
При обучении важно научить ребёнка различению на слух следующих неречевых звуков:
- звуки природы: шум ветра и дождя, шелест листьев, журчание воды и др. ;
- звуки, которые издают животные и птицы: карканье вороны, чириканье воробьев, мычание коровы, пение петуха, жужжание мухи и т. д. ;
- звуки, которые издают предметы и материалы: скрип двери, тиканье часов, шуршание пакета, шорох пересыпаемой крупы и т. п. ;
- транспортные шумы: сигналы автомобилей, стук колес поезда, скрип тормозов и т. д
- звуки, которые издают различные звучащие игрушки: погремушки, свистульки, пищалки;
- звуки детских музыкальных игрушек: колокольчик, барабан, бубен и др.
Также важно различать и анализировать звуки. Это умение называется фонематическим слухом. Маленький ребенок не умеет сравнивать звуки, но его можно этому научить. Лучше всего это делать в игре.
В своей группе я постаралась создать оптимальные условия для гармоничного развития фонематического слуха и слухового внимания. В группе есть музыкальный уголок, где представлены различные детские музыкальные инструменты.
В коррекционном уголке есть различные звучащие игрушки, емкости с сыпучими продуктами, разные виды бумаги. Область развития слухового внимания распространяется на все виды деятельности ребенка в детском саду.
Гуляя на детской площадке я обращаю внимание малыша на звуки природы –скрип снега, хруст сломанной ветки, пение птиц, звуки проезжающего транспорта и др. На закрепление узнавания звуков окружающего мира проводим с детьми игры:
• «Угадай, что звучало»
• «Попугаи» (сымитировать звуки окружающего мира – тихо, громко, медленно, быстро)
Также обращаю внимание детей на звуки, которые издают животные и птицы, живущие в городе, – собаки и кошки, вороны, голуби и т. д.
Рекомендую родителям дома прислушаться к тиканью часов, звуку пылесоса, кипению чайника, бульканью супа, шипению котлеты на сковороде и др.
На прогулке обращаю внимание ребенка на разнообразные звуки – шум ветвей деревьев, звук от падения шишек, стук дятла и др.
После того, как ребенок научится хорошо различать эти звуки с опорой на зрение (слышит и видит одновременно, нужно предложить определить источник звука с закрытыми глазами (только на слух). Например, можно устроить соревнование: «Кто больше звуков услышит?».
На занятиях по развитию представлений об окружающем:
• знакомлю детей с разными видами бумаги, определяем ее свойства и пробуем узнать тот или иной вид бумаги на слух (фольга, пергаментная, картон, гофрированная, альбомная и т. д., пробуем совершать с ней разные действия (порвать, потрясти, смять, разрезать и т. п.) Дети на слух определяют вид бумаги, какие операции с ней совершаются.
• Знакомя детей с разными предметами ( например: металлический короб, деревянная миска, стеклянная банка, пластмассовый стаканчик, даем им возможность постучать по ним, послушать звучание каждого предмета, уловить характер звучания материала, из которого они изготовлены (металл, дерево, стекло, пластмасса, бумага, ткань). На закрепление проводим игры:
• «Послушай, что упало» (карандаш, книга, ножницы, ложка, мягкая игрушка)
• «Что я сделала». Без зрительной опоры, закрыв глаза, предлагаем определить действия, совершаемые с предметами: переливание воды из одной чашки в другую, разрезание бумаги, смятие ее, постукивание карандаша о чашку и т. д. Одновременно обогащаем лексику глаголами. Поначалу упражнение вызывает у детей трудности, и мы проводим его со зрительной опорой, затем все дети справляются с этим заданием.
• При знакомстве детей с сыпучими продуктами я провожу такое упражнение на развитие слухового внимания : в одинаковые непрозрачные баночки насыпаем продукты различной величины: манная и гречневая крупа, горох, соль, фасоль, сахарный песок и т. п. Предлагаю детям сначала внимательно послушать и запомнить звучание каждого продукта в баночке при встряхивании. Потом по очереди встряхиваем баночки и просим отгадать, что звучит. В дальнейшем организую сюжетно-ролевую игру «Магазин продуктов», в которой используем полученные детьми навыки.
• Рассказывая детям о домашних и диких животных и птицах, слушаем их голоса в аудиозаписи и просим детей определить и изобразить данное животное. Поочередно просим детей показать голосом, например:
• кота, который сидит рядом и просит есть (ребенок должен громко сказать «мяу»);
• кота, который сидит за дверью и просится домой; (ребенок говорит тихо)
• маленького котенка (высоким голосом);
• старого охрипшего кота (низким голосом);
• рассерженного кота и т. п.
Во время процесса одевания на прогулку акцентирую внимание на звучание элементов одежды ( виды застежек: кнопки, молнии, липучки, пуговицы. ; виды тканей: шуршит – не шуршит). Полученные знания используем во время занятий и досугов, проводя с детьми игры на развитие слухового внимания :
• «У кого шуршит?»
• «На что застегиваю» и т. д.
Вывод: Важно, чтобы ребенок слушал не только на занятиях, но и в течение всего дня: дома и на улице. Ребенок быстрее научится различать и узнавать окружающие неречевые звуки, чем речь. Это умение развивает у ребенка слух, внимание, способность ориентироваться в окружающей обстановке, подготавливает его к развитию восприятия речи на слух. А главное формирует у него спонтанное развитие слушания, т. е. способность учиться слушать и, значит, позже правильно говорить!