Лучший педагог года

Мастер-класс «Технология продуктивного чтения-слушания»

Татьяна Волкова
Мастер-класс «Технология продуктивного чтения-слушания»
▼ Скачать +Заказ

1 слайд

Добрый день.

Тема моего мастер – класса «Технология продуктивного чтения-слушания как средство приобщения дошкольников к чтению художественной литературы и формирования ценностно-смыслового восприятия и понимания произведения»

2 слайд

Приобщение детей к чтению художественной литературы является приоритетным направлением в образовательном процессе, основной целью которого является развитие личности дошкольника.

3слайд

Публикация «Мастер-класс „Технология продуктивного чтения-слушания“» размещена в разделах

Актуальность избранной темы обусловлена тем, что в современном мире социокультурная ситуация повлияла на снижение интереса к чтению художественной литературы. Угасание интереса к чтению, негативно отразилось на взрослых и детях и, как следствие, крайне отрицательно влияет на их личностное развитие.

Таким образом, одной из главных задач, направленных на формирование личности и развитие нравственности детей старшего дошкольного возраста является приобщение детей к чтению художественной литературы. Дошкольное детство - период развития психических процессов и становления личности Художественная литература служит действенным средством умственного и социально-нравственного воспитания дошкольников. Ребенок в процессе чтения учится на примере героев взаимодействовать с окружающим миром, с близкими людьми в соответствии с моральными нормами

4 слайд

Но как научить дошкольников умению правильного восприятия и понимания текста произведения художественной литературы?

Одним из действенных средств является новая нетрадиционная технология продуктивного чтения-слушания.

Цель мастер-класса – представить технологию продуктивного чтения-слушания как средство формирования ценностно-смыслового восприятия и понимания дошкольниками произведений художественной литературы

Задачи: представлены на экране.

• представить опыт использования технологии продуктивного чтения-слушания путём показа последовательности действий, методов, приёмов и форм педагогической деятельности.

• создать положительный эмоциональный фон, настроить на активную деятельность

• определить эффективность использования технологии продуктивного чтения-слушания в образовании детей дошкольного возраста.

5 слайд

Технология продуктивного чтения - слушания - это природосообразная образовательная технология, которая опирается на законы читательской деятельности и обеспечивает полноценное восприятие и понимание текста, активную читательскую позицию по отношению к тексту и его автору.

Авторами данной технологии являются Е. В. Бунеева, О. В. Чиндилова.

(Адаптирована для детского сада Н. Н. Светловой)

С позиции структуры читательской деятельности технология предполагает три этапа работы с текстом.

6 слайд

Первый этап. Работа с текстом до чтения:

Цель: вызвать у дошкольников желание (мотивацию) к чтению художественной литературы.

Данный этап включает в себя:

-рассматривание обложки книги, иллюстраций;

-сообщение названия произведения и имени автора;

- ответы на вопросы детей;

-прогнозирование – о ком и о чем будем читать.

Результат: включение механизма антиципации (предугадывания).

7 слайд

Второй этап. Работа с текстом во время чтения.

Цель: понимание текста произведения художественной литературы и создание его читательской интерпретации (истолкование, оценка).

Данный этап так же предусматривает несколько видов деятельности, которые вы видите на экране.

Результат: полноценное восприятие текста.

8 слайд

Третий этап. Работа с текстом после чтения.

Цель: корректировка собственной интерпретации объективным авторским смыслом.

Здесь так же несколько видов деятельности результатом которых является углубленное восприятие и понимание текста.

МАСТЕР-КЛАСС

А теперь, чтобы продолжить знакомство с данной технологией, я предлагаю вам окунуться в детство и совершить прогулку в весенний лес.

9 слайд

Итак, наступает весна, просыпается природа, мы с вами гуляем по весеннему лесу.

-Чувствуете, какой свежий воздух? Вдохните поглубже. Дует легкий ветерок. Ласково светит солнышко. (Небольш. пауза)

- Как- то тихо в лесу, как будто чего-то не хватает….

Как вы думаете, чего? (пение птиц)

Кто еще обитает в лесу? Кто мог спрятаться в траве? (животные, насекомые)

-Да вы правы! Природа оживает!

На слайде (появляются птицы, животные, насекомые)

- А что бывает утром на траве и цветах? (роса).

Да как красиво солнечные блики отражаются в капельках росы.

Но мне кажется, что блестит не только роса… Да это же монетка! Наверное кто-то обронил…

Монетка – это деньги, для чего нужны деньги? (ответы)

А как вы думаете, за деньги всё можно купить? (нет, да)

Мнения ваши разделились.

У поэта Владимира Орлова есть стихотворение, оно называется «Что нельзя купить»

Попробуйте предположить, о чём оно? (ответы)

А как мы можем узнать, правы вы или нет? (прочесть стихотворение)

Конечно! Слушайте!

Владимир Орлов.

«Что нельзя купить»

Я с утра брожу босой,

Весь обрызганный росой,

С птицей, возле тополька,

Воду пью из родника.

Где-то дома, у метро,

Пепси-кола и ситро,

Карусели, зоосад,

Всюду вывески висят.

Если деньги накопить,

Можно многое купить,

Как вы думаете, что можно купить? (ответы….)

Давайте проверим ваши предположения.

Дом, одежду и завод,

Самолёт и пароход.

Но нельзя купить

Как вы думаете, что же нельзя купить? (ответы….)

Давайте проверим!

Но нельзя купить росу,

Птичье пение в лесу.

И не спрятать в кошелёк Родничок и тополёк.

Помните, мы предполагали, говорили, о том, что нельзя купить?

Наши предположения подтвердились? (да)

ДА, нельзя купить росу,

Птичье пение в лесу.

И не спрятать в кошелёк Родничок и тополёк. Молодцы!

10 слайд

- А теперь обратите внимание на экран, я предлагаю вам поиграть, будьте очень внимательны.

В большой красивый кошелек мы должны спрятать то, что можно купить.

Что мы можем купить за деньги? (ответы….)

А теперь – внимание!

(Осталась природа)

Давайте вспомним, как называется стихотворение В. Орлова, с которым мы сегодня познакомились. (Что нельзя купить)

Так что же нельзя купить? (росу, пение птиц, луну и звезды, тополек….)

- Да, нельзя купить красоту, которую дарит нам природа, она бесценна.

И сейчас я предлагаю всем посмотреть друг на друга и подарить то, что тоже нельзя купить – искреннюю улыбку, добрый взгляд, тепло своих сердец.

Итак, вашему вниманию были представлены 3 этапа работы с текстом технологии продуктивного чтения-слушания.

11 слайд

Данная технология способствует повышению эффективности образовательного процесса и достижению тех результатов, о которых говорится в ФГОС, а именно:

- знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров литературы

- формированию ценностно-смыслового восприятия и понимания детьми произведений словесного искусства

- владение речью как средством общения и культуры.

12 слайд

«Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя. Оно открывается перед ребёнком лишь тогда,

когда наряду с чтением, одновременно с ним и даже раньше,

чем впервые, раскрыта книга, начинается кропотливая работа над словами» В. А. Сухомлинский

13 слайд

Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

Использование технологии продуктивного чтения в начальных классах Сегодня научить ребенка читать недостаточно. Научить его читать «правильно», «эффективно», «продуктивно» - важная задача учителя и не только.

Конспект занятия с использованием технологии продуктивного чтения и слушания «Знакомство со сказкой «Мороз и заяц» Конспект занятия с использованием технологии продуктивного чтения и слушания для детей младшего возраста. Автор: Казанская М. В. Тема «Знакомство.

Мастер — класс «Формирование читательской грамотности у младших школьников через технологию продуктивного чтения» 1. Актуальность темы. Высокий уровень читательской грамотности говорит о готовности учащегося к дальнейшему обучению на следующей образовательной.

Мастер-класс «Методы и приёмы, формирующие мотивацию к обучению чтения у детей с ТНР» Уважаемые коллеги, мастер класс организован с целью - Показать педагогам методы и приемы формирующие мотивацию к обучению чтения у детей.

Мастер-класс «Использование технологий продуктивного чтения» Хочу представить вашему вниманию мастер - класс по теме «Использование технологии продуктивного чтения» Мне понадобится помощь моих коллег,.

Мастер-класс «Социо-игровая технология» Цель: повышение профессионального мастерства педагогов в процессе активного педагогического общения по освоению опыта работы по применению.

Мастер-класс «Технология продуктивного чтения. Приемы» Добрый день, уважаемые коллеги! Хочу представить вашему вниманию мастер - класс по теме «Использование технологии продуктивного чтения».

Мастер-класс «ТРИЗ технология в детском саду» Мастер-класс Технология ТРИЗ 1. Способствовать практическому освоению педагогами идеи и концепции технологии ТРИЗ через активные формы.

НОД по сказке Л. Пантелеева «Две лягушки» с использованием технологии продуктивного чтения-слушания НОД по восприятию художественной литературы и фольклора с использованием технологии продуктивного чтения-слушания Автор и название произведения.

Сценарий ОС «Русское гостеприимство» с использованием технологии продуктивного чтения-слушания О. В. Чиндиловой Тема: «Русское гостеприимство» Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие Социально-коммуникативное развитие Речевое развитие.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Мастер-класс «Технология продуктивного чтения-слушания»
Опубликовано: 1 декабря 2019 в 20:47
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс «Технология продуктивного чтения-слушания»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Волкова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД