Фатима Хагасова
Мастер-класс «Использование технологий продуктивного чтения»
▼ Скачать + Заказать документы
Хочу представить вашему вниманию мастер - класс по теме «Использование технологии продуктивного чтения»
Мне понадобится помощь моих коллег, прошу занять места.
В процессе работы меня всегда интересовал вопрос: «Как обеспечить учение с увлечением?», какие методы работы использовать для того, чтобы ребенок не просто усваивал поток информации, полученный от учителя, но и научился самостоятельно получать знания.
Успешность обучения по всем предметам определяется качеством читательских навыков школьника.
Публикация «Мастер-класс „Использование технологий продуктивного чтения“» размещена в разделах
Сегодня научить ребенка читать недостаточно. Научить его читать «правильно», «эффективно», «продуктивно» - важная задача учителя. С этой целью и была выбрана технология продуктивного чтения.
Данная технология – обеспечивает с помощью конкретных приёмов чтения полноценное понимание текста читателем.
Достоинством технологии является
• повышение интереса у обучающихся к изучению материала;
• технология применима на уроках любого цикла и на любой ступени обучения
Уважаемые коллеги, на слайде представлен алгоритм работы которая предполагает 3 этапа.
В таблице вы видите этапы и приемы работы над текстом.
Алгоритм работы над текстом.
I этап. Работа с текстом до чтения.
1. Проанализировать заголовок, спрогнозировать тему текста. (В качестве дополнительного источника возможен просмотр рисунков, иллюстраций.) Прием прогнозирования
II этап. Работа с текстом во время чтения :
2. Самостоятельное ознакомление с текстом. Расстановка принятых графических знаков:
? — у меня возник вопрос
! — удивление
+ — знал, хочу узнать больше
V — тревога
Расположение вопросов последовательно, согласно содержанию текста или
Определение микротем каждого абзаца. Приемы: - чтение с остановками;
графические символы;
словарная работа;
вопросы;
беседа
во время чтения;
диалог с автором;
составление
плана
III Работа с текстом после чтения
3. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия.
4. Пересказать текст, с помощью ответов на вопросы.
5. Творческие задания.
1 этап
Работа с текстом до чтения
Начнем работу по 1 этапу
Перед вами два вида текста: художественный и научный. Первая пара будет работать над художественным текстом, а вторая пара работает над научным текстом.
Можно ли по заглавию и иллюстрации догадаться, о чем будет идти речь в тексте. Давайте попробуем предположить, о чём будет идти в нем речь?
Ответы фокус – групп
2 этап
Работа с текстом во время чтения
Приступим к следующему этапу
А сейчас ознакомимся с текстом. По ходу чтения нужно расставить графические символы в тексте.
Прошу обратить внимание на условные знаки. Здесь вы можете познакомиться со значениями каждого символа, которые вы будете использовать при работе с текстом. Если по ходу чтения у вас возникнет вопрос поставьте -, удивление -, если это знали, но хотите узнать больше - +, а если вас, что, то встревожило - V
При чтении, карандашом выставляйте пометки на полях.
Самостоятельное чтение (у каждого печатные листы и карандаш).
Такую же работу могут провести все присутствующие в зале. На экране вам представлены тексты и графические символы.
Я вижу, группы готовы.
Но прежде вернемся к первому этапу. Вам было предложено предугадать по названию текста его содержание. Подтвердились ли ваши предположения?
Ответы фокус - групп
Уважаемые коллеги, кто готов высказаться?
Проверка (озвучивание символов)
ЁЖ
Предоставим слово, группе, которая работала с художественным текстом. Какие символы появились у вас на полях?
Высказывают свои мнения
Я рада, что ваши предположения оправдались
Кто ответит на этот вопрос.
Ответ принят.
Интересное предположение.
Я согласна с вашим мнение.
Я тоже так думаю
Я так и предполагала, что там будут стоять символы.
1. Ежи отличные пловцы. Им частенько в лесу приходится перебираться через мелкую речку.
2. Ёж является хищником. В его рацион входят: земляные черви; жуки; лягушки; змеи; ящерицы; разные виды мышей.
ДОЖДЬ
Предоставим слово, группе, которая работала с художественным текстом. Какие символы появились у вас на полях?
Кто ответит на этот вопрос.
Ответ принят.
Интересное предположение.
Я согласна с вашим мнение.
Я тоже так думаю
Я думаю, мнение зала тоже совпадает с мнением участников. А может, у кого- то свое мнение и вопросы по тексту.
3 этап Работа с текстом после чтения
Творческое задание
Сейчас переходим к третьему этапу.
Хочу обратиться к группе, работавшей с художественным текстом. Если бы вы писателем, как бы вы завершили этот рассказ. У вас минута на обдумывание.
А группа, работавшая, с научным текстом проведет, или (выполнит) опыт.
Из данных предметов вам нужно сделать дождь.
Плотно сжать сухой комочек ваты. Затем опустить его в блюдце с водой. Комочек ваты будет разворачиваться и набухать от воды. Осторожно приподнять вату (пинцетом) за верхнюю часть над блюдцем. Если воды достаточно, то капли начнут падать в блюдце.
Ребята, представьте. Что в руках у меня маленькое облако, оно насыщается водой. Воды набралось много. Наше облако превратилось в тучу, капельки не могут удержаться в ней и начинают падать. Идёт дождь.
- Туча, туча, что несёшь?
Отвечает туча… дождь.
- Какой вывод вы можете сделать из этого опыта? (Вот так появляется дождь.)
Заключение
- Таким образом, мы завершаем нашу работу. Продуманная и целенаправленная работа с текстом позволяет ребёнку выбрать из большого объема информации нужную и полезную, а также помогает думать, познавая окружающий мир.
Применение данной технологии позволяет делать уроки интересными, а процесс чтения для детей увлекательным и осознанным.
СПАСИБО ВАМ ЗА РАБОТУ!
СПАСИБО ВСЕМ ЗА ВНИМАНИЕ!