Капитолина Шалаева
Сценарий ОС «Русское гостеприимство» с использованием технологии продуктивного чтения-слушания О. В. Чиндиловой
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Русское гостеприимство»
Интеграция образовательных областей:
Познавательное развитие
Социально-коммуникативное развитие
Речевое развитие
Физическое развитие
Цель: Формирование представление о творчестве Е. В. Честнякова посредством знакомства со сказкой «Иванушко».
Задачи:
Образовательные:
познакомить детей с обычаем русского народа – гостеприимством;
закреплять образное содержание сказки, осмысливать характеры персонажей;
Расширять словарный запас детей благодаря знакомству с диалектными словами;
Развивающие:
Публикация «Сценарий ОС „Русское гостеприимство“ с использованием технологии продуктивного чтения-слушания О, В, Чиндиловой» размещена в разделах
способствовать развитию творческого воображения;
содействовать развитию познавательных процессов:
- внимание,
- память,
- речь;
содействовать развитию эмоциональной составляющей при восприятии текста;
Воспитательные:
воспитывать интерес к литературному произведению родного края;
содействовать развитию чувства сопереживания герою сказки.
Материалы:
Книга «Сказки»;
Сказка Е. Честнякова «Иванушко»;
Презентация;
ТСО:
Ноутбук;
Проектор
Магнитофон
ЦО:
Ребенок проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности; ребенок активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми; ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности и прежде всего в игре; ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может использовать речь для построения речевого высказывания в ситуации общения; ребенок пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей.
Виды детской деятельности:
Коммуникативная;
Восприятие художественной литературы и фольклора;
Игровая;
Двигательная.
Ход образовательной ситуации.
Ход занятия.
Воспитатель обращает внимание детей на присутствующих гостей, организовывает детей в зоне свободной деятельности.
Воспитатель: Ребята, однажды весной я ездила в деревню. Мне там очень понравилось. Лес, речка, чистый воздух. Вы были когда-нибудь в деревне?
Дети: Я тоже ездил в деревню к бабушке. У нас в деревне есть собака, кошка. Мы с родными ездили в деревню.
Воспитатель: Здорова. Значит, многие из вас знают, что такое деревня. Жители деревни заняты каждый своим делом. Однажды, прогуливаясь по деревенской улице, я увидела мальчика, который сидел на крылечке.
Показ слайда Мальчик сидит на крыльце.
Воспитатель: Ребята, вам интересно как его зовут?
Дети: Интересно.
Воспитатель: Мне тоже было очень интересно. Как мы можем это узнать?
Дети: Познакомиться. Спросить, как зовут.
Воспитатель: Действительно, именно так люди знакомятся друг с другом. Я подошла к нему и спросила: «Как тебя зовут?». Он мне ответил: «Ваня». Ребята, как ласково можно назвать Ваню?
Дети: Ванюша, Ванечка, Ванюшка…
Воспитатель: Как много ласковых имен вы придумали, молодцы. Мне Ваня сказал, что мама ласково называет его Иванушко. Ребята посмотрите на Иванушко, как вы думаете, какое у него настроение?
Дети: Грустное, задумчивое…
Воспитатель: Почему у него может быть такое настроение?
Дети: Кто-то обидел, нет игрушек, никто с ним не дружит, не играет, он, один, ему скучно.
Воспитатель: Вы правильно заметили, что он один и ему грустно. А вы что делаете, чтобы вам не было грустно?
Дети: Я иду к своему другу, и мы играем.
Воспитатель: Ребята, хотите узнать, что сделал Иванушко, чтобы ему не было грустно?
Дети: Да, конечно хотим.
Воспитатель: Рассаживайтесь на стулья. Находите себе удобное место.
Воспитатель закрывает экран проектора, организовывает детей в рабочей зоне, рассаживает для прочтения сказки.
Воспитатель: Ребята, С Иванушко случилась интересная, волшебная история.
А вы знаете, как называются истории, в которых случается волшебство?
Дети: Сказки.
Воспитатель: Где можно услышать сказку?
Дети: Воспитатель читает. Мамы, бабушка рассказывает. По телевизору.
Воспитатель: Сказки можно прочитать?
Дети: Да, можно в книгах.
Воспитатель: У меня есть такая книга, где собраны разные сказки. Давайте посмотрим оглавление и попробуем догадаться, какая из сказок расскажет про Иванушко.
Воспитатель берет книгу сказок, открывает оглавление. Читает названия сказок: «Лягушка-царевна», «Цветик-семицветик», «Колобок», «Иванушко»)
Дети: Подходит.
Воспитатель: Что мы хотим узнать из этой сказки?
Дети: Что сделала Иванушко, чтобы ему не было грустно.
Воспитатель: Сейчас я вам прочитаю сказку, и мы все узнаем. Всем удобно.
Воспитатель читает сказку, делает остановки для реплик детей, договаривания, комментариев.
Воспитатель: Понравилась вам сказка?
Дети: Очень понравилась.
Воспитатель: Внимательно слушали? Все запомнили?
Дети: Да.
Воспитатель приглашает детей в активную зону.
Воспитатель: Ребята, давайте с вами поиграем в игру. Выходите на ковер, становитесь в круг, чтобы каждый мог видеть своего товарища. Я вам буду задавать вопросы по сказке, а вы, если согласны – похлопайте в ладоши, если не согласны – потопайте.
Воспитатель: Иванушко собрался полететь в гости к Серому волку?
Дети: Топают (нет)
Воспитатель: К Гусям-лебедям?
Дети: Хлопают (да)
Воспитатель: Иванушко полетел на «Ковре-самолете»?
Дети: Топают (нет)
Воспитатель: Гуси-лебеди живут в лесу?
Дети: Топают (нет)
Воспитатель: Живут на озере?
Дети: Хлопают (да)
Воспитатель: На озере Иванушко встретили птицы?
Дети: Хлопают (да)
Воспитатель: Птицы Иванушко угощали?
Дети: Хлопают (да)
Воспитатель: Иванушко к Медведушке в гости летал?
Дети: Хлопают (да)
Воспитатель: Медведушка в избушке живет?
Дети: Хлопают (да)
Воспитатель: Медведушка блинами угощал?
Дети: Топают (нет)
Воспитатель: Ягодами угощал?
Дети: Хлопают (да)
Воспитатель: Медведушко один в избушке живет?
Дети: Топают (нет)
Воспитатель: Медведушки рады принимать гостей?
Дети: Хлопают (да)
Воспитатель: Они гостеприимные?
Дети: Хлопают (да)
Воспитатель: Много у Иванушко появилось друзей?
Дети: Хлопают (да)
Воспитатель: Теперь не будет Иванушко грустно и одиноко?
Дети: Топают (нет)
Воспитатель: Молодцы, ребята. Всё вы правильно ответили. Действительно у Иванушко появилось много интересных друзей и будет Иванушко теперь всегда веселым и счастливым.
Ребята, давайте представим, что мы превратились в птиц. Закройте глаза, представьте, что у вас вырастают крылья, помашите ими. Расправили птицы крылья и полетели над полями, лесами, деревнями. Сели на озеро. Отдохнули – дальше полетели.
Птицы, птиц над чем вы сейчас пролетаете?
Дети: Над рекой. Над городом. Над лесом.
Воспитатель включает спокойную музыку, дети изображают птиц.
Воспитатель: Прилетели и на стульчик сели. Понравилась вам сказка, ребята?
Дети: Понравилась.
Воспитатель: Хотите познакомиться с ее автором?
Дети: Да, хотим.
Воспитатель: Закрывайте глаза. Все закрыли? Представьте автора этой замечательной сказки. Я вам подскажу – это мужчина. У него темные волосы. Представили?
Дети: Да. Представили.
Воспитатель: Если он написал сказку о дружбе, гостеприимстве, то какой он человек?
Дети: Добрый, гостеприимный, красивый, умный…
(Воспитатель проектирует слайд с портретом Честнякова Е. В.)
Воспитатель: Открывайте глаза. Знакомьтесь. Это Ефим Честняков, автор многих детских сказок.
Он наш земляк. Родился в Костромской области в деревне Шаблово.
Слайд с картинами Е. Честнякова
Воспитатель: Ефим Васильевич Честняков не только писал сказки, но был художником, и скульптором. Ефим Васильевич щедро дарил свои поделки, рисунки жителям родной деревни.
Воспитатель: Чему вы научились, слушая сказку Ефима Честнякова «Иванушко»?
Дети: Дружить, находить новых друзей, быть добрыми, гостеприимными.
Воспитатель: Какие из героев сказки вам понравились?
Дети: Гуси-лебеди, Иванушко, медведушки.
Воспитатель: На кого хотели бы вы стать похожими?
Дети: Перечисляют героев
Воспитатель: Почему хочешь быть на него похожим?
Дети: Потому что он добрый, гостеприимный, не жадный…
Воспитатель: Вам понравился Ефим Честняков и его сказка?
Дети: Понравилась
Воспитатель: Мне тоже понравилась эта сказка, я обязательно поделюсь со своими знакомыми, с детьми из другой группы. Ребята, вы хотите, чтобы герои этой сказки поселились в нашей группе?
Дети: Хотим.
Воспитатель: Я тоже очень хочу. Как бы нам это сделать?
Дети: Нарисовать героев. Слепить из пластилина.
Воспитатель: Как здорова вы придумали. Мы сможем рассказать об этой сказке и ее авторе всем, кто придет к нам в группу в гости. Мы тоже будем гостеприимными.