Получи документы

Мастер-класс «Формирование читательской грамотности у младших школьников через технологию продуктивного чтения»

Анна Лобакова
Мастер-класс «Формирование читательской грамотности у младших школьников через технологию продуктивного чтения»
▼ Скачать + Заказать документы

1. Актуальность темы.

Высокий уровень читательской грамотности говорит о готовности учащегося к дальнейшему обучению на следующей образовательной ступени. Такие учащиеся почти не нуждаются в помощи, чтобы понять и оценить сообщения художественных и информационных текстов. Но наши учащиеся выделяют искомую информацию неточно, трудно выделяют авторскую позицию, не понимают текст. Поэтому возникает необходимость формировать у младших школьников читательскую грамотность.

Публикация «Мастер — класс „Формирование читательской грамотности у младших школьников через технологию продуктивного чтения“» размещена в разделах

Грамотность чтения – это способность понимать письменные тексты, размышлять над содержанием, оценивать прочитанное, излагать свои мысли о прочитанном, использовать содержание текстов для достижения собственных целей.

Три вида текстовой информации :

фактуальная (о чем в тексте сообщается в явном виде)

подтекстовая (о чем в тексте сообщается в неявном виде, читается «между строк»)

концептуальная (основная идея текста, его главные смыслы)

Технология продуктивного чтения помогает нам в развитии у учащихся читательской грамотности.

Цель технологии – понимание текстов : в явном виде, неявном и главное средство – активные приемы на трех этапах работы с текстом.

Рассмотрим на следующем примере

«Н. А. Заболоцкий «Лебедь в зоопарке»

1) До чтения текста. Предположение о чем будет текст по его названию, иллюстрациям и т. п. (просмотровое чтение) Результат: предвосхищение чтения, создание мотива для чтения.

Приём «Отсроченная загадка»

1 этап. Самоопределение к учебной деятельности (мотивация)

- Послушайте музыкальный фрагмент, приготовьтесь рассказать о своих ощущениях.

2 этап. Актуализация знаний и фиксирование затруднений в деятельности.

Литературная игра «Вспомни и назови»

(на доске представлены модели обложек книг с недостающими фрагментами)

Л. Н. Толстой «Лебеди»

И. А. Крылов «Лебедь, Щука и Рак»

А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…»

- Дополни модели. Объясни свой выбор.

- Что объединяет эти произведения?

- Как вы думаете, о ком сегодня мы будем говорить?

Н. А. Заболоцкий в одной из поэм писал :

«Что есть красота

И почему её обожествляют люди?

Сосуд она, в котором пустота,

Или огонь, мерцающий в сосуде?»

- Сегодня мы попытаемся найти ответ на этот вопрос в произведении Н. Заболоцкого «Лебедь в зоопарке».

2) Во время чтения текста. Изучающее чтение (на этапе обучения вслух) в режиме диалога с автором: делая паузы в чтении для того чтобы :

задать вопрос автору по прочитанному,

предположить ответ,

при дальнейшем чтении найти в тексте ответ на возникший вопрос и проверить себя.

Результат: вычитывание не только фактуальной информации, но и подтекста, своя интерпретация текста.

3 этап. Постановка учебной задачи.

- Давайте составим для себя план работы (вывешиваю на доске по ходу предложений от ребят)

1. Прочитать стихотворение.

2. Определить тему, основную мысль произведения.

3. Объяснение непонятных слов (словарная работа, выразительные средства, приёмы, выразительное чтение стихотворения.

4. Анализировать, рассуждать над словами автора.

5. Сделать вывод.

- Задачи урока определены. Проанализировав произведение, мы должны выяснить, что хотел сказать автор и какие средства он для этого использовал.

4 этап. Открытие нового знания.

Анализ заглавия стихотворения.

- Каждое слово в произведении важно. Определите по названию, о чём рассказывает автор. В названии — противопоставление (антитеза) : свобода и клетка.

На протяжении урока мы будем заполнять таблицу. Что нам уже известно о произведении? (таблица выдаётся на пару)

Фамилия автора

Название произведения

жанр

тема

Основная мысль

Н. Заболоцкий

Лебедь в зоопарке

стихотворение

- Послушайте стихотворение. Какие чувства испытали? Почему чувства разные?

- В стихотворении поэт использует много интересных, непривычных для нас слов. Для чего автор это сделал? Найдите значение этих слов, сопоставьте со своими предположениями.

Работа в группах. (слова находят в тексте, читают выразительно, стараясь передать интонацией отношение к герою)

1 группа. Прочитайте слова в 1 столбике и лексическое значение слов во 2 столбике. Соедините стрелкой. Проверьте по словарю.

Грёзы

Мантия

Аметисты

Лоно

Мерцать

Сумерки

Диво

Глазницы

Драгоценный камень фиолетового или голубого цвета

Поверхность

Широкая длинная одежда в виде плаща

Мечты

Слабо светиться колеблющимся светом

Полумрак, неяркий свет в слабо освещённом месте

Углубление в лицевой части черепа, где помещается глазное яблоко; глазная впадина

То, что вызывает удивление; чудо, диковина

2 группа. Прочитайте слова в 1 столбике и лексическое значение слов во 2 столбике. Соедините стрелкой. Проверьте по словарю.

Лира

Истошный

Перламутр

Колебля

Изваяние

Громоздить

Качать, шатать, колыхать, волновать

Ценное вещество с переливчатой радужной окраской

Древнегреческий струнный музыкальный инструмент

Пронзительно – громкий, отчаянный (о голосе, крике)

Беспорядочно класть много предметов

Скульптурное изображение, неподвижная статуя

3 группа. Определите лексическое значение слов, пользуясь толковым словарём.

Диво

Лира

5 этап. Включение нового знания в систему знаний и повторения. Анализ стихотворения.

Проверка работы в группах. Работа с самопроверкой по эталону (презентация). Формирование адекватной самооценки и самоконтроля.

6 этап. Первоначальное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Работа в парах. Прочитайте произведение, определите части.

- Сколько эпизодов можно выделить в стихотворении?

- Перечитайте 1 часть. Какие чувства автор испытывает к птице? Докажите. Какой изображает её автор? Какие выразительные средства применяет Заболоцкий, чтобы создать образ лебеди? Приведите примеры. Какова роль эпитетов? Автор нарисовал нам красавицу — лебедь. Что ещё мы можем почувствовать?

Героиня стихотворения — птица. А что символизирует птица? Найдите слова, которые подтверждают стремление птицы к полёту.

Какие слова из 1 части можно взять в качестве заголовка? Как нужно читать эту часть? (негромко, плавно)

- Перечитайте 2 часть. Как складывается для лебедя жизнь в зоопарке? Почему? Автор употребляет много глаголов. С какой целью? Какие художественные приёмы использует автор? Как автор описывает чувства животных, которые содержатся в клетках? Подтвердите словами текста.

Как можно озаглавить эту часть словами текста? С каким чувством нужно читать 2 часть стихотворения?

- Перечитайте 3 часть. Какое настроение передаёт Заболоцкий? О чём хотел сказать поэт? Что символизируют эти слова?

Озаглавьте эту часть словами стихотворения. Как нужно читать эту часть?

3) После чтения текста. Формулирование его главной мысли (концепта) в т. ч. с помощью рефлексивного чтения. Результат: понимание авторского смысла, корректировка своей интерпретации

- Дополните недостающие данные в таблицу.

- Как мы определим тему стихотворения? Какова основная мысль произведения? Каким образом автор смог подвести нас к выводу?

Фамилия автора

Название произведения

жанр

тема

Основная мысль

Н. Заболоцкий

Лебедь в зоопарке

стихотворение

О природе

Лебедь в неволе

Добро и зло

2 картины мира

Вывод: люди, помещающие животных в зоопарк, не думают, что в клетку закрывают красоту и детёныши остаются без родителей и могут погибнуть. Пребывание лебеди в зоопарке противоестественно. Но в последних строках стихотворения слышится надежда, что всё изменится. Птица будет свободной.

Нужны ли зоопарки, если животные там страдают?

Моделирование обложки. Давайте добавим на книжную полку новую книгу.

(жанр – треугольник зелёного цвета)

- Можно ли считать работу с текстом завершённой? Что необходимо сделать? Что значит читать выразительно?

- Приготовьтесь читать выразительно (про себя, в парах, пред классом). Может быть использовано в качестве домашнего задания.

- Вспомните слова Н. А. Заболоцкого …. Как бы вы ответили на этот вопрос?

- Поэты и художники в своём творчестве касались темы красоты лебедей. Лебедь – символ красоты и свободы. Я предлагаю вам выпустить лебедей на свободу. Пусть они несут радость всем. На фигурке лебедя каждый напишет свои пожелания или впечатления от урока.

(на доске – озеро, куда ученики помещают своих лебедей).

Памятка для учителя

Подготовка текста для продуктивного чтения на уроке :

1. Прочитайте текст, выделите в нем фактуальную, подтекстовую и концептуальную информацию

2. Определите роль данного текста на уроке (чаще всего для поиска решения проблемы, возможно специальное продуктивное задание к тексту)

3. Сформулируйте задания для работы с текстом до чтения (заглавие, выделенные слова и т. п.)

4. Выделите в тексте места остановок во время чтения (вопросы к автору, комментарии, словарная работа)

5. Сформулируйте главный смысловой вопрос после чтения (или проверка выполнения продуктивного задания к тексту

Какие образовательные результаты обеспечивает технология продуктивного чтения?

1. Коммуникативные – формулировать свою позицию, адекватно понимать собеседника (автора)

2. Познавательные – извлекать, интерпретировать, использовать текстовую информацию

3. Личностные – в случае, если анализ текста порождает оценочные суждения

4. Регулятивные – умение работать по плану (алгоритму)

Навыки и умения грамотного чтения делятся на 4 уровня сложности

1уровень – ученик умеет находить в текстах явную информацию, воспроизводить её без искажений и выполнять простое обобщение найденной информации;

2 уровень - ученик умеет находить в текстах неявную (скрытую) информацию и предъявлять её в адекватной форме;

3 уровень – ученик умеет интерпретировать найденную на основе сопоставления и обобщения информацию, выявлять авторскую точку зрения; и обобщать информацию;

4 уровень – ученик может применить полученную в результате чтения информацию для объяснений новой ситуации

Типы учебных заданий, связанных с основными группами читательских умений (деятельность)

1гр. Поиск информации, заданной в явном виде:

-найти конкретные сведения;

найти значения слова и фразы;

определить тему или основную идею, если они представлены в тексте в явном виде;

определить время и место действия рассказа.

2гр. Формулирование прямых выводов, заключений на основе фактов, имеющихся в тексте:

установить связь между событиями;

понимать, какое существительное заменяет местоимение, встретившееся в тексте;

понимать (определять) обобщения, имеющиеся в тексте;

выводить общий смысл, основываясь на серии аргументов.

3гр. Интерпретация и обобщение информации :

распознать общую идею или тему текста;

описывать отношения между героями;

сравнивать и противопоставлять информацию, почерпнутую из текста;

понимать настроение и общий тон рассказа;

находить практическое применение информации из текста.

4 гр. Оценка содержания, языка и структуры текста:

оценивать правдоподобность описанных событий;

описывать, какими средствами автор воспользовался для создания неожиданного эффекта;

оценивать полноту или ясность информации, представленной в тексте;

определять отношения автора к основной теме текста.

Организуя работу по формированию читательской грамотности в образовательном процессе, педагог должен уметь не только классифицировать учебные задания по основным типам читательских умений, но и уметь определять вид деятельности, который выполняет ученик и учить этому детей.

Сейчас мы будем работать с текстом. Ваша задача: прочитав текст, ответить на вопросы и написать у каждого ответа уровень сложности вопроса и определить вид деятельности, который вы выполняли.

При работе с текстом нужно учить детей различать уровни сложности вопросов и вид деятельности.

Публикации по теме:

Развитие выразительности речи младших школьников на уроках литературного чтения «Развитие выразительности речи младших школьников на уроках литературного чтения» Статья Задача учителя начальных классов заключается.

Формирование навыка чтения на английском языке у младших школьников To read, or not to read, that is the question. Читать или не читать – вот в чём вопрос. Обучение чтению является в образовании важным.

Работа с текстом как основной способ формирования читательской функциональной грамотности обучающихся начального образования VI педагогическая конференция учителей начального общего образования «Развитие функциональной грамотности обучающихся начального общего.

Формирование у дошкольников читательской культуры, через совместную театрализованную деятельностьФормирование у дошкольников читательской культуры, через совместную театрализованную деятельность Значение книги в жизни человека огромно. Её не зря называют источником знаний. Книга даёт возможность домыслить, «дофантазировать». Она.

Мастер-класс для педагогов начальной школы «Использование приемов мнемотехники для развития памяти младших школьников» Мастер-класс для педагогов начальной школы на тему: Использование приемов мнемотехники для развития памяти младших школьников Подготовила:.

Мастер-класс «Осенняя корзинка» для дошкольников и младших школьниковМастер-класс «Осенняя корзинка» для дошкольников и младших школьников МАСТЕР- КЛАСС: «ОСЕННЯЯ КОРЗИНКА» Мир осенней природы таинственен и необыкновенно красив. Создавая поделки из природного материала, происходит.

Мастер-класс «Использование технологий продуктивного чтения» Хочу представить вашему вниманию мастер - класс по теме «Использование технологии продуктивного чтения» Мне понадобится помощь моих коллег,.

Мастер-класс «Развитие речи и творческих способностей у детей через технологию «Друдлы» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 85 комбинированного вида Мастер-класс «Развитие речи и творческих.

Мастер-класс «Технология продуктивного чтения. Приемы» Добрый день, уважаемые коллеги! Хочу представить вашему вниманию мастер - класс по теме «Использование технологии продуктивного чтения».

Методические разработки для младших школьников «Формирование духовно-нравственных качеств младших школьников» Аннотация Методическое пособие содержит описание методик и игр, целью которых является формирование и закрепление у подрастающего поколения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс «Формирование читательской грамотности у младших школьников через технологию продуктивного чтения»
Опубликовано: 5 ноября 2019 в 18:49
+14Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс «Формирование читательской грамотности у младших школьников через технологию продуктивного чтения»» (включая файлы) размещена пользователем Анна Лобакова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД