Евгения Кокчева
Мастер-класс «ТРИЗ технология в детском саду»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс Технология ТРИЗ
1. Способствовать практическому освоению педагогами идеи и концепции технологии ТРИЗ через активные формы работы.
2. Формировать нестандартное педагогическое мышление в решении творческих заданий. Развивать креативность педагогов.
Предварительная работа: Подготовка материала для проведения мастер-класса, мультимедийная презентация.
"Каждый ребенок изначально талантлив и даже гениален,
но его надо научить ориентироваться в современном мире,
чтобы при минимуме затрат достичь максимум эффекта"
(Г. С. Альтшуллер).
Публикация «Мастер-класс „ТРИЗ технология в детском саду“» размещена в разделах
Жизнь в наши дни не стоит на месте. Наступило то время, когда важно формировать у людей умение жить в изменяющемся мире. Испокон веков общество стремилось прививать подрастающему поколению черты, необходимые для жизни в существующем обществе. Менялись лишь требования к тем самым передаваемым чертам и способам их прививания. Одна из основных задач всех педагогов согласно ФГОС– воспитание нового поколения людей, обладающих высоким творческим потенциалом.
Детский возраст – период бурной деятельности. Поэтому НОД с использованием ТРИЗ – это коллективная игра, по существу, творческая работа, а значит, интенсивное ощущение радости жизни. Радость ребёнку необходима, как кислород, она вызывает прилив сил, даёт возможность полнее раскрыться творческим способностям.
Целью использования ТРИЗ – технологии в детском саду является развитие с одной стороны таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность, а с другой стороны поисковой активности, стремления к новизне, развитие речи и творческого воображения.
Технология ТРИЗ содержит множество разнообразных методов, которые с успехом можно использывать в работе с дошкольниками:
1.
Метод мозгового штурма. Участники обсуждения проблемы должны высказать максимальное число вариантов ее решения, вплоть до самых фантастичных и парадоксальных. Из этих вариантов затем и выбирают оптимальный. Конечно, решаемые задачи должны соответствовать возрасту дошкольников (например, как можно потушить пожар в доме, если нет воды). При мозговом штурме развиваются способности слышать друг друга в конструктивном споре, не бояться критики, отстаивать свою точку зрения, лояльно относиться к другим мнениям, анализировать, понимать, что не бывает безвыходных ситуаций.
2.
Метод каталога. Хорош для развития речи ребенка, учит его основам творческого рассказывания. Суть метода в том, что дошкольники ищут ответ на вопрос педагога, произвольно указывая на любое место книжной страницы. Полученные слова, не связанные между собой, нужно соединить в последовательную историю. Главное здесь для педагога – грамотно подобрать вопросы и задавать их в правильной последовательности.
3. Метод фокальных объектов. Развивает фантазию, речь, воображение ребенка, умение управлять мышлением. Суть метода в том, чтобы «примерять» свойства одних объектов на другие (внешне они должны быть не связаны между собой). Дети учатся устанавливать ассоциативные и причинно-следственные связи между случайными объектами. Дошкольникам предлагают несколько разнородных объектов, они должны назвать их основные свойства, а затем нужно придумать, как перенести их на задуманный объект.
4. Кроме того, существуют методы системного и морфологического анализа, типового фантазирования, мышления по аналогии, метод Робинзона и множество других. Каждый из них решает свои задачи. Но общий девиз методов работы в ТРИЗ – любознательность и творчество во всех проявлениях.
Моя работа с детьми включает использование методов и приёмов ТРИЗ для развития творческого потенциала. Здесь я могу выделить следующие этапы:
Выявление противоречий в предмете или явлении (в нем всегда что-то хорошо, а что-то плохо)
Изобретательство. Дети учатся искать и находить собственный вариант решения проблемы. Они фантазируют, соображают, придумывают новые объекты.
Решение сказочных задач, сочинение новых сказок. Здесь возможны самые разные виды творческой деятельности: игры, рисование, конструирование, лепка.
Поиск выхода. С помощью полученных знаний, интуиции, применяя оригинальные способы решения, дошкольник учится искать и находить выход из сложной ситуации, он старается рассчитывать свои силы и способности для решения поставленной задачи
Прежде чем перейти к ТРИЗовским играм, мне хотелось бы настроить Вас на творческое нешаблонное мышление. Послушайте задачу и помогите мне её решить. У вас есть кошка, которую необходимо ежедневно кормить. Вам нужно уехать на несколько дней и решить проблему с кормлением. Попросить помочь вы никого не можете. Оставить много еды за один раз нельзя – кошка ее съест, и всё равно будет голодать. Как поступить в этом случае?
Каждый из вас высказал свое предположение, но пришли вы к этому через тщательный логический анализ, что и представляет собой творческое мышление.
А сейчас попробуем немного окунуться в технологию творчества – ТРИЗ. Проиграем и разберем основные этапы моей работы с детьми по данной технологии, о которых я говорила ранее.
Игра «Превращения» учить детей фантазировать, изобретать
Содержание: Взрослый даёт задание назвать то, во что может превратиться кружка без ручки (в стакан, кепка без козырька (в шапку, кувшин без горлышка и ручки (в вазу, диван без спинки (в кровать, стул без спинки (в табурет, кресло без подлокотников (стул).
Игра «Аукцион» (качественные ресурсы некачественных объектов)
На «аукцион» выставляется пустая баночка из-под йогурта, бумажная салфетка. Педагоги по очереди называют все ресурсы использования этих предметов. Побеждает тот, кто последним назовет возможный способ применения данных объектов.
Игра «Кто-кто в теремочке живет?"
Цель: научить ребенка элементам анализа, побудить его замечать общие признаки путем их сравнения.
Понадобятся: красочные изображения разных предметов, например: груша,
ручка, дом, рюкзак, кастрюля, цветок и так далее.
Вступление: вспомнить вместе с детьми сказку "Теремок" и предложить разыграть ее так, как это делают в стране Перевертышей.
Ход игры: каждый ребенок с закрытыми глазами вытягивает свой рисунок и играет за нарисованный предмет. Ведущий выбирает хозяина теремка короля
Перевертышей, который созвал своих друзей на пир. Персонажи по очереди
подходят к теремку. Первый приглашенный задает вопрос:
Тук, тук, кто в теремочке живет?
Я . (называет себя, например, цветок). А ты кто?
А я . (называет себя, например, груша). Пустишь меня в теремок?
Пущу, если скажешь, чем ты на меня похож.
Гость внимательно сравнивает два рисунка и называет найденные общие моменты.
Например, он может сказать, что и у цветка, и у груши есть веточка. После этого
первый участник заходит в теремок, а к хозяину уже стучится следующий гость.
И в конце своего мастер-класса предлагаю вам подвести итог и выбрать для себя подходящую шляпу (прием «Шесть шляп мышления» Эдварда де Боно)
Белая — вы готовы перечислить с какими методами работы вы познакомились для использования технологии ТРИЗ.
Желтая- готовы поделиться тем, что интересного и полезного узнали на сегодняшнем мастер-классе.
Черная- готовы высказать что вызывает трудности и что было не понятно.
Красная- поделиться эмоциями, которые вызвал сегодняшний мастер-класс.
Зеленая- готовы предложить где могут пригодиться полученные знания на сегодняшнем мастер-классе.
Синяя- просто готовы внимательно выслушать ответы остальных шляп.
Используйте различные приемы ТРИЗ, и перед вами в полной мере раскроется неиссякаемый источник детской фантазии. А чтобы вы лучше освоили технологию ТРИЗ я приготовила для вас буклеты.
Я постаралась подобрать игры, в которые вы можете играть с детьми в различные режимные моменты. ТРИЗ дает вам и детям методы и инструменты творчества, которые осваивает человек независимо от своего возраста. Владея единым инструментом, дети и взрослые могут легче найти общий язык, понять друг друга.