Семукова Татьяна
Формирование основ экологической культуры как одна из задач воспитания дошкольников. Часть 3
▼ Скачать + Заказать документы
3.2 Формы и методы используемые для формирования экологической культуры дошкольника
Возможности дошкольного периода в становлении начал экологической культуры велико, их реализация целиком связана с содержанием и методами экологического воспитания детей. Использование различных форм и методов в развитии основ экологической культуры дошкольников развивает интеллект детей.
Публикация «Формирование основ экологической культуры как одна из задач воспитания дошкольников, Часть 3» размещена в разделах
Формами организации деятельности детей при ознакомлении их с природой являются занятия, экскурсии, прогулки, работа в уголке природы, работа на земельном участке.
Е. Н. Водовозова рекомендовала следующие методы и формы ознакомления дошкольников с природой : наблюдения, экскурсии, прогулки, организацию живых уголков, детский огород и цветник, беседы, художественный рассказ педагога, использование картин художников, календаря природы. Из них она справедливо отдавала предпочтение непосредственному общению ребенка с природой. Очень высоко Е. Н. Водовозова ценила в воспитательном отношении труд детей в природе. Воспитание трудолюбия должно начинаться с приучения детей к самообслуживанию, привлечения к огородным работам (выращивание овощей и цветов). Она рекомендовала обращать внимание ребенка во время прогулок на яркие, живописные картины природы: красивый пейзаж, блеск солнца, его закат, вид безбрежного моря, его могучие волны, игра в них солнечных лучей; «…не пропускайте без внимания ни дерево, ни кустика, ни цветка, ни порхающей бабочки, ни красивой божьей коровки, ни протекающего ручейка, ни капли дождя на листьях, когда они дрожат, как алмазы, и переливаются множеством цветов» [2, электронный ресурс].
Только в процессе совместной деятельности взрослого и ребёнка можно достичь усвоения определённых знаний, выработать навыки и умения, развить способности, сформировать нравственные качества личности. Для этого в работе с детьми мы используем разнообразные методы: наглядные, практические и словесные.
К наглядным методам относится: наблюдение, рассматривание картин, демонстрация моделей, кинофильмов, диафильмов, диапозитивов.
– Наблюдение – целенаправленное, планомерное восприятие предметов и явлений окружающего мира. Организуется воспитателем при ознакомлении детей с растениями и животными, погодой, трудом взрослых в природе. В работе с маленькими детьми - оно кратковременно. Чтобы удержать внимание детей, воспитатель даё т некоторым из них поручения: насыпать зерно в кормушку или полить цветок. Чтобы помочь выделить признаки животного, предлагает его погладить (если это возможно). При коллективных наблюдениях используются игровые приё мы: имитация движений, звуков, установление своеобразных контактов («Птичка поёт песенку для детей», «Рыбка плывёт к Свете», сюрпризные моменты, разнообразные обследовательские действия: подставить ладошку солнцу, понюхать цветок.
Рассматривание картин, фотографий, иллюстраций в книгах даёт возможность подробно рассмотреть явления природы, познакомить с явлениями, недоступными для непосредственных наблюдений (лес, море, муравейник, вулкан, дятел, белка.). Наглядные методы с наибольшей полнотой соответствуют возможностям познавательной деятельности детей дошкольного возраста, позволяют сформировать у них яркие, конкретные представления о природе.
Через практические методы дети накапливают чувственный опыт, творчески осваивают приобретённые знания. Практические методы — это игра, элементарные опыты и моделирование Использование этих методов в процессе ознакомления с природой позволяет воспитателю уточнять представления детей, углублять их путем установления связей и отношений между отдельными предметами и явлениями природы, приводить в систему полученные знания, упражнять дошкольников в применении знаний.
Дидактические игры:
– предметные – игры с листьями, семенами, цветами, фруктами, овощами: «Чудесный мешочек», «Отгадай овощи». В них формируются умения обследовать предметы.
– настольно – печатные: «Зоологическое лото», «Времена года». Дают возможность у детей восстанавливать по слову образ предмета или явления.
– словесные: «Кто летает, бегает, прыгает», «Четвёртый лишний». Помогают закрепить знания детей о функции и действиях предметов.
– игровые упражнения и игры – занятия: «Найди по листу дерево», «Узнай на вкус». Развивают наблюдательность и умение различать предметы по качествам и свойствам.
– подвижные игры природоведческого характера: «Кот и мыши», «Солнышко и дождик», «Съедобное – несъедобное». Игры создают у детей положительный эмоциональный настрой, способствуют углублению интереса к природе.
– творческие игры: строительные игры с природным материалом: песком, глиной, камешками, снегом, водой, шишками. Дети, созидая, познают свойства и качества материалов.
Труд в природе создаёт благоприятные условия для сенсорного воспитания, формирует бережное, заботливое отношение к природе, способствует воспитанию ответственного отношения к своим обязанностям, является способом развития наблюдательности, способствует формированию трудолюбия, даёт возможность получать представления об объектах труда, свойствах и качествах растений, о животных, о сезонных изменениях в природе. Дети младшего дошкольного возраста помогают воспитателю в уходе за животными и растениями в уголке природы, в зимнем саду и на участке.
Опыт – наблюдение, проводимое в специально организованных условиях. Используется как способ решения познавательной задачи и для ознакомления со свойствами воды, песка, глины. Может проходить как длительное сравнительное или кратковременное наблюдение. Целенаправленные, организованные наблюдения, воспитателям дают возможность сформировать не только конкретные, но и обобщенные представления, научить детей ориентироваться на наиболее значимые признаки объектов и явлений.
Словесные методы – методы, с помощью которых конкретизируют, пополняют, уточняют, систематизируют и обобщают знания детей о природе, формируют природоведческие понятия:
1. Рассказ воспитателя действует не только на ум, но и на чувства ребёнка. Поэтому, мы стараемся, чтобы он должен быть ярким, образным, конкретным и обязательно сопровождаемый иллюстрациями.
2. Беседа бывает предварительная (проводится перед наблюдением или экскурсией) и итоговая (направлена на закрепление полученных знаний и впечатлений).
3. Чтение художественной литературы. Детская книжка о природе используется педагогом, прежде всего в воспитательных целях. Она имеет огромную познавательную ценность. Взаимоотношение ребенка с природным миром осуществляется посредством фольклорных форм - сказок, народных календарей, пословиц, поговорок, загадок, закличек, песенок. Творчество педагогов, использование ими в работе с дошкольниками фольклорных элементов позволяет детям приобщаться к достижениям истории культуры и осваивать их. Фольклорные формы несут в себе опыт взаимодействия человека с природой и выполняют сегодня экологическую роль в жизни ребенка. Являясь видом искусства, художественная литература воздействует не только на сознание, но и на чувства ребёнка. Основоположниками детской природоведческой книги являются В, Бианки, М. Пришвин, Е. Чарушин. В основе каждого рассказа, сказки лежат точные факты, научные сведения об окружающей природе.
Воспитатель использует детскую природоведческую литературу для того, чтобы показать ребёнку, что мир природы находится в постоянном изменении, развитии. Чтение небольшого рассказа, сказки может предшествовать наблюдению, помогая вызвать интерес к нему.
Образный язык пословиц, поговорок, загадок, небольших стихов в процессе наблюдения помогает выделить особенности явления, определённые качества предмета, усилить эстетическое восприятие природы. Словесные методы используются для расширения знаний детей о природе, систематизации и обобщения их. Словесные методы помогают формировать у детей эмоционально положительное отношение к природе.
Ознакомление с природой - одно из средств всестороннего развития и воспитания детей, становления личности.
Вывод
В педагогическом процессе используются различные формы организации детей при ознакомлении их с природой. Занятия или экскурсии чаще всего проводятся со всеми детьми (фронтальная форма организации). Труд и наблюдения за природой лучше организовать с небольшой подгруппой или индивидуально. Используются и различные методы обучения (наглядные, практические, словесные).
Методы обучения — это способы совместной деятельности воспитателя и детей, в ходе которых осуществляется формирование знаний, умений и навыков, а также отношение к окружающему миру. При ознакомлении детей с природой широко используются все указанные методы.
В работе по ознакомлению детей с природой необходимо использовать разные методы в комплексе, правильно сочетать их между собой. Выбор методов и необходимость комплексного их использования определяются возрастными возможностями детей, характером воспитательно-образовательных задач, которые решает воспитатель.
Руководя познанием природы и приобретением детьми разных навыков и умений, воспитатель применяет разнообразные методы, но предпочтение следует отдавать тем методам, которые обеспечивают непосредственное восприятие природы и активное овладение навыками. К таким методам формирования экологической культуры относятся наблюдение, элементарные опыты, моделирование, игра, рассказ, беседа, чтение произведений, проводимые с демонстрацией натуральных объектов или их изображений.
Таким образом, можно сказать о том, что при формировании экологической культуры дошкольников используется большое разнообразие средств и методов экологического образования, при условии их целенаправленного выбора. Но следует отметить и тот факт, что ряд методов будут наиболее эффективны, если их использование осуществляется в неразрывной связи с развивающей экологической средой, которая в свою очередь является «базой» для их рационального использования. Следует отметить и то, что для комплексного решения поставленных задач по формированию основ экологической культуры целесообразно использовать сочетание ряда методов и средств экологического образования детей дошкольного возраста.
Заключение
Природа- источник материальных и культурных благ человека и могучий источник познания. Познание природы, проникновение в ее причинно- следственные связи между объектами и явлениями развивает мышление и способность к формированию научного мировоззрения.
Воспитательное значение природы трудно переоценить. Развитие ребенка в первые годы жизни в значительной степени зависит от природного окружения. Дело охраны природы зависит в большей мере от сознательности каждого человека, его гражданской ответственности за судьбу родной природы, и это в свою очередь требует усиления внимания к воспитанию у людей бережного отношения к природе, начиная уже с дошкольного возраста – периода становления основ будущей личности. Воспитание бережного и заботливого отношения к живой и неживой природе возможно тогда, когда дети будут располагать хотя бы элементарными знаниями о них, овладеют несложными способами выращивания растений, ухода за животными, наблюдать природу, видеть ее красоту.
На этой основе и формируется любовь детей к природе, к родному краю. Общение с природой, познание ее тайн облагораживает человека, делает его более чутким. Чем больше мы узнаем природу своей Родины, тем больше мы начинаем любить ее, а значит, и беречь. Человек, овладевший экологической культурой, подчиняет все виды деятельности требованиям рационального природоиспользования, заботится об улучшении окружающей среды, не допускает ее разрушения и загрязнения.
Итак, на основе выше изложенного можно сказать следующее:
– итогом экологического образования должно стать высокоразвитое экологическое сознание, экологическое мышление составляющие экологическую культуру личности;
– экологическая культура личности включает в себя знание основных законов природы; понимание необходимости считаться с этими законами и руководствоваться ими во всем; стремление к оптимальности в процессе личного и производственного природоиспользования; выработку чувства ответственного отношения к природе, окружающей человека среде, здоровью людей;
– экологическая культура сложная категория, которая развивается на протяжении всей жизни человека, начиная с дошкольного детства;
– становление экологической культуры происходит при участии и под руководством взрослого;
– интерес к процессу формирования экологической культуры детей дошкольного возраста привел к большой экспериментальной работе в этом направлении, в ходе которой различные теоретики и практики дошкольного образования стали создавать программы по экологическому образованию детей дошкольного возраста; в данных программах определено содержание экологической культуры детей дошкольного возраста на каждом возрастном этапе.
Несмотря на различие теоретических воззрений в практике воспитательно-образовательной работы ДОУ по формированию экологической культуры дошкольников используются разнообразные средства и методы, имеющие свою специфику и особенности применения на разных ступенях дошкольного детства. Основным содержанием экологического воспитания является формирование у ребенка осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его, и с которыми он знакомится в дошкольном учреждении.