Ирина Тихонова
Мастер-класс составление рассказа по картине
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер – класс на тему :
Составление рассказа по картине
Подготовила и провела:
воспитатель Тихонова И. С.
Цель мастер-класса : повышение профессионального мастерства педагогов – участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения по освоению опыта работы педагога-мастера.
Задачи:
Публикация «Мастер-класс составление рассказа по картине» размещена в разделах
обучающие - обучение участников мастер-класса конкретным навыкам, составляющим основу транслируемого педагогического опыта, и способам достижения намеченных результатов
развивающие - демонстрация умения педагога-мастера проектировать успешную деятельность обучающихся; активизация познавательной деятельности участников мастер-класса;
воспитательные - рост мотивации участников мастер-класса к формированию собственного стиля творческой педагогической деятельности.
Интеграция образовательных областей: коммуникация, художественное творчество, познание, физическая культура, музыка, социализация, ознакомление с художественной литературой.
Оборудование: Магнитофон, репродукция картины В. М. Васнецова “Аленушка”; серия карточек – символов (вопросительный знак, место действия, время действия; композиция картины, действующие лица, одежда, настроение и характер действующих лиц, цветовая палитра, символ “сердце”).
Форма проведения: совместная деятельность.
Методические приемы: показ, беседа, игра, моделирование, рассказ, сюрпризный момент.
Ход мастер-класса :
Вводная часть (5 мин)
Приветствие педагогов – участников.
Актуализация. Одним из важнейших показателей речевого развития ребенка, является развитие связной речи. Только в связной речи в диалоге, монологе, рассказывании и пересказе можно четко проследить все основные аспекты, характеризующие нашу речь. Инновационные формы работы над рассказом и пересказом позволяют детям более эффективно усвоить предлагаемый материал, сократить временной интервал, повысить познавательный интерес ребенка, за счет использования новых приемов удается создать благоприятный эмоциональный фон, повысить заинтересованность, активизировать не только речь и память, но и воображение, логическое мышление, творческое начало.
Тема моего мастер – класса : «Составление рассказа по картине В. М. Васнецова “Аленушка» в старшей группе. Именно этот вид работы актуален и вызывает трудности у ребят в детском саду на занятиях речевого развития.
Цель: обучение детей составлению рассказа с использованием символов (заранее нарисованных).
Задачи:
образовательные – формировать умения рассматривать картину, выделять основной сюжет, самостоятельного рассказывания по наглядной опоре, создавая сюжет в логически правильной последовательности, формировать лексико-грамматический строй речи;
развивающие – развивать внимание, мышление, воображение, умение грамматически правильно и логически последовательно строить свои предложения, подбирать для рассказа подходящие факты и события, с опорой на символы;
воспитательные - учить внимательно слушать воспитателя, свою речь, стимулировать желание придумать оригинальную интересную для слушателей историю, не перебивать товарищей.
Основная часть (20 мин)
Я представляю вам ход НООД по обучению составления рассказа по картине В. М. Васнецова «Аленушка» в старшей группе.
Я попрошу участников, пройти на ковер, встать в круг и сделать психогимнастику (проводится под спокойную музыку, звуки природы весной).
Цель: создать положительный настрой, устранить замкнутость, снять напряженность.
- Давайте подарим друг другу улыбку. Пусть наша добрая улыбка согреет всех своим теплом.
1. Организационный момент. Использую сюрпризный момент.
Цель: вызвать интерес к занятию, поднять настроение.
Стук в дверь. Заходит Почтальон- Печкин под музыкальное сопровождение песнИ «Простоквашено». У него в руках посылка.
Печкин: -Здравствуйте! Дети из другого сада прислали вам подарок на память.
Воспитатель: Спасибо Печкин, ребята давайте посмотрим, что там. Посмотрите это картина В. М. Васнецова «Аленушка».
Сообщение темы занятия
- Ребята, давайте внимательно рассмотрим эту картину и расскажем, что на ней изображено.
2. Работа с картиной. Беседа по теме.
Использую наглядное моделирование.
На мольберт выставляется картина В. М. Васнецова «Аленушка. На каждую названную детьми основную примету, на наборное полотно выкладываю соответствующую деталь (солнце, проталина, травка, цветы, ручей, птицы, животные).
Цель: учить детей использовать наглядное моделирование, замещать реальный предмет плоскостной деталью, расставлять события в правильной последовательности и находить ошибки в неправильной последовательности действий, продолжать расширять знания о сюжете картины. (С каждой названной приметой весны плоскостные детали выкладываются на наборное полотно).
-Посмотрите на картину. Это натюрморт? Это пейзаж? Это портрет? Объясните, почему это пейзаж. (Дети дают свои объяснения).
- Картина называется “Аленушка”. Написал ее художник Виктор Михайлович Васнецов. Кто изображен на картине? (На берегу озера, на камне, сидит, задумавшись, девушка.)
- Какое произведение устного народного творчества напоминает эта картина? Почему?
- Художник написал “Аленушку” под впечатлением известной народной сказки “Сестрица Аленушка и братец Иванушка”. Сейчас эта картина хранится в Третьяковской галерее.
- Вспомните, о чем рассказывает русская народная сказка? Кто ее герои? Какое зло приключилось с ними? (Ответы детей).
- Есть ли в сказке то, что изображено на картине В. Васнецова? (Нет, в сказке по берегу пруда бегал козленочек и жалобно звал сестрицу, а Аленушка лежит на дне пруда с тяжелым камнем на шее. Картина не соответствует сюжету сказки.)
- В. Васнецов изображает не сказочный персонаж, а правдивый образ бедной крестьянской девушки, видимо, сироты.
- Как изображена Аленушка? Что можно сказать о выражении лица, настроении, о ее одежде? - выставляются карточки-символы - (Аленушка изображена почти в центре картины. Лицо ее выражает тревогу, печаль. Особенно ярко выделяются на нем глаза. Аленушка смотрит на воду, но как будто не видит ее. Чувствуется, что девушка чем-то озабочена, она грустит. Одета девушка очень просто, бедно: на ней старый пестрый сарафан и голубая кофточка.)
- Что делает девушка? – символ - (Она босиком сидит на камне. Аленушка положила голову на колени.)
- Какие чувства вызывает она у вас? - символ “сердце” (Картина навевает грусть. Жалко бедную девушку, которая осталась одна со своею печалью в темном лесу на берегу озера).
- Какие краски использует Васнецов для изображения Аленушки? – символ “цветовая палитра” - (Серо-голубые для одежды; светло-розовые для лица и рук, для рисунка на сарафане; зеленые различных оттенков: от светлого до темно- зеленого, почти черного.)
3. Динамическая пауза.
Раз – два – три – четыре – пять –
В лес отправимся гулять. (Обычная ходьба)
По извилистым тропинкам потихоньку мы пойдем. (Ходьба “змейкой”)
Может быть, и под листочком
Сладкую ягоду найдем.
На носочки дети встали, по дорожкам побежали (Бег на носках)
И на каблучках пойдем,
Через лужи перейдем. (Ходьба на пятках)
Отдохнули, вот и славно.
Цель: давать выход запасам энергии ребенка, развитие координации движений, повысить положительный настрой и укрепить психоэмоциональное здоровье, развитие навыков общения, развивать быстроту реакции.
(Затем дети садятся на свои места).
4. Продолжение работы над картиной.
Поговорим теперь о главном.
Цель: Закрепить и упорядочить накопленные детьми представления и знания о времени года – осень, учить видеть красоту осенней природы, активизировать словарь детей в согласование существительных с прилагательными.
- Где происходит действие картины? – символ - (Алёнушка сидит на сером камне на берегу озера, вода в котором черная. Кругом темный лес, пожелтевшая трава).
- Какое время года изобразил художник? По каким признакам можно это определить? (Художник изобразил раннюю осень. Мы видим желтые листья, слегка пожелтевшую траву. Небо хмурое, холодное, осеннее.) – схема по описанию признаков.
- Подберите теперь слова-признаки к словам небо (осеннее, хмурое, унылое, серое); листья (опавшие, пожелтевшие, желтые); озеро (глубокое, бездонное); вода (темная, почти черная, холодная); лес (мрачный, темный, таинственный).
-
5. Зрительная гимнастика.
Цель: укрепления глазных мышц, снятия общего напряжения, утомления, улучшения кровообращения, развивает способность к концентрации взгляда на ближних объектах.
Вот стоит осенний лес!
В нем много сказок и чудес (Выполняют круговые движения глазами).
Слева - сосны, справа – дуб. (Выполняют движения глазами влево – вправо).
Дятел сверху, тук да тук. (Выполняют движения глазами вверх – вниз).
Глазки ты закрой – открой
И скорей бегом домой
6. Составление рассказа детьми с использованием карточек-символов.
Цель: продолжать формировать навыки самостоятельного рассказывания по наглядной опоре, создавать сюжет в логически правильной последовательности, правильно строить свои предложения, стимулировать желание придумать оригинальную интересную для слушателей историю, развивать связную речь, обогащают словарный запас детей, развивать мыслительные процессы, формировать лексико-грамматический строй речи.
- Сейчас мы будем описывать картину, а помогут нам эти карточки – символы (воспитатель напоминает значение карточек и выставляет их в последовательности рассказа : вопросительный знак, место действия, время действия, композиция картины, действующие лица, одежда, настроение и характер действующих лиц; цветовая палитра, символ “сердце”)
Участники мастер-класса представляют свои рассказы.
Подведение итога занятия. Оценка рассказов.
- Что для вас было самым трудным на занятии? Что понравилось больше всего? А вот что я думаю о вашей работе на занятии.
Заключительная часть (5 мин).
Уважаемые коллеги, в ходе сегодняшнего мастер – класса мы вместе с Вами реализовали поставленные задачи и достигли цели в умении составления рассказа детьми по картине.
Выводы
Данная работа оказала эффективность речевого развития средствами обучения рассказыванию с помощью приема моделирования
1. Использование символов в рассказывании положительно повлияло на речь, что говорит о перспективности данного вида работы.
2. Система работы дает возможность удовлетворить коммуникативную потребность, проявить творческую активность, самостоятельность.
3. Использование различных методов составления рассказа по картине смогли достигнуть такого результата.
Результат проведенного мастер - класса :
Проведению мастер-класса способствовало : накопление достаточной базы знаний, умений, навыков и материала по обучению детей рассказу не только используемыми традиционными формами, но и интересными более эффективными (моделирование); желание передать накопленный опыт другим специалистам, тем самым повысить качество образования в ДОО.