Наталья Воробьёва
Конспект мастер-класса «Самообразование педагога как условие его личностного и профессионального развития»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер – класс
«Самообразование педагога как условие его личностного и профессионального развития»
Слайд 1. Цель: передать опыт работы по проблеме самообразования воспитателя, слушателям, путем прямого и комментированного показа.
Публикация «Конспект мастер-класса „Самообразование педагога как условие его личностного и профессионального развития“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2024
План самообразования воспитателя входит в обязательную часть дополнительного развития педагога. Сами воспитатели относятся к подобным планам негативно, называют их «бумаготворчеством, бесконечной и пустой тратой времени, тогда как хочется просто работать с детьми». Несмотря на это, план помогает систематизировать работу воспитателя, отражает результативность его деятельности, позволяет выработать перспективу дальнейшего общения с детьми. В плане содержится программа методической деятельности на предстоящий
учебный год.
I. Презентация педагогического опыта
Проблема эффективности управления воспитателя учебно-познавательным процессом учащихся в детском саду может быть решена только при условии обеспечения высокой компетентности и соответствующего профессионального мастерства каждого педагога.
В настоящее время педагог должен не только отслеживать и изучать стремительно происходящие изменения в профессиональной отрасли, но и осваивать современные педагогические технологии, что обусловлено изменением педагогического мышления, привычных моделей поведения, индивидуального стиля деятельности.
Администрация детского сада должна способствовать формированию у педагога устойчивой потребности в самообразовании, непрерывно побуждать его к изучению новой информации и опыта, учить самостоятельно приобретать знания, создавать условия для их актуализации, творческого применения в различных ситуациях, приучать к самоанализу и самооценке. В процессе работы вставал вопрос: «Как обеспечить высокий уровень самообразования педагогов детского сада?», какие методы работы использовать для того, чтобы наши воспитатели не просто отрабатывали свои часы, но стремились повысить уровень своего педмастерства, чтобы у них возникла потребность в профессиональном самовоспитании, формировалась способность к критическому анализу.
Именно на эти вопросы, мы постараемся ответить в ходе нашей совместной деятельности. Во-первых, следует разобраться с самим словом «самообразование». Самообразование- это целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью; приобретение систематических знаний в какой-либо области. В основе самообразования лежит интерес сочетающийся с самостоятельностью.
Сущность самообразования заключается в умении самостоятельно добывать знания из различных источников, воплощать их в практических делах, развитии личности и совершенствовании профессионального мастерства. Процесс образования должен осуществляться добровольно, сознательно и планироваться человеком самостоятельно.
II. Представление системы методической работы мастером.
Какую же работу следует проводить в детском саду администрации для повышения уровня самообразования педагогов? Эффективным путем, первым шагом в практическом решении этой важной проблемы является составление педагогом плана по самообразованию.
Данная деятельность осуществляется по определённому алгоритму. А вот каков он, мы выясним с помощью наших коллег.
III. Имитационная игра.
Мастер : Уважаемые коллеги, вам предстоит собрать и восстановить алгоритм работы по самообразованию. Для каждой группы разрезаны этапы работы над проблемой самообразования, распределите их по порядку. (Приложение1)
1. Выбор направления и темы самообразования.
2. Формулирование цели и задач самообразования.
3. Определение круга источников информации.
4. Выбор формы самообразования.
5. Составление плана самообразования.
6. Определение результата самообразования.
7. Анализ и оценка деятельности в процессе самообразования, подготовка отчета. Слайд 3
Конечно, данный алгоритм не является идеальным и не может быть признан как единственно правильный. Возможно вносить в него изменения, дополнения, корректировки, но я постаралась выделить главное, основное, значимое в работе по самообразованию. Самое главное на наш взгляд это помочь каждому воспитателю составить поэтапный творческий план самообразования, вовремя проконтролировать выполнение его этапов, организовать отчётные работы.
Итак, вы абсолютно правильно справились с поставленной задачей, а сейчас вам предстоит составить план-схему самообразования, используя данный алгоритм.
1. Тему самообразования следует выбирать исходя из своих потребностей и методической темы, над которой планирует работать педагогический коллектив детского сада. Методическая тема детского сада звучит так: «Организация работы по речевому развитию детей в ДОУ в условиях реализации общеобразовательной программы с учетом ФГОС ДО».
-Педагоги, Вам на выбор предлагаются несколько тем для самообразования, выберите наиболее соответствующую, интересную, актуальную тему (обосновать) (Приложение 2)
2. Цель самообразования следует формулировать так, чтобы она звучала ёмко, отражала и уточняла тему самообразования. Задачи самообразования – это шаги по достижению цели.
Сформулируйте цели и задачи, вашей темы.
Целями самообразования могут быть :
• повышение уровня своей эрудиции, правовой и общей культуры;
• изучение и внедрение новых педагогических технологий;
• изучение и внедрение новых форм, методов и приемов обучения;
• совершенствование своих знаний в области педагогической психологии и др.
• повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности в данном вопросе.
Для реализации данных целей намечены следующие задачи:
Задачами самообразования могут быть :
• Изучить педагогические, психологические, методические литературные источники по проблеме, теоретические основы технологии.
• изучить методы в системе развития и воспитания дошкольников;
• совершенствовать профессиональную компетентность педагогов дошкольного образовательного учреждения в вопросах воспитания детей в соответствии с актуальными тенденциями развития современного общества.
• повысить компетентность родителей воспитанников по данной проблеме в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи.
• подготовить методические рекомендации по теме.
• обобщать и распространять собственный психолого-педагогический опыт.
3. Рассмотрим основные источники для занятий самообразованием.
Педагог самостоятельно добывает знания из различных источников, использует эти знания в профессиональной деятельности. В общем случае, все источники делятся на источники знаний, способствующие личностному росту, и источники, способствующие профессиональному росту. Важно не только правильно подобрать литературу для изучения, но и применить приобретенные знания на практике.
Слайд 4 4. Что касается выбора формы самообразования, то все формы самообразования можно условно поделить на две группы: индивидуальная и групповая. В индивидуальной форме инициатором является сам педагог, групповая форма в виде деятельности методического объединения, семинаров, практикумов, курсов повышения квалификации. Организовывается чаще всего руководством отделов образования и, к сожалению, в современных детских садах часто является единственным стимулом к самообразованию педагогов. Именно при сочетании всех форм воспитатель достигнет максимального результата.
5. На основании выбранной темы, цели и задач педагог разрабатывает личный план работы над поставленной перед собой проблемой. Итак, мы подошли к составлению плана по самообразованию.
6. Определение результата самообразования
Каждая деятельность бессмысленна, если в ее результате не создается некий продукт, или нет каких-либо достижений. Поэтому в личном плане самообразования педагога обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определенный срок.
А что, по вашему мнению, может быть результатом работы по самообразованию?
Результатами самообразования педагога могут быть :
• разработанные или изданные методические пособия, статьи, программы, сценарии;
• разработка новых форм, методов и приемов обучения;
• доклады, выступления;
• разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей;
• разработка и проведение открытых мероприятий по собственным, новаторским технологиям;
• создание комплектов педагогических разработок;
• проведение тренингов, семинаров, конференций, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме);
Если представить деятельность педагога в области самообразования списком глаголов, то получится: изучать, апробировать, анализировать, наблюдать, повысить собственный уровень знаний путём…
Чем мы должны заниматься при изучении темы по самообразованию?
• Изучать и внедрять новые педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения.
• Посещать НОД коллег и участвовать в обмене опытом.
• Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности
• Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии. и педагогики
• Систематически интересоваться событиями современной экономической, политической и культурной жизни.
• Повышать уровень своей эрудиции, правовой и общей культуры.
7. Анализ и оценка деятельности в процессе самообразования, подготовка отчета
По окончании работы над темой каждый педагог должен написать отчет с анализом, выводами и рекомендациями для других педагогов. Главное, чтобы педагог научился систематизировать и обобщать накопленный опыт.
Формами отчетных работ могут быть:
• обобщение опыта;
• доклад;
• сбор и анализ отчетной документации;
• презентации результатов работ перед педагогическим коллективом.
• НОД
Очень важно предоставлять подготовленные материалы на семинарах, педагогических советах. Эффективно показать результаты педагогического творчества путём размещения материалов в сети Интернет.
Умело ограненный алмаз становится бриллиантом. Умело организованная методическая работа делает процесс самообразования педагога перспективным, целесообразным и творческим!
Уважаемые коллеги, я познакомила вас с одним из вариантов составления плана самообразования, который позволит вам учиться, экспериментировать и делиться своими знаниями и опытом.
Рефлексия. (1 мин)
Для подведения итогов совместной работы я прошу вас высказать собственное мнение.
«Я» как чувствовал себя в процессе мастер-класса, было ли комфортно, интересно, доволен ли своей работой, приобрёл ли новые знания, опыт.
«МЫ» каков результат совместной работы, эффективно ли сработала группа
«ДЕЛО» имеет ли проделанная работа положительный результат, достигла ли конкретных целей, участники получили определённые знания и умения
Слайд 5 "Как никто не может дать другому того, что не имеет сам, так и не может развивать, образовывать и воспитывать других тот, кто не является сам развитым, воспитанным и образованным. Он лишь до тех пор способен на самом деле воспитывать и образовывать, пока сам работает над собственным воспитанием. "
А. Дистервег.