Наталья Попкова
Мастер-класс с воспитателями «Обогащение сюжета при организации ролевой игры в старшем дошкольном возрасте»
▼ Скачать + Заказать документы
«Обогащение сюжета при организации ролевой игры в старшем дошкольном возрасте»
Разработала и провела: старший воспитатель МДОУ «Детский сад № 36 «Колокольчик» Попкова Н. Н.
Публикация «Мастер-класс с воспитателями „Обогащение сюжета при организации ролевой игры в старшем дошкольном возрасте“» размещена в разделах
Цель: повышение педагогической компетенции воспитателей по проблеме активизации игровой деятельности дошкольников в условиях детского сада. Привлечение интереса к использованию технологической карты сюжетно – ролевой игры в работе с детьми дошкольного возраста.
Задачи:
-совершенствовать педагогическое мастерство;
- повышать методический уровень воспитателей по организации сюжетно-ролевой игры;
- познакомить с технологической картой сюжетно-ролевой игры;
- способствовать творческому поиску.
Комплексно – методическое обеспечение:
- технологические карты - схемы;
- тематическая картотека;
- маркеры, фломастеры;
Ход мастер - класса
1. Уважаемые коллеги! Я рада вас приветствовать на мастер-классе.
Ответьте, пожалуйста, на вопрос: «Какая деятельность дошкольников, согласно ФГОС ДО, является основной формой социализации детей»
Предполагаемый ответ: сюжетно-ролевая игра.
Да, игра в свете ФГОС выступает как основная форма социализации дошкольника. Основным видом игровой деятельности дошкольников являются сюжетно-ролевые игры. В сюжетно-ролевых играх дети воспроизводят все то, что они видят вокруг себя, в жизни и деятельности взрослых. В 21 веке у детей появились новые игры «Туристическое агентство», «Банк», «Супермаркет», однако наблюдая, за играми, можно сделать вывод, что дети затрудняются в развитии сюжета своих игр. Наша задача помочь детям обогатить игру содержанием, максимально насытить ее соответствующими действиями.
2. Сегодня я Вас познакомлю с методами обогащения сюжетно-ролевой игры. Один из методов - использование технологических карт.
Что такое технологическая карта?
Предполагаемый ответ: документ определяющий последовательность действий, связанный с осуществлением какого либо процесса.
Технологическая карта по игровой деятельности это – пошаговая инструкцию для детей по организации сюжетной игры. Она предлагает новый подход организации игры путем ее моделирования.
Предлагаю рассмотреть технологическую карту «Космическое путешествие», давайте определим предложенные игровые действия.
Предполагаемый ответ: строительство ракеты, физическая подготовка космонавтов, медицинский осмотр космонавтов, болезнь космонавта, поломка ракеты в полете.
Руководство сюжетно-ролевой игрой, процесс постепенной передачи дошкольникам усложняющихся способов построения игры. Рассмотрим на примере сюжетно-ролевой игры «Аэропорт» : прежде чем, предложить детям поиграть игру «Аэропорт», сначала необходимо проиграть сопутствующие сюжетные линии, к примеру: «Семья собирается в путешествие», «Оформление багажа и осмотр его на таможне», «Летчики проходят перед полетом медосмотр», «Подготовка самолета к полету». Только после этого, посредством сюжетосложения, ребенок может выстраивать отдельные элементы сюжета в целостное событие.
Задание 1. Я предлагаю вам определить сюжетные действия, зашифрованные в технологических картах: «Семья собирается в путешествие», «Оформление багажа и осмотр его на таможне».
(Звучит музыка, воспитатели работают в группах по три человека)
1. Предполагаемый ответ: «Семья собирается в путешествие» : семья в турагентстве выбирает страну для путешествия; туроператор предлагает выбрать отель; кассир выдает билеты на самолет; оформление кредита в банке, семья собирает чемодан; покупка необходимых вещей, посещение салона красоты, поездка в аэропорт на такси.
2. Предполагаемый ответ: «Оформление багажа и осмотр его на таможне» : охранник проверяет документы, поход в банк для оплаты налога, контролер осматривает, взвешивает багаж, осмотр багажа сотрудниками полиции, кассир берет деньги, выдает багажный билет, грузчик отправляет багаж в самолет.
Итак, внедрим наши сюжеты в сюжетную линию игры «Аэропорт». А теперь скажите: «Какие новые сюжеты можно предложить детям, опираясь на предложенные технологические карты?
1. Предполагаемый ответ: новые сюжеты : банк, магазин, салон красоты
2. Предполагаемый ответ: новые сюжеты : банк, полиция
Задание 2. А теперь самостоятельно составьте технологическую карту, определяющие сюжетные линии : «Летчики проходят перед полетом медосмотр», «Подготовка самолета к полету».
Предполагаемый ответ: «Летчики проходят перед полетом медосмотр» : регистратор выдает карточку, врач слушает фонендоскопом, осматривает горло, покупка лекарств (Аптека, медсестра взвешивает, измеряет рост, в процедурном кабинете делают прививки, главный врач ставит в карточке печать.
Предполагаемый ответ: «Подготовка самолета к полету» : летчики оформляют предполетные документы, бензозаправщики заправляют самолет (АЗС, техники обнаруживают неисправность, механики производят ремонт самолета (Самолетный шиномонтаж, летчики подают самолет на взлетную полосу, снегоуборочные машины очищают взлетную полосу. (Водители - Гараж)
Предлагаю защитить свои проекты.
Вывод.
1. Для того чтобы содержание игр не было однообразным, не случалось «зацикливание» детей на одном и том же содержании игры, а наоборот игра претерпела значительные изменения, необходимо продумывать новые сюжетные линии.
2. Использование технологических карт, поможет детям самостоятельно организовать игру и дополнить ее другими игровыми сюжетами.
3. Для использования технологических карт в работе с детьми вы можете разработать аналогичные карты, как самостоятельно, так и в совместной с детьми деятельности.
Игровая деятельность в старшем дошкольном возрасте усложняется, наша задача, постепенно подвести детей к более сложным изменениям знакомого сюжета, а затем к придумыванию новых сюжетов.
Перед вами собрана тематическая картотека, которая состоит из шести разделов. Предлагаю вам рассмотреть картотеку, обратить внимание на ее разделы.
Задание 2. Сейчас мы с вами немного пофантазируем, и используя, предложенные разделы картотеки, продумайте содержание ролевой игры, внедрив в неё возможные сопутствующие сюжеты, назовите задействованные роли.
Внимание! Использовать картотеку в ходе игры не следует, так как это отвлекает детей и даже может прервать игру.
Вывод.
1. Картотека позволяет многократно использовать накопленный материал, корректируя и дополняя его.
2. Использование данного материала позволяет воспитателю моделировать педагогический процесс в совместной с детьми деятельности, ведь вариантов объединения готовых карточек бессчетное множество.
Я благодарю всех за участие в работе, примите от меня памятки по подготовке сюжетно-ролевых игр и обогащению их сюжетов.
Я уверена, что сегодняшняя встреча принесет вам пользу в дальнейшей практической деятельности.
Спасибо за внимание!