Екатерина Прохорова
Формы организации познавательно-исследовательской деятельности в старшем дошкольном возрасте по программе «Миры детства»
▼ Скачать + Заказать документы
Формы организации познавательно-исследовательской деятельности
в старшем дошкольном возрасте по программе «Миры детства»
Прохорова Екатерина
Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Миры детства» под редакцией Дороновой Т. Н., разработана в соответствии с «Конвенцией о правах ребенка», Конституцией Российской Федерации; Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012 №273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; приказом МОиН РФ от 17.10.2013г. № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
Публикация «Формы организации познавательно-исследовательской деятельности в старшем дошкольном возрасте по программе „Миры детства“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция апрель 2017
В Программе «Миры детства» предложен культурологический подход к образовательной деятельности. Взрослый подбирает для него те культурные практики, которые считает нужными и полезными, и показывает ребенку способы их осуществления. Чем младше ребенок, тем более универсальными являются культурные практики. Любому взрослому известно, что детям полезно играть, рисовать, много двигаться, и он в различной степени способствует этому – покупает им игрушки, карандаши и краски, организует прогулки. Далее, взрослый, ориентируясь на проявившиеся способности и интересы ребенка, выбирает для него более специализированные культурные практики.
Особое, исключительное внимание в Программе уделяется следующим культурным практикам: игре (сюжетной и с правилами, продуктивной и познавательно-исследовательской деятельности, которые считаются обязательными для развития ребенка. Каждая из указанных культурных практик представляет собой многоуровневую систему, в рамках которой решаются конкретные задачи, стоящие перед дошкольным детством.
Более подробно мы рассмотрим культурную практику: познавательно-исследовательская деятельность. Под данным видом деятельности ребенка-дошкольника в Программе понимается активность, направленная на постижение свойств объектов и явлений окружающего мира, выяснение связей между ними и их упорядочивание и систематизацию. Основной целью взрослого, организующего познавательно-исследовательскую деятельность детей, является развитие у них любознательности, познавательной инициативы.
Согласно Программе, занятия с традиционным для отечественной педагогики содержанием проводятся в форме совместной партнерской деятельности взрослого с ребенком. В качестве средства, придающего деятельности ребенка смысл, предлагается облекать педагогически ценное содержание занятий в привлекательную для детей форму. Это можно сделать с помощью следующих культурно-смысловых контекстов, служащих своеобразными посредниками между педагогическими интересами и интересами детей. Такими культурно-смысловыми контекстами для занятий познавательного цикла могу выступить, условно говоря, типы исследования, доступные дошкольникам, позволяющие им занять активную исследовательскую позицию:
1) опыты (экспериментирование) с предметами и их свойствами;
2) коллекционирование (классификационная работа);
3) путешествие по карте;
4) путешествие по «реке времени».
Таким образом, учитывая традиционное содержание представлений об окружающем мире, которое включается в образовательный процесс в группах старшего дошкольного возраста, можно наметит примерный круг тематических содержаний, распределяя их по культурно-смысловым контекстам.
ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ
Коллекционирование (классификация)
Времена года (сезоны)
Мир растений
Мир животных
Виды минералов (камни)
Виды местности (природные ландшафты)
Виды транспорта
Виды строительных сооружений
Виды профессий
Виды спорта Опыты (экспериментирование)
Состав и свойства почвы
Условия жизни растений
Движение воздуха (ветер)
Движение воды
Состояние и превращение вещества
Металлы и свойства магнита
Свет и цвет в природе
Оптические эффекты: микро- и макромир
Как «устроены» стихии
Путешествие по карте (пространство мира)
Поверхность Земли и стороны света
Океаны и их обитатели (подводный мир)
Северные земли и их обитатели
Наша страна Казахстан
Части света с их культурными и природными «метками» - символами (природные ландшафты и их обитатели, люди и их занятия)
Путешествие по «реке времени» (историческое время)
История моей семьи
Настоящее и прошлое человечества (историческое время) в «метках» материальной цивилизации:
история жилища и бытоустройства
история огня (освещение и тепло)
история сухопутного транспорта
история мореплавания и воздухоплавания
история письменности (книгопечатание)
история коммуникации (почта)
история профессий
Круг тематических занятий предлагается как рекомендательный. Он может варьироваться воспитателем (какие-то тема исключить, соединить, заменить, исходя из педагогической целесообразности и конкретных интересов детей группы.
Первые два типа исследования уже присутствуют в свободной самостоятельной деятельности старшего дошкольника. Всем известно, с каким азартом ребёнок разбирает механическое устройство. Также ребёнок может увлекаться сбором простых коллекций.
Исследования – путешествия имитируются взрослым, но органично принимаются ребёнком, поскольку условный, воображаемый план роднит их с сюжетной игрой. Путешествия по карте и по “реке времени” не преследуют цели снабдить детей детальными географическими и историческими сведениями. Главное здесь – создать в воображении ребёнка целостные живые образы разных уголков Земли через яркие “метки” - символы, а также целостные образы истории человечества через “метки” - символы материальной цивилизации.
«Путешествие по карте» соответствует потребностям познавательного развития старших дошкольников. Организуя познавательно-исследовательскую деятельность «Путешествие по карте», за основу взяли методику Н. А. Коротковой из книги «Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста». «Путешествие по карте» - это освоение пространственных схем и отношений (представления о пространстве мира, частях света и родной страны). Цель познавательно-исследовательской деятельности «Путешествие по карте» : обеспечить условия для развития у детей старшего дошкольного возраста естественно - научных представлений об окружающем мире, формирование целостной картины мира.
«Путешествие по карте» проводятся с детьми подготовительной к школе группе 1 раз в месяц во второй половине дня. Длительность деятельности 30-40 минут. Придерживаясь тем предложенных Коротковой Н. А. при знакомстве с картой, можно расширить и частично изменить само содержание деятельности, учитывая интересы детей, содержание занятий по познавательному развитию в программе «Миры детства» и возможности материальной и технической базы группы и детского сада.
Для «Путешествий по карте» в качестве постоянного материала нужны глобус и большая физическая карта мира, которая служит наглядностью целостного «пространства мира».
Карта и глобус постоянно находятся в развивающей среде группы в свободном доступе для ребенка, чтобы дети могли самостоятельно продолжить обсуждение «путешествия» в свободном общении.
Путешествия «по реке времени» – одна из наиболее интересных и доступных игровых форм реализации программы. Для путешествий по «реке времени» необходимо подобрать соответствующий иллюстративный материал. Это наборы картин по исторической тематике для анализа-сравнения и выстраивания временных рядов: раньше — сейчас (история жилища, транспорта, одежды и быта и т. д.). Такие картины-иллюстрации размером примерно в стандартный лист бумаги (формат А4) используются многократно.
Уточним, что путешествия по карте и по «реке времени» не преследуют цели снабдить детей детальными географическими и историческими сведениями. Главное здесь — создать в воображении ребенка целостные живые образы разных уголков Земли через яркие «метки» - символы (типичные природные ландшафты и их обитатели, люди и их занятия, а также целостные образы истории человечества через «метки»-символы материальной цивилизации.
Примерный алгоритм проведения путешествия по «реке времени»
Обсуждение реального или вымышленного события
Постановка цели исследования (узнать)
Анализ-сравнение, активное обсуждение демонстрационного иллюстративного или предметного материала
Работа в подгруппах: сортировка и закрепление мелких иллюстраций на панно «река времени»
Сборка общей таблицы, сопоставление результатов исследования
Вывешивание таблицы на стене группового помещения
Дополнение таблицы детьми в самостоятельной деятельности
Одним из требований к реализации основной образовательной программы является взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка. Для полноценного осуществления образовательной деятельности в семье Программа предлагает использовать материалы Детского календаря. Отметим среди их отличительных особенностей следующие:
материал позволяет реализовать все основные культурные практики, такие как сюжетная игра, игра с правилами, продуктивная деятельность, познавательно- исследовательская деятельность и чтение художественной литературы;
дидактический материал, предназначенный для семьи, непосредственно связан с образовательной деятельностью в детском саду, вплетен в общий образовательный контекст.
использование материала не требует от родителей привлечения дополнительных материалов извне.
Задания, размещенные в «ДК», просты, не трудоемки. Они являются обязательными для выполнения. Организованные по ним занятия обеспечивают интенсивное освоение новых знаний, умений и навыков. Наблюдаемый эффект побуждает родителей продолжать занятия в домашних условиях.