Татьяна Литвин
Особенности воображения в старшем дошкольном возрасте.
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст, как и другие возраста, имеет специфические характеристики, связанные с социальной ситуацией развития ребенка данного возраста, с центральной психической функцией возраста, с определенным центральным психологическим новообразованием и определённой ведущей деятельностью. Нет надобности доказывать, что дошкольники фантазеры и что особую роль в их развитии играет творческое воображение. В то же время творческое воображение в качестве центрального новообразования дошкольного периода развития нуждается в специальном комментарии.
Публикация «Особенности воображения в старшем дошкольном возрасте,» размещена в разделах
Во-первых, необходимо разобраться, что такое центральное психологическое новообразование возраста. Немного переформулировав мысль Л. С. Выготского, можно сказать так: «Центральное психологическое новообразование- это то, в чем в самом обобщённом и концентрованном виде воплощаются особенности того или иного возрастного периода».
Центральное психологическое новообразование «освещает» определенный период развития. В каждом психологическом возрасте это происходит по-разному. Такие отличия одного возрастного периода от другого и составляют сущность психического развития и особенности психологического возраста. Именно поэтому говорить об основах психического развития ребенка вне контекста центрального психологического новообразования невозможно. Творческое воображение является центральным новообразованием у детей старшего дошкольного возраста.
Во-первых, воображение появляется на арене психического развития в качестве самостоятельной психической функции. Появление воображения в качестве самостоятельной психической функции означает, что для ребенка становится понятной и адекватной задача что –то вообразить. Ребенок старшего дошкольного возраста может по словам Л. С. Выготского, привносить новое «в самое течение наших впечатлений и в изменение этих впечатлений так, что в результате возникает некоторый новый, раньше не существовавший образ…». То есть ребенок старшего дошкольного возраста умеет создавать воображаемую ситуацию.
Во-вторых, воображение позволяет видеть «целое раньше частей». А целое непосредственно связано с контекстом (смысловым полем) предмета или явления.
В-третьих, воображение создает основу для того, чтобы ребенок переносил функции с одного предмета на другой, который этими функциями не располагает.
Различают пассивное и активное воображение. Пассивным называют воображение, которое возникает «само собой» ,без постановки специальной цели. Активное воображение направлено на решение определенных задач: воображение воссоздающее, воображение творческое.
Задачи творческого воображения состоят в определении возможным результатов действий, направленных на открытие или создание новых предметов, явлений, ситуаций. В творческом воображении дошкольников мы создаем представления по их оригинальности и реалистичности. Оригинальность, своеобразие представлений творческого воображения-это степень новизны, непохожести на то, что уже было известно, а реалистичность определяется тем, насколько представление, созданное воображением, близко к действительности. Сохраняются для творческого воображения и различия по яркости представлений. Результаты творческого воображения нельзя оценить сами по себе, вне той деятельности, которую они обслуживают.
В современной психолого-педагогической литературе теория становления творческой деятельности рассматривается в тесной взаимосвязи с развитием всех психологических процессов и прежде всего с развитием творческого воображения (Л. С. Выготский, С. Л, Рубинштейн, А. В. Запорожец, Д. В. Эльконин, В. В. Давыдов). Исследуя особенности детского воображения, Л. С. Выготский писал, что продукты настоящего творческого воображения во всех областях творческой деятельности принадлежат только уже созревшей фантазии, то есть это воображение достигает своей полной зрелости у взрослого человека. У ребенка «не только материал, из которого строит воображение беднее, чем у взрослого, но и характер комбинаций, которые присоединяются к этому материалу, их качество значительно уступает комбинациях взрослого».
Становление детского творческого воображения старших дошкольников подчиняется общим закономерностям развития этого процесса, но имеет свои особенности и, по мнению Л. С. Выготского, обладает своей формой творчества. Исследователи отмечают тот факт, что творческое воображение старших дошкольников в своем развитии постепенно переходит из элементарных форм в сложные, от простого произвольного комбинирования к комбинированию логически аргументированному. Процесс творческого воображения дошкольников изучается также А. Н. Леонтьевым, П. Я. Гальпериным, Н. Н. Поддъяковым, О. М. Дъяченко и др. в их исследованиях подчеркивается мысль о том, что творческое воображение дошкольников связано с существенной новизной и неопределенностью познаваемой ситуации, разрешение которой предполагает неограниченное разнообразие возможных способов. Психологические исследования Л. С. Выготского, А. В. Запорожца, А. Н. Леонтьева, А. А. Люблинской показывают, что в старшем дошкольном возрасте, по сравнению с ранним детством проявляется новый тип деятельности-творческий.
Своеобразие этой деятельности в том что, создается возможность идти от мысли к ситуации, а не от ситуации к мысли А. А. Люблинская доказывает, что воображение старших дошкольников приобретает все более активный и творческий характер, и поэтому развивается способность к творческой деятельности, дети все большее внимание начинают уделять замыслу своео произведения, которое отражает сюжет его рисунка, игры или сочинения. При этом они используют в своей творческой деятельности не только реальные предметы и явления, но и сказочные образы. А. В. Петровский дает следующее определение: «Творческое воображение предполагает самостоятельное создание новых образов, которые реализуются в оригинальных и ценных продуктах деятельности».
Таким образом, творческое воображение возникает как самостоятельная психическая функция в начале дошкольного периода развития. По мере взросления ребенок овладевает разными видами воображения и научается произвольно им пользоваться.