Михайловская Татьяна
Мастер-класс для педагогов «Анализ сказки при помощи «Системного оператора» в среднем дошкольном возрасте
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс для педагогов на тему : «Анализ сказки при помощи «Системного оператора» в среднем дошкольном возрасте»
Задачи:
• дать педагогам представление о системном анализе сказки на основе приема ТРИЗ «Системный оператор»
• составить благоприятный прогноз сказки.
Темочки:
- Анализ работы, отчеты, из опыта работы
- Анализ. Аналитический отчет, справка
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
Уважаемые коллеги, сегодня, я предлагаю вам провести системный анализ хорошо известной всем нам сказки, при помощи «системного оператора». Но для начала давайте вспомним, что такое «системный оператор».
Использование приема ТРИЗ «системный оператор» позволяет рассмотреть объект во времени и пространстве. В детском саду этот прием получил название «волшебный экран» или «волшебный телевизор».
Самый распространенный вариант – «девятиэкранка», но он доступен в большей мере детям старшего дошкольного возраста.
Для малышей используются «урезанные» варианты: вертикальная «трехэкранка» или иначе - «системный лифт», «пятизкранка», «шестиэкранка».
Давайте рассмотрим «пятиэкранку». Она похожа на лифт, но на лифте можно ездить только вверх и вниз, а здесь – еще в стороны. Если поедешь вниз – узнаешь части, из которых состоишь; поедешь вверх – узнаешь места, где можешь быть; поедешь назад – узнаешь прошлое, вперед - будущее.
А теперь, давайте приступим к анализу. Вы, наверное, согласитесь со мной, что р. н. сказка «Колобок» самая известная и любимая у детей младшего и среднего дошкольного возраста, и я тоже ее очень люблю. Вот только мне очень жалко Колобка, он был такой веселый, добрый, а Лиса его взяла и съела! Мне такой конец совсем не нравится. Давайте мы с вами сейчас придумаем другой конец этой сказки, такой, чтобы Колобок в ней мог спастись.
Сначала давайте вспомним, с чего начались приключения Колобка. Поможет нам все вспомнить «пятиэкранка». Вот свежеиспеченный Колобок лежит на окошке, остывает…
Потом колобок едет на лифте вниз. Из каких частей он состоит? (мякиш, корочка).
Теперь Колобок едет вверх. Где он был в начале сказки? (в печке).
Затем Колобок отправился назад на лифте, в свое прошлое. Чем он был раньше, откуда появился? А что произошло потом? (педагогам предлагается отвечать фрагментами из сказки).
А почему в сказке Лиса захотела съесть Колобка, какой он был? (вкусный, румяный, аппетитный).
Но мы с вами хотим, чтобы было все наоборот, чтобы лиса его не съела. Может быть, и свойства Колобка тоже надо изменить на противоположные: если он станет невкусным, не румяным, будет не таким аппетитным – Лисе его есть и не захочется? (педагоги предлагают варианты изменения свойств Колобка: посыпать на себя соль, обваляться в сосновых иголках, залезть в лужу и т. д.).
Мог ли колобок сделать так, чтобы от него исходил неприятный запах? Мог бы он принять другую форму? А мог бы он спеть какую-нибудь другую песню, или изменить голос?
Вот если бы Колобок в сказке сделал так, как мы с вами придумали, съела бы его лиса или нет? А такая новая сказка про Колобка, вам нравится? И мне тоже! Спасибо, что помогли спасти Колобка!
Целесообразно предложить детям зарисовать полученный результат
(изменившегося Колобка, а в дальнейшем проиграть при помощи любого театра, имеющегося в группе сказку с новым концом.
Системный оператор помог нам провести системный анализ сказки, составить благоприятный прогноз.
Используемая литература :
1. С. И. Гин «Занятия по ТРИЗ в детском саду»