Лариса Турченко
Мастер-класс с родителями воспитанников старшей логопедической группы
▼ Скачать + Заказать документы
Цель мастер-класса : повышение уровня компетентности воспитателей по использованию логоритмических упражнений для речевого развития детей.
Форма проведения: мастер-класс с использованием информационного материала.
Дата проведения: 23.01.2020 г
Задачи:
- познакомить участников мастер-класса с методами и приемами на занятиях с использованием логоритмики;
- показать значимость применения логоритмики для речевого развития дошкольников;
Публикация «Мастер-класс с родителями воспитанников старшей логопедической группы» размещена в разделах
- Консультации логопеда для родителей
- Мастер-классы для родителей
- Работа логопеда. Логопедия
- Родительские собрания в детском саду
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2020
-создать условия для обретения большинством родителей своего собственного при работе с детьми.
Теоретическая часть:
Актуальность:
В последние годы отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи.
Согласно ФГОС ДО содержание программы в образовательной области по речевому развитию предполагает развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха, формирование звуковой аналитикосинтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Цель образовательной политики в сфере дошкольного образования - реализация права каждого ребенка на качественное и доступное образование, обеспечивающее равные стартовые условия для полноценного физического и психического развития детей как основы их успешного обучения в школе.
Логоритмика – это один из видов здоровьесберегающих технологий и одна из форм логопедической работы. Занятие логоритмикой – это сочетание пения, движения и речи. Именно такая взаимосвязь позволит закрепить правильное звукопроизношение и звуковосприятие.
Чем лично меня заинтересовала логоритмика? Во-первых, это моя основная специальность- педагог-дефектолог. Во-вторых, это близко детской природе (игра, движение, песня, танец). В-третьих, она позволяет комплексно решить ряд задач из различных образовательных областей, т. е. интеграция, что соответствует современным требованиям дошкольного образования.
Как показала личная практика, логоритмические занятия способствуют развитию всех психических процессов, дети легче овладевают навыком чтения и письма, т. к. развита мелкая моторика пальцев, мышцы речедвигательного аппарата.
Вспоминая слова К. Д. Ушинского, что ребенок мыслит образами, звуками, предлагаю вам из опыта работы некоторые комплексы и упражнения, которые помогут вашим детям справиться с незначительными нарушениями речи в условиях обычного детского сада.
Практическая часть:
Начнем практическую часть со знакомства. Участники мастер класса передают мяч по кругу, называют свое названием цветка, начинающееся на букву своего имени.
- У нас получился прекрасный букет!
По мнению известного швейцарского педагога, основателя ритмической гимнастики Э. Жака-Далькроза, «Пространство и время наполнены материей, подчиненной законам вечного ритма».
В нашем организме ритмично работают сердце и легкие, мозговая деятельность подчинена множеству ритмов. В основе человеческого восприятии и организации лежат различные ритмические структуры. Развитие ритма тесно связано с формированием пространственно-временных отношений. Двигательный ритм оказывает организующее влияние на становление речевых механизмов. Работая с детьми, мы замечаем, что некоторые из них переставляют или заменяют в словах слоги. Ребенок может путать слова в стихотворении и с трудом его запоминает. Сложности разные, а причина одна – неразвитое или нарушенное чувство ритма.
Одной из методик, направленных на формирование чувства ритма, является логопедическая ритмика. Сегодня под логопедической ритмикой понимается одна из форм кинезотерапии (терапия движения, направленная на преодоление речевых нарушений путем развития, воспитания и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой
Игровой массаж (со средней группы)
Предлагаю взрослм встать "паровозиком" и сделать друг другу массаж. Затем можно повернуться в другую сторону и повторить массаж.
А что делать, если хочется взять упражнения из логоритмики, но нет музыкальных инструментов? Нам помогут логоритмические упражнения, которые можно проводить без музыкального сопровождения.
Речевые упражнения без музыкального сопровождения представляют особый интерес для логопедов и воспитателей логопедических групп, не владеющих музыкальными инструментами.
Такие упражнения в стихотворном варианте можно использовать в разных видах занятий, бытовой деятельности, в процессе наблюдений на природе, в качестве физкультминутки.
К стихотворному материалу предъявляется ряд требований.
Он должен иметь:
- разнообразную коррекционную направленность: для нормализации темпа и ритма заикающихся; для развития словаря (глагольного, именного) у детей с общим недоразвитием речи; для автоматизации звукопроизношения у детей с дизартрией и т. д. ;
- определенный динамический размер, чтобы можно было соотнести движения руками, ногами, туловищем с ритмом речи;
- среднюю длину строки, так как для длинной строки трудно подобрать соответствующее движение;
- насыщенность глагольной лексикой, чтобы проиллюстрировать движение;
- сюжетную линию и действующее лицо, чтобы исключить механические движения и воспитывать у детей понимание логической связи между текстом и движением;
- при подборе стихотворений необходимо учитывать возраст, речевые и двигательные возможности детей.
Не все речевые упражнения можно выполнять, двигаясь и одновременно произнося стихи. Это может вызвать расстройство дыхания. Поэтому, при интенсивных движениях, лучше разделить детей на две группы : одна выполняет движения, а другая произносит текст, затем они меняются ролями.
«Рассказывание» стихов с помощью рук неизменно вызывает у детей живой интерес, повышает эмоциональный тонус, эффективность запоминания, способствует развитию произвольного внимания, крупной и мелкой моторики, координации движений, воображения, образности мышления
Совместные действия со взрослыми и сверстниками снимают неуверенность, зажатость у ребенка, которые часто связаны с речевым дефектом или личностными комплексами.
Показывать можно не только содержание строки, но и каждого слова в ней, однако это доступно только детям старшего дошкольного возраста и не со сложными речевыми диагнозами.
В стихах содержится много глагольных форм, что очень полезно для детей с общим недоразвитием речи, у которых образование глагольных форм вызывает определенные трудности.
Для выработки полноценных движений губ, языка, челюсти полезна артикуляционная гимнастика - совокупность упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности органов, участвующих в речевом процессе. (со всеми возрастами).
Давайте попробуем выполнить несколько упражнений. Из книги Алябьевой Е. А. Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения.
Котёнок – шалун.
Котенок мамочку зовет:
- Мяу-мяу, мяу-мяу.
Дети ритмично соединяют одноименные пальцы обеих рук.
Он не напился молока:
- Мало-мало, мало-мало.
Скрещивают пальцы рук, ритмично опускают и поднимают пальцы.
Покормит мама молочком:
- Мур-мур-мур, мур-мур-мур.
Ритмично поглаживают ладонью одной руки тыльную сторону другой.
Свернется маленьким клубком:
- Ур-ур-ур, ур-ур-ур
Ритмично потирают кулачок о кулачок.
Потом с клубочком поиграет.
Цап-цап-цап, цап-цап-цап.
Ритмично сжимают и разжимают пальцы рук.
И нитку быстро размотает.
Ап-ап-ап, ап-ап-ап.
Делают ритмичные круговые движения указательных пальцев вокруг друг друга.
Следующую игру можно проводит для активизации лексики по теме «Домашние птицы»
Мы веселые цыплята
Любим с мамой танцевать,
А еще мы очень дружно
Любим песни распевать.
Припев
Ко-ко, ко-ко-ко, вот как мы шагаем,
Ко-ко, ко-ко-ко, вот как мы клюем.
Ко-ко, ко-ко-ко, вот как мы танцуем,
Ко-ко, ко-ко-ко, вот как мы поем
Мама-курочка идет
За собой нас всех ведет
А мы прыгаем, шалим
Птичий двор весь веселим
Вечером когда за лесом
прячет солнышко лучи
под крылом укрывшись мамы
Мы немножко помолчим
Теперь давайте выполним подвижное упражнение, в котором можно закрепить глаголы – действия, ритмический рисунок, ассоциативно – фонематический ряд (предмет – его звуковое «изображение»).
Ветер.
Ветерок листвой шумит:
Шу-шу-шу, шу-шу-шу. Дети ритмично потирают ладонь о ладонь.
В трубках громко он гудит:
У-у-у, у-у-у. Ритмично хлопают над головой.
Поднимает пыль столбом.
Бом-бом-бом, бом-бом-бом. Ритмично топают ногами.
Дует он везде, кругом.
Гом-гом-гом, гом-гом-гом. Ритмично переступая, поворачиваются вокруг себя.
Может вызвать бурю он. Страх-страх, страх-страх! Поднимают руки в стороны и делают вращательные движения.
Не удержится и слон.
Ах-ах, ах-ах. Ритмично покачивают головой.
В заключительной части занятия я использую упражнения на релаксацию массаж, самомассаж или дыхательные упражнения.
Самомассаж «Дятел»
(1) Дятел на дубу сидит и стучит, стучит, стучит,
(2) Ищет под корой жучков и съедобных червячков.
(3) Ну а если грянет гром, и польётся дождь потом,
(4) Дятел спрячется в дупло, в нём и сухо и тепло.
1 - правую ладонь выставить перед собой и растопырить пальцы - это "дуб" и постукивать пальцами левой руки, сложенными в щепоть - это "клюв дятла"
2 - слегка пощипать
3 - на слово «гром» хлопнуть по ладони, а затем побарабанить пальцам
4 - одну руку складываем в кулак и накрываем другой рукой.
Железновы - Автобус
(1)Вот мы в автобусе сидим
И сидим, и сидим
(2)И из окошечка глядим
Всё глядим!
(3)Глядим назад, глядим вперёд
Вот так вот, вот так вот
(4)Ну что ж автобус не везёт
Не везёт?
(5)Колёса закружились
Вот так вот, вот так вот
Вперёд мы покатились
Вот так вот!
(6)А щётки по стеклу шуршат
Вжик-вжик-вжик, вжик-вжик-вжик
Все капельки смести хотят
Источник teksty-pesenok.ru
Вжик-вжик-вжик!
(7)И мы не просто так сидим
Бип-бип-бип, Бип-бип-бип,
Мы громко-громко все гудим
Бип-бип-бип!
(8)Пускай автобус нас трясёт
Вот так вот, вот так вот
Мы едем-едем всё вперёд
Вот так вот!
1 – покачиваемся на мяче
2 - смыкаем пальцы рук «окошечком», смотрим в него, поворачиваясь в одну и в другую стороны
3 – «скручивания» в одну и другую сторону, смотрим из-под ладони
4 - пожимаем плечами.
5 - выполняем круговые движения руками впереди от себя
6 - качаем согнутыми в локтях руками перед лицом (имитируем движение «дворников»).
7 - «крутим руль» и бибикаем.
8- подпрыгиваем на мячахРефлексия мастер – класса.
Уважаемые коллеги! Сегодня вы могли наблюдать и участвовать в некоторых направлениях работы, которые я использую на логоритмических занятиях.
- Что Вы получили для себя на данном занятии?
- Понравилось ли Вам данное мероприятие?
- Я желаю Вам успехов в речевом развитии детей, в использовании элементов логоритмики в своей работе, т. к мы убедились, что эта технология проста, доступна и главное соответствует современным образовательным требованиям дошкольного образования. Всем профессионального роста, творческих находок, постоянного самосовершенствования!