ИРИНА ЧИГИНЦЕВА
Мастер-класс «Развитие музыкально-ритмических способностей дошкольников с использованием эффективных инновационных методов»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер –класс «С ритмом весело дружить»
«Развитие музыкально – ритмических способностей дошкольников с использованием эффективных инновационных методов (ритмо-техника Bоdy percussiоn) на музыкальных занятиях.
Ход мастер-класса
1. Вводная часть.
Китайская поговорка гласит:
Расскажи мне – и я забуду,
Публикация «Мастер-класс „Развитие музыкально-ритмических способностей дошкольников с использованием эффективных инновационных методов“» размещена в разделах
Покажи мне – и я запомню,
Вовлеки меня – и я пойму и чему-то научусь.
Усваивается все крепко и надолго, когда ребенок, да и взрослый слышит, видит и делает сам. Вот и мы свами сегодня превратимся в маленьких детей. Сегодня я предлагаю стать вам активными участниками мастер класса.
- Каждое занятие с детьми, наверное, как и все музыкальные руководители, я начинаю с музыкального приветствия. Вот и сейчас я предлагаю поприветствовать друг друга. Приглашаю вас выйти на сцену.
1 Музыкальная игра «приветствие» (Давайте сейчас встанем в круг ; При первых звуках музыки мы с вами начинаем гулять врассыпную по залу
На конце каждой музыкальной фразы встречаясь, с тем, кто в этот момент оказался рядом, и говорим ему «Привет!», два раза хлопаем в ладоши.
В средней части музыки вы хлопаете и кружитесь.
1 трек (аудио файл) звучит муз. Лео Делиба
Спасибо! Присаживайтесь.
А теперь давайте с вами познакомимся, вы называете свое имя похлопать.
Ну и раз такое у нас получилось приветствие и знакомство, как вы считаете, на развитие каких музыкальных способностей я сделаю акцент в своем мастер классе?
Совершенно верно. На развитие музыкально – ритмических способностей
Тема моего мастер-класса : «Развитие музыкально – ритмических способностей дошкольников с использованием эффективных инновационных методов (ритмо-техника Bоdy percussiоn) на музыкальных занятиях.
Все в нашей жизни подчиняется определенному ритму. День сменяет ночь, лето сменяет весну и т. д. В нашем организме ритмично работают сердце и легкие, мозговая деятельность также подчинена разным ритмам.
Что же такое музыкальный ритм? Ритм – это чередование долгих и коротких длительностей.
Чувство ритма – это способность активно переживать музыку, чувствовать эмоционально выразительность музыкального ритма и точно его воспроизводить.
Из всех музыкальных способностей чувство метроритма развивается сложнее всего. Существует мнение, что развить его невозможно, так оно является врожденным. Но современные исследования и практическая деятельность педагогов-музыкантов доказали обратное. Самое главное, это начать как можно раньше. Исследователи отмечают, что ритмическое воспитание не может быть только зрительным и слуховым, оно должно быть двигательным, в развитии чувства ритма должно участвовать все наше тело.
Один из методов развития чувства ритма – метод "Звучащих жестов". Что такое звучащие жесты? Звучащие жесты – это: хлопки, шлепки, притопы и щелчки пальцами.
Звучащие жесты- это первые инструменты человека.
Инструменты, которые всегда под рукой, инструменты, которые позволяют нам организовать музицирование при отсутствии каких -либо музыкальных инструментов.
«Самым первым инструментом человека было и есть его тело» - говорил Карл Орф. Слушать и слышать свое тело, играть на нем, как на перкуссии – это значит пропускать музыку, ее ритм непосредственно через себя. Так родилась система “body percussion” (с лат. звучащие жесты) это хлопки, шлепки, топот ног, удар пальцами, тыльной стороной ладони, сопровождающие музыкальное произведение или пение самих детей.
Звучащие жесты идеальны для начального этапа ритмического обучения, так как всегда находятся «под рукой». Благодаря тесной взаимосвязи речи, музыки и жестов на начальном этапе развивается музыкальный слух, память, внимание, ритмичность Уважаемые коллеги, поднимите руку те, кто относит себя к людям с хорошо развитым чувством ритма? Давайте проверим, так ли это?
Проводится игра с залом «Поймай сигнал»
Прохлопываю ритмический рисунок, воспитатели в зале подхватывают его, стараясь подстроится к общему ритмическому движению.
Спасибо! Начало нашего мастер – класса показывает, что вы хорошо владеете чувством ритма. И сейчас мы проведем практические упражнения, игры, которые вы сможете использовать в своей педагогической деятельности. Их можно использовать на музыкальных занятиях, на праздниках, развлечениях и в повседневной жизни детей для развития музыкальных и творческих способностей.
Я предлагаю опробовать несколько, на мой взгляд, эффективных приемов развития ритмического восприятия у детей.
В своей работе я постоянно использую игровые упражнения в которых дети используют возможности своего тела
И один из этих приемов - прием с применением ритмо-техники Body percussion.
Основной формой в этом виде музыкальной деятельности является «эхо», когда дети за педагогом повторяют предлагаемую серию жестов, либо обучающий метод «делай как я», когда за одним ребенком повторяют все остальные дети.
Для поддержания интереса детей к этому виду деятельности, я использую музыкальные клипы, которые можно назвать «Ритмические мультяшки» или музыкограммы. С детьми отрабатываем ритмические формулы сначала на карточках, потом используем клип.
Начнем мы наше практическое обучение с музыкограммы
«Хлоп-хлоп»
Для этого нам только понадобится наше тело. Прошу внимание на экран.
2 трек (видео файл) 1. Музыкограмма хлоп хлоп. (percussin -corporal-musicograma -clap-clap)
У нас не плохо получилось.
После того как внутренее ощущение чувство ритма сформировано оно переносится на предметы, музыкальные инструменты, которые могут с легкостью издавать звуки при ударе по ним -это могут быть палочки, коробочки, ложки,погремушки и другие предметы и музыкальные инструменты.
2. Сейчас я вам предлагаю сыграть эту же композицию,но уже с применением муз инструментов. Приглашаю всех желающих выйти ко мне,со своими стульчиками. Сейчас мы с вами попробуем исполнить музыкально ритмическую композицию,где вы будете отстукивать ритм ложками и маракасами.
На 1 часть музыки вы будете отстукивать ритм ложками,при этом танцуя поворачиваться в разные стороны, а на 2 часть вы будете обходить вокруг стула, играя на маракасе.
Ну что попробуем давайте вместе со мной
3 трек (Аудио файл)Музыкально-ритмическая композиция с ложками и маракасами.
Спасибо! У вас отлично получается.
В следующей нашей игре я приглашаю принять участие всех желающих. Игра называется
3. Испорченная пластинка Такая музыкально-ритмическая игра -упражнение помогает развивать внутренний слух у детей.
Эту игру можно использовать на праздниках и развлечениях, в нее могут быть вовлечены и дети и взрослые (Родители)
Музыкальный руководитель :
Всем вам хорошо известна песня «Кузнечик» В. Шаинского
Сейчас прозвучит фрагмент песни «Кузнечик» В. Шаинского
Я предлагаю вам не четную строку пропевать, а четную (заменить хлопками).1-поем,2 -хлопаем
4 трек (видео- файл)
В траве сидел кузнечик, вслух
В траве сидел кузнечик, хлопаем
Совсем как огуречик слух
Зелененький он был. хлопаем
Представьте себе, представьте себе вслух
Совсем как огуречик. хлопаем
Представьте себе, представьте себе вслух
Зелененький он был. хлопаем
Музыкальный руководитель : Спасибо! Какие вы все молодцы! Вы великолепно справились с заданием!
4. ХОРОШИЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ДАЕТ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЗЫКАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНЫХ ИГР В ПРИМЕР ХОЧУ ПРИВЕСТИ ИГРУ
«Взял - отдал» ,КОТОРАЯ ОСНОВАНА НА СИНТЕЗЕ МУЗЫКИ,ДВИЖЕНИЯ С ТАКТИЛЬНЫМИ И ЗРИТЕЛЬНЫМИ ОЩУЩЕНИЯМИ РЕБЕНКА.
.Ритмическая игра с орехами
«Взял - отдал»
Для нее мне нужно. чтобы вы сели в кружок(.С детьми мы садимся на ковер,на колени.)
Здесь нашим музыкальным инструментами будут орехи. Каждому из вас я даю по 2 ореха.
Один орех кладётся в левую руку, другой лежит перед вами на ковре. (на коленях)
На 1 муз. фразу: 1 орех кладется на левую руку, его накрывают у себя и передают соседу. 6 тактов 4/4
(Разучивается со словами «У МЕНЯ», «У СОСЕДА», «ВЗЯЛ», «ОТДАЛ»)
В проигрыше берут 2-ой орех
2 ФРАЗА: отстукивают ритм || III ||III ||II I||II I|| II I||III
Проговаривают слова: раз, два, раз, два, три
В проигрыше вновь кладут 2-ой орех перед собой
3 ФРАЗА: повтор 1 фразы, без слов: 6 тактов 4/4 в конце – поднимают руки с орешками ВВЕРХ! Ну я думаю это надо отработать практически, на словах возможно не все понятно. Давайте попробуем.
5 трек (аудио файл)
(Ритмическая игра с орехами)
Музыкальный руководитель :
Какие вы молодцы! Справились
Рефлексия
Муз. рук. - В завершении своего мастер- класса хотелось бы сказать,что метроритмические упражнения –это не развлечение,не игра в чистом виде-это методика творчества, .сотворчества импровизации детей на таких занятиях детям не бывает скушно, они полностью вовлекаютя в музыкальную деятельность и помогают им в этом инновационные технологии, такие как коммуникативные танцы, игры,пальчиковые гимнастики, речевые игры, игры со звуками, элементарное музицирование. Особенность этой практики в том,что упражнения можно использовать даже если вы не имеете музыкального образования. Вы скажете – это сложно, а я вам отвечу –это интересно. А интерес-это мощный двигатель любой деятельности. И на память о сегодняшнем мастер классе я хочу вам подарить вот такие буклетики! Спасибо, уважаемые коллеги, я благодарю Вас за активную работу. Желаю удачи!
Спасибо за внимание!