Папки-передвижки

Мастер-класс «Развитие вокальных навыков детей»

Наталья Чуракова
Мастер-класс «Развитие вокальных навыков детей»
▼ Скачать + Заказать документы

Мастер-класс

«Развитие вокальных навыков детей».

Руководитель студии эстрадного пения Чуракова Н. Л.

Что такое песня?– это в первую очередь эмоция, выраженная через музыку и поэзию.

Реализовать эту эмоцию помогает вокал – искусство пения, мастерство владения певческим голосом.

Публикация «Мастер-класс „Развитие вокальных навыков детей“» размещена в разделах

Эти определения всем вам хорошо знакомы….и наша сегодня встреча посвящена именно этой теме. Всем нам приятно слышать красивый голос и качественное исполнение песен, поэтому и мы с вами, коллеги, будет стремиться именно к такому исполнительству. А для этого нужно придерживаться определенных правил и умений, с которыми я вас сегодня познакомлю, а если кто знает, то напомню…. итак….

Дыхание

Человеческий голос - могущественный инструмент. Его надо беречь.

Петь лучше стоя, голова ровно, не поднята и не опущена, чтобы трахея находилась в прямом положении. Дыхание диафрагменное.

Основы правильной вокальной работы :

-работа над раскрепощением тела;

-постановка осанки;

-правильное дыхание — залог свободы и полетности звука;

-естественная свобода голоса;

- вокальные распевки;

-правильное формирование гласных и согласных, усовершенствование дикции;

- чистота интонирования.

В начале стоит главная задача - научиться правильно дышать.

Уделите данному разделу особое внимание. Полезно использовать их в качестве разогревающей гимнастики перед распеванием. Для начала попробуйте проверить работу дыхательных мышц. Положите ладони на живот и сделайте несколько спокойных вдохов и выдохов. Чтобы дыхание было более интенсивным, согрейте им руки или раздуйте воображаемый огонь в печи. Вы почувствуете, что живот поднимается и опускается. Если этого не происходит, значит вы пользуетесь самым нерациональным видом дыхания - ключичным. Правильным является такое дыхание, при котором наиболее активно работают межреберные мышцы нижних стенок живота и диафрагмы - мембраны, отделяющей грудную область от брюшной. Такой тип дыхания называется диафрагменным.

Упр. 1

-Нащупаем руками ребра спины – руки на поясе.

-Вдох в диафрагму – выпячивается живот, ребра расширяются, плечи не поднимаются, грудная клетка не участвует.

-Выдох равномерный, как бы гасим свечку, медленный. Поем «МЭ» на выдох.

Естественней всего функционирует наше дыхание во время смеха. Ощутим, как и где напрягаются мышцы брюшного пресса, нижней части спины /поясница/, живот подается вперед.

Упр. 2

Теперь положим руку на живот для контроля дыхания и сделаем медленный вдох, считая про себя до четырех. Не задерживая дыхания, медленно выдохнем на звук «С». подключаем руки….равномерно раскрепощается и плечевой пояс…звук становится свободным. Почувствуем, как живот надувается при вдохе и сдувается при выдохе.

Представьте, что вы – это большой разноцветный надувной мяч. После игры вас положили на травку, вытащили заглушку и начали сдувать. Выдох медленный спокойный – чувствуем опору.

Почувствовать опору поможет упражнение…как бы покашливание. Выдох на звук «КХЕ» с напором. Руки между ребрами и бедрами….звук как бы выталкивает пальчики, ощущаем напряжение живота ….это и есть опора – ощущение звука.

Следующее упр на опору звука - делаем вдох, так что небо холодит и выдох на «С» толчками 3 раза, затем на 4 выбрасываем толчком звук «ХЭЙ» так чтобы звук летел.

Упр. 3

Активный выдох. Разогреем мышцы, чередуя быстрые вдохи-выдохи открытым ртом. Приглядитесь, как вздымаются бока у собаки, дыщащей высунув язык, и вы поймете, почему данное упражнение носит название "собачка". Это упражнение полезно выполнять у зеркала. Сядьте на стул, облокотитесь на его спинку и расслабьте плечи и шею. Выполняя упражнение, следите, чтобы плечи не поднимались.

Упр. 4

Одним из существенных недостатков дыхания является неравномерность выдоха. Голос звучит толчками, дрожит и качается. Тренируя ровный выдох, мы закладываем основы ровного звучания голоса. Можно мысленно вести счет… Упр «Ладошка» - доступно для любого возраста, особенно с детьми.

Упр. 5 На головной резонатор.

Сделайте вдох сомкнутыми губами. Вы должны почувствовать, как приоткрылось нёбо. Словно внутри вырос купол. Это хорошо. Если это ощущение было приятным, запомните его и попробуйте тихонечко напеть, на звук «М» полутонами / \ / \ не раскрывая рта, зубы разомкнуты…почувствуете легкую вибрацию, немного щекотливую…можно потрогать переносицу рукой….и почувствовать в ней вибрацию – это и есть головной резонатор. Только ни в коем случае не пойте громко. Пойте так, словно укачиваете младенца – тихо и нежно.

При правильном звучании, вы должны ощутить некоторую вибрацию в области лба, и лёгкое щекотание сомкнутых губ. Это значит, что вы всё сделали верно, и звук просто резонирует в тех «пустотах», которые есть в вашей голове.

1) Вам знакомо ощущение зевка? Была ли у вас в жизни ситуация, когда вам очень хотелось зевнуть, но вам нельзя было показать этого, и вы зевали, не раскрывая рта, незаметно.

2) Затем, не изменяя ощущений и позиции, попытаемся приоткрывать рот.

На тех же нотках, с закрытым ртом, а потом размыкаем губы. Звук похож на «МИ». Очень важно, что бы на «И» было такое же ощущение, как при закрытом звуке. Главное сохранить ту же верную позицию, что бы резонатор был бы заполнен звуком.

Упр. 6 Для грудного регистра.

Поем звук «В», мысленно направляя его вниз как в туннель….представляем реактивный двигатель…звук идет в опору…. прислушаемся к своим ощущениям – звук н=ачинает резанировать в груди.

Во время пения используются специфические мышцы, не работающие в повседневной жизни. Поэтому качать пресс или прибегать к другого рода упражнениям для их тренировки не следует! Диафрагменное дыхание должно быть доведено до автоматизма: дышите "животом" на работе и прогулке. Характерные ошибки: постоянное задирание или подергивание плеч во время вдоха - свидетельство ключичного дыхания, нарочитое выпячивание живота и неестественное его втягивание или другое неудобство в дыхании означает, что упражнение выполняется неправильно. Диафрагменный тип дыхания является максимально естественным и полезным для всего организма. Так дышат животные, так и вы дышали в раннем детстве, пока издержки цивилизации в виде различных физиологических комплексов не привели к закреплению неправильного навыка. Не забывайте на первых порах во время пения постоянно класть руку на живот для контроля дыхания.

Вспомогательные упражнения для дикции.

Часто правильному пению мешают мышечные зажимы, излишнее напряжение отдельных групп мышц. Предлагаемые упражнения помогут правильно организовать работу мышц.

-Прежде всего следует позаботиться о правильной осанке: спина прямая, плечи расправлены и опущены вниз, голова находится в среднем положении. Не задирайте голову вверх - это излишне напрягает гортань и голосовые связки. Работайте ритмично.

Шея расслаблена. Мягкие движения головы по кругу в правую и левую стороны.

Мягко опускаем нижнюю челюсть вниз, затем возвращаем на место. Выполнять мягко, осторожно. Правильное положение нижней челюсти можно найти, открыв рот на максимальную ширину, а затем немного ослабив мышцы.

Упр. 7 Артикуляционная гимнастика

Губы вытянуты в трубочку, выполняют движения влево-вправо, вращения по кругу вперед-назад и влево-вправо.

Язык принимает различные формы: сворачивается в трубочку, принимает форму ванночки /поднимаются боковые стенки и кончик языка/ или паруса /рот открыт, язык касается верхнего неба как можно дальше от передних зубов/.

Подключаются скороговорки.

Вокальные упражнения. Общие правила их выполнения

Выполнять упражнения необходимо сидя на стуле, ровно держа спину и не горбясь или стоя прямо.

Для контроля держите руку на животе. Контролируйте работу нижнего резонатора. Следите за тем, чтобы не дрожали губы, не задирайте вверх плечи и голову, не тяните вперед шею. Сохраняйте ощущение покоя, комфорта и некоторой расслабленности. Работать должен только живот, как бы подкачивая воздух для пения. К верхней ноте живот напрягается больше, чем во время исполнения предыдущей. Это ощущает ваша рука, лежащая на животе. Все вышеперечисленное является обязательным как для упражнений, так и для непосредственного исполнения вещей.

Вокальные упражнения

Любое вокальное занятие должно начинаться с распевки. Распевка разогревает голосовые связки, подготавливая их к работе. Без распевки ты можешь не попадать с самомго начала на какие-то ноты, несмотря на хороший слух и голос. Без распевки ты можешь обнаружить, что где-то посредине вокального упражнения или песни у тебя может перехватить горло и тебе нужно будет откашляться и т. д. Распевка для певца - что разминка для спортсмена.

Распевка - это неширокое по диапазону вокальное упражнение, которым открывают занятия. Начинается распевка в среднем, удобном диапазоне голоса. После того, как её пропели один раз, распевку повторяют, поднимая тональность на полтона выше и т. д., пока не дойдут до вершин диапазона голоса. Потом точно так же, но опускаясь по полутонам вниз, можно прорабатывать нижние ноты голоса.

Распевки

Каждый вокалист должен усвоить одно правило: распевка - это святое! Большинство проблем, связанных с голосом, вызваны непониманием важности разогрева связок.

Прежде чем распеваться, желательно дать крови разбежаться по телу. Сделайте пару-тройку физических упражнений, таких, как наклоны, приседания, отжимания и т д. (главное не перестараться, это всего лишь подготовка). После этого можно приступать к вокальным упражнениям. И только после хорошей распевки можно браться за песни.

- После того, как вы проснулись, нельзя петь в течение 2 часов.

- Пейте много воды комнатной температуры в течение дня и особенно во время репетиции или распевки.

- Делайте физические упражнения – это разгоняет кровь и ускоряет распевку

- Не напрягайтесь.

- Если нет возможности распеться, то перед пением почитайте вслух 15-30 минут, тщательно а

ртикулируя.

Распевка 1 На артикуляцию

Пропевать быстро на одном звуке звукосочетание «ДЗУБА»

Распевка 2

Распевать на слогах «бом-бом-бом» на одном звуке. Губы собраны с боков. «м»-собранная в зубах, Челюсть свободно идёт вниз не напрягая гортань, ощущается «опора» в диафрагме при распевании последней ноты. Далее можно подключить текст: «Я-го-да, я-го-да, спе-ла-я»

Распевка 3

Распевать на два звука: Ми-йо-ми-йо-ми. (обратить внимание, чтобы голос не "заваливался" на "о").

Распевка4: 5 слогов на один звук и так по восходящей до кварты (то есть на 4 тона вверх и обратно) Ой!-Ой!-Ой!-Ой!-Ой! очень резко и отрывисто.

Распевка 5

Распевка по восходящей и обратно (до-ре-ми-фа-ми-ре) со словами: «Я-го-да, спе-ла-я, ма-а-ё-ом са-а-ду» и дальше повтор на «да-да-да», затем на гласную «А».

Распевка 6

Тоже по восходящей и обратно но по два повтора на одном звуке (до-до, ре-ре, ми-ми, фа, ми-ми, ре-ре, до-до, до.) со словами: Ма-ма, мэ-мэ,ми-мо, му. Два теленка на лугу.

Ра-ра, ре-ре, ри-ро, ру. Щиплют сочную траву.

На-на, нэ-нэ, ни-но, ну. Очень я телят люблю.

Ля-ля, ле-ле, ли-ле,лю. Их водичкой напою.

Распевка 7

В основе её лежит мажорная восходяще-нисходящая гамма, состоящая из её первых 5-ти ступеней. Поё тся распевка с такими словами:

" Я-и-ду-до-мой, он и-дёт за-мной»

Распевка8

Распевка аналогично по восходящей и обратно на звуки :До-ре-ми-фа-соль-фа-ми-ре-до слогами с гласными и-а-и-а-и-а-и-у-а, подставляя к ним любую согласную: ди-да-ди-да-ди-да-ди-ду-да

Ми-ма-ми-ма-ми-ма-ми-му-ма

Ри-ра-ри-ра-ри-ра-ри-ру-ра

Пи-па-пи-па-пи-па-пи-пу-па…. и т. д.

Распевка 9

По трезвучаю через терцию до-ми-соль-ми-до… любые слоги : ма-ма-ма-ма-ма

Ду-ду-ду-ду-ду

Ра-ра-ра-ра-ра

Ле-ле-ле-ле-ле…и т. д.

Распевка 10

Распевка по нисходящей: соль-фа-ми-ре-до – 3 раза со словами «Яблоки несла, яблоки несла, яблоки несла».

Распевка 11.

Распевка по нисходящей сначала по трезвучию а затем по всем нисходящим звукам соль-ми-до, соль-фа-ми-ре-до со словами «Я пою. Хорошо пою.»

Работа над песней

После того, как вы освоите эти упражения, можно переходить к работе над песней.

Когда вы приступаете к работе над новой песней, не стремитесь сразу работать над драматургией, динамикой, звуком и т. д. разделите "слона" на части. Такой подход приводит, как ни странно, к более быстрому, а главное, качественному, результату. Первое, что вы должны сделать, работая над новой песней, это выучить мелодию. Не пытайтесь приклеить ее к словам. Текст скроет от вас действительную звуковысотную кривую мелодии. И вы будете петь не уверенно и, как следствие, грязно, "мимо". Гораздо правильнее вокалировать мелодию на удобную гласную, обычно А,О или Э, или слог НЭЙ или МЯУ. Звук должен быть точно таким же, как при исполнении упражнения. Затем попробуйте петь с текстом. Мелодия должна литься плавным потоком, четкость произношения и дыхания не должны нарушать ее течения.

Одновременно с работой над точностью интонации разберитесь с дыханием. Помните, что задача в том, чтобы брать дыхание не как можно реже, а как можно чаще, не забывая при этом о фразировке.

Дыхание удобно проставлять галочками в нотах или в тексте. Это обеспечит вам подсказку, пока организм не запомнит дыхательный скелет песни.

Параллельно с вышеописанной работой можно заняться и текстом. Прочитайте текст несколько раз, определите возможные дикционные сложности, почитайте как скороговорки, выговаривая четко и постепенно увеличивая темп. Доведите темп до более быстрого, чем это будет необходимо в песне. Это даст вам запас прочности.

Выучите текст и мелодию. Пойте вместе с исполнителем, но не пытайтесь копировать его манеру.

Постоянно следите за дыханием, широко открывайте рот, тяните гласные, особенно в окончании фраз. Над сложными местами рекомендуется поработать отдельно. Когда произведение будет исполняться легко и непринужденно, переходите к пению под фонограмму -1 (без голоса).

После технической работы пришел черед работы творческой. Почитайте текст как стихи. Подумайте о драматургии, которую подскажут стихи. Это даст вам возможность пропустить вещь через себя, окрасить песню живой человеческой эмоцией.

Теперь пришло время все соединить. Постарайтесь, чтобы в результате не пострадал ни один из компонентов. Задайте себе вопросы: понятен ли текст? Верна ли музыкальная интонация? Не провалены ли низкие ноты и не слишком ли открыты верхи?

-Работа с микрофоном.

- Подбор репертуара

Важный момент – подбор песни под исполнителя, ориентироваться на:

- на возраст исполнителя,

-на сложность материала и возможности исполнителя,

-на диапазон исполнителя

- Работа над сценическими движениями.

-ИГРА: исполнить куплет песни с различным настроением.

Публикации по теме:

Дополнительная образовательная программа развития вокальных навыков у дошкольников «С песенкой по лесенке» «Если у вас есть талант, поделитесь им с другими! Если вы знаете, что сказать этому миру, скажите! Если ваша душа поёт, пойте!» Наталия.

Мастер-класс для воспитателей «Игровые подходы в развитии социальных навыков у детей» Цель: представление опыта работы по использованию игровых технологий, направленных на развитие социальных навыков у старших дошкольников.

Мастер-класс «Формирование предпринимательских навыков у детей дошкольного возраста в игре с применением кейс-технологии» Мастер-класс «Формирование предпринимательских навыков в разных профессиях у детей дошкольного возраста, через раннюю профориентацию в игре.

Мастер-класс «Игровые подходы в развитии социальных навыков у детей» Мастер — класс для воспитателей «Игровые подходы в развитии социальных навыков у детей» Цель: представление опыта работы по использованию.

Мастер-класс «Формирование коммуникативных навыков детей в игровой деятельности» Тема: Формирование коммуникативных навыков детей в игровой деятельности. Участники мастер- класса: данный мастер класс предназначен для.

Мастер-класс «Привитие навыков правильной речи у детей» Уважаемые коллеги! Сегодня я представляю вашему вниманию мастер-класс на тему «Привитие навыков правильной речи у детей». Цель моего мастер-класса.

Мастер-класс «Сказка как метод формирования социально-коммуникативных навыков у детей с ОВЗ» Сказка как метод формирования социально- коммуникативных навыков у детей с ОВЗ. Цель: презентация опыта работы со сказкой в формировании.

Памятка для родителей «Учимся петь, играя!» Игры для развития вокальных навыков Памятка родителям, которые хотят научить ребёнка петь 1. Создайте дома небольшую фонотеку с детскими песнями, потешками, музыкальными сказками,.

Развитие навыков самообслуживания и гигиенических навыков у детей раннего возраста (2–3 Года) В настоящее время многие родители и даже педагоги уделяют больше внимание обучению детей чтению, математики и языкам чем самообслуживанию,.

Развитие вокальных навыков у детей ЦЕЛЬ: Развитие музыкальных способностей и певческих навыков у дошкольника. Задачи: 1. Развивать музыкальные способности ребенка: чувство.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс «Развитие вокальных навыков детей»
Опубликовано: 15 августа 2018 в 11:27
+29Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс «Развитие вокальных навыков детей»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Чуракова (УИ 664867) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Календарь
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД