Зульфия Арипова
Мастер-класс «Привитие навыков правильной речи у детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Уважаемые коллеги!
Сегодня я представляю вашему вниманию мастер-класс на тему «Привитие навыков правильной речи у детей».
Цель моего мастер-класса – продолжать формировать умения педагогов грамотно преподносить детям орфоэпические нормы русского языка для дальнейшего закрепления навыков четкой, правильной, выразительной речи.
Для начала я предлагаю вам поиграть в игры, которые мы используем для формирования правильной речи у детей.
1. «Скажи, какой?» (игра проводится с мячом).
Публикация «Мастер-класс „Привитие навыков правильной речи у детей“» размещена в разделах
Правила игры : водящий (воспитатель) называет слово (имя существительное) и бросает мяч, а ребенок, поймав мяч, называет слово (имя прилагательное).
Например:
холст – холщовый,
кухня – кухонный,
отход – отходный,
переход – переходный,
устав – уставный,
эксперт – экспертный
евангелие – евангельский,
знахарь – знахарский,
отрок – отроческий,
Украина – украинский,
губка – губчатый,
коробка – коробчатый,
скоба – скобчатый,
козырь – козырной,
мишура – мишурный,
мозаика – мозаичный,
стенопись – стенописный
борт – бортовой,
груша – грушевый,
иголка – игольчатый,
вал – валовой,
зуб – зубчатый,
нож – ножевой,
жёлоб – желобчатый,
слива – сливовый,
крупа – крупчатый,
рубка – рубчатый,
бомба – бомбовый,
внук – внучатый,
суп – суповой,
пихта – пихтовый,
объезд – объездной,
брусок – брусчатый,
бас – басовый,
манго – манговый,
вереск – вересковый,
лапка - лапчатый,
пики – пиковый,
стрелка – стрельчатый,
мох – моховой,
модерн – модерновый.
Физкультминутка
Слышен в группе диалог:
Обсуждают каталОг.
Детей не нужно баловАть,
Чтоб зубки не пломбировАть.
2. «Скажи правильно» (игра проводится с колокольчиком).
Правила игры : водящий (воспитатель) называет слова с правильным и неправильным ударением. Догадавшийся ребенок звонит в колокольчик и называет правильный вариант :
Августовский и августовский
Бархатистый и бархатистый
Тигровый и тигровый
Оптовый и оптовый
Пуховый – пуховый
Болотистый – болотистый
Ивовый – ивовый
Желоб – жёлоб
Месяцы – месяца
Ставь ударение по значению главного слова:
семейство лавровых – лавровый лист;
языковой барьер – языковая колбаса,
временные категории – временные трудности,
домовая книга – в доме живёт домовой;
запасный путь – запасной игрок.
Допустимые варианты:
Мизерный – мизерный,
пурпурный – пурпурный,
мускулистый – мускулистый,
сахаристый – сахаристый,
джинсовый – джинсовый,
минусовый – минусовый
Физкультминутка
ДремОта и зевОта уходят за ворота (потягивание)
Если прикоснёшься к иве,
Станешь ты ещё красИвей. (наклоны)
3. Музыкальная сказка «Как Дуни к доньям ходили».
Жила-была на свете добрая женщина. Звали ее Евдокия. Было у нее три дочери: старшая Дуня, средняя Дунечка и младшая Дуняша. Все три сестры были красавицы, умницы!
Вот как-то раз собрались они у ворот, присели на скамейку. Сидят, ничего не делают.
Выходит к ним их матушка родная, Евдокия и говорит: «Дочери мои милые, сходите-ка к колодцу, принесите чистой водицы – будем тесто месить, блины печь!».
Поклонились сестрицы милые в пояс своей родимой матушке, взяли по два ведра в руки и пошли по воду с родного крыльца в сторону дальнего колодца.
Пришли они к колодцу, поставили ведра и говорит старшая сестра Дуня: «Я – сестра старшая, буду первой черпать воду из колодца, чтобы увидеть его донца!».
Тут грянул гром, подул буйный ветер и улетели от Дуни ведра вдаль неведомую…
Вот средняя сестра Дунечка говорит: «Мой черед настал - буду черпать водицы из колодца и увижу его самые дны!».
Опять грянул гром, подул буйный ветер и улетели от Дунечки ведра в даль неведомую…
Заговорила тут третья сестра, самая меньшая, Дуняша: «Сестрицы мои милые, добрые! Домашнее хозяйство по уму держите, а воду черпать из колодца и увидеть его донья не сподобились!»
Опустила Дуняша ведра в колодец, стала черпать водицы. Много зачерпнула и увидела его донья – не одно, а целых три! Колодец-то был волшебный…
Принесли домой воду Дуня, Дунечка и Дуняша, напекли блинов, до сих пор вкус остался!
Вот и сказочке конец, а кто слушал – молодец!».
4. Зачастую мы, педагоги, испытываем затруднения во время проведения занятий, словесных игр и т. д. при употреблении слов русского языка, требующих строго соблюденных норм произношения. Я предлагаю вам просмотреть презентацию на эту тему.
Презентация «Привитие навыков правильной речи у детей».