Татьяна Кузьменко
Мастер-класс «Развитие внимания посредством мандалотерапии с детьми с ЗПР»
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовила: педагог - психолог
МБДОУ «ДСОВ №113»
Кузьменко Татьяна Александровна
Цель: Познакомить педагогов с понятием мандалы терапия и использование ее в развитии внимания у детей с ЗПР.
Психологический тренинг «Приветствие»
Педагоги встают в круг. Психолог касается открытыми ладонями ладоней, стоящего рядом, при этом называя свое имя. Таким образом, все стоящие в круге педагоги имеют возможность друг с другом познакомиться.
Упражнение «Гора с плеч»
Публикация «Мастер-класс „Развитие внимания посредством мандалотерапии с детьми с ЗПР“» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2017
Цель: сброс психомышечного напряжения.
Выполняем стоя, можно на ходу. Максимально резко поднять плечи, широко развести их назад и опустить. Такой должна быть постоянно ваша осанка.
Теоретическая часть (слайдовая презентация)
Дошкольный возраст - важнейший этап в развитии ребенка. В этот период формируются основные психические процессы человека: внимание, память, мышление, речь, воображение, восприятие.
Детей с нарушениями в развитии по данным ряда стран составляет от 4,5 до 11 % в зависимости от того, какие нарушения учитываются. Число таких детей из года в год возрастает, ибо возрастают факторы риска, среди которых наиболее опасны: отягощенная наследственность, патология беременности или родов у матери, хронические заболевания у родителей, неблагоприятные экологические ситуации, профессиональные вредности у родителей до рождения ребенка, курение матери во время беременности, алкоголизм родителей, неполная семья, неблагоприятный психологический микроклимат в семье и в социуме.
Особую тревогу вызывает значительный рост числа детей с задержкой психического развития (ЗПР). Для них нужны специальные условия обучения, которые могут быть обеспечены в специальных образовательных учреждениях, где наряду с общими задачами решаются и задачи коррекции недостатков психического развития.
В каждой группе есть ребенок, и вы, конечно, стараетесь пристально следить за его развитием. Вам хочется, чтобы ваши дети в группе выросли не только здоровым, но и умели в полном объеме производить умственные действия, а основой их являются нервно-психические процессы: внимание, память, восприятие, мышление, воображение, речь. И наступает момент, когда для полноценного развития ваших детей необходимы систематизированные и обобщенные знания.
Но для того, чтобы эти знания способствовали развитию ребенка, обучение должно проводиться с опорой на игру, так как в дошкольном возрасте это ведущий вид деятельности. Через игру ребенок осваивает окружающий мир. И, что немаловажно, в данной системе обучения -обучения через игру - не существует жестких нормативов для каждой игры, например, выполнить данное задание с первого раза или с пятого, воспользоваться помощью взрослого один или десять раз. Главная цель -заинтересовать ребенка такой деятельностью. И даже если у малыша не с первого раза получается выполнить то или иное задание, ваш ребенок каждый раз делает пусть маленький, но шаг навстречу знаниям, а это и есть процесс развития.
Но все дети разные, семьи разные, условия развития разные. Само по себе количество знаний или навыков не может служить показателем развития. Важнее, как ребенок умеет ими пользоваться, применяя их. Для успешной подготовки к обучению в школе очень важны основные психические процессы (внимание, память, восприятие, воображение, мышление, речь). А если эти познавательные процессы не развиты до 7 лет, то и в школе у детей чаще всего проявляются трудности в обучении. Вот почему мы хотели бы заострить ваше внимание на этой проблеме.
Мы предлагаем в течение учебного года проводить с детьми развивающие игры на внимание, память мышление и т. д. Эти игры направлены на коррекцию нарушений психического развития детей с отклонениями в развитии, в частности с ЗПР. Сегодня наша встреча, на которой пойдет речь о внимании.
Физкультминутка для педагогов.
Педагог: - Давайте вспомним сигналы светофора. Что означает красный свет? Желтый? Зеленый? Молодцы, а теперь превратимся в светофор. Заодно проверим ваше внимание. Если я говорю: «Зеленый» - вы топаете ногами; «Желтый» - хлопаете в ладоши; «Красный» - тишина. А я буду неисправным светофором и стану показывать иногда неправильные сигналы.
«Внимание»
Как показывает практика, одной из актуальных проблем для обучения является проблема развития внимания. Рассмотрим, что такое внимание, каковы его виды и свойства.
Внимание - это форма организации познавательной деятельности, избирательная направленность сознания на какой либо объект. Образы, получаемые при внимательном восприятии, отличаются ясностью и отчетливостью. При наличии внимания мыслительные процессы протекают быстрее и правильнее, движения выполняются более аккуратно и четко. Результатом внимания является улучшение любой деятельности, которой оно сопутствует.
Выделяют три основных вида внимания
Объем внимания определяется тем, сколько объектов ребенок может воспринимать, охватить в короткий промежуток времени (4года-один объект; 6-7лет - три объекта).
Устойчивость внимания - это способность сохранять долгое время сосредоточенность в деятельности, способность отвлечься от всего постороннего.
Распределение внимания - это умение выполнить несколько видов деятельности одновременно.
Мандала-терапия как способ развития внимания у детей с задержкой психического развития.
Мандала (Mandala) - в переводе с санскрита «круг» или "центр". Рисунок ее симметричен: обычно он представляет собой круг с выраженным центром. Внутри круга более или менее обозначены основные направления-ориентиры, число которых варьируется. Вместе с тем, в сложной геометрической композиции мандалы можно встретить самые разные элементы: квадрат, овалы, кривые линии, треугольники. Мандалы могут быть как произведениями искусства, так и формами, созданными самой природой.
Еще Карл Густав Юнг был одним из первых европейских учёных, кто очень внимательно изучал мандалы и познакомил с идеей мандалы западных исследователей-психоаналитиков. В своей автобиографии, "Воспоминания, сны, размышления", Юнг рассказывает о том, как в 1916г. он нарисовал свою первую мандалу, а спустя два года уже ежедневно зарисовывал в своем блокноте новые мандалы. Он обнаружил, что каждый рисунок отражает его внутреннюю жизнь на данный момент, и стал использовать эти рисунки, чтобы фиксировать свою "психическую трансформацию". В конце концов, Юнг пришел к выводу, что метод мандалы - это путь к нашему центру, к открытию нашей уникальной индивидуальности. Он считал мандалу чрезвычайно мощным символом, являющегося зримой проекцией психического мира и выражающей Самость человека.
Мандалы для детей состоят из простых понятных малышам фрагментов, например, несложная абстракция, простые геометрические фигуры, цветы, изображения животных.
Итак, давайте поиграем в игры и упражнения, которые можно использовать в своей работе, для развития внимания детей с ЗПР.
Практическая часть
Развивающие игры.
«Что изменилось»
Цель: развивать произвольное внимание.
На стол ставится три-четыре игрушки (затем количество увеличивается) и ребенку предлагают рассмотреть их в течение 10-15 секунд. Затем попросите отвернуться, а тем временем уберите одну игрушку или поменяйте их местами. Когда он повернется по вашему сигналу, спросите его, что же изменилось?
«Четвертый лишний»
Цель: развивать концентрацию, распределение внимания.
Ребенку предлагают 4 предмета: три из них из одной группы и один из другой ( например: ложка, вилка, поварешка и книга). Можно заменить карточкой с изображениями предметов. Предложите ребенку внимательно посмотреть и найти, что здесь лишнее и почему?
«Нарисуй мандалу»
Цель: развивать навык внимательно слушать и выполнять указания взрослого.
Инструкция: раскрасить мандалу в цветовой гамме.
А также вы можете заниматься с ребенком:
- раскрашивать по образцу (штриховка в определенном направлении) и рисование элементарных узоров по образцу:
- выкладывание из счетных палочек (спичек, камней, пуговиц, песка и т. д., фигур, предметов по образцу:
- играми на развитие зрительного и слухового внимания : «Чем отличаются 2 картинки?», «Что изменилось?», «Слушай хлопки», «Ушки на макушке».
4. Рефлексия.
Цель: снятие психоэмоционального напряжения.
«Представьте, что у вас в руках маленький беспомощный птенец. Вытяните руки ладонями вверх. А теперь согрей его, медленно, по одному пальчику сложи ладони, спрячьте в них птенца, подышите на него, согревая своим ровным дыханием, приложите ладони к своей груди, отдайте птенцу доброту своего сердца и дыхания. А теперь раскройте ладони и вы увидите, что птенец радостно взлетел, улыбнитесь ему и не грустите, он еще прилетит к тебе».