Наталья Перминова
Мастер-класс для родителей «Развитие речи посредством использования традиционных и нетрадиционных пальчиковых игр»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
1. Повысить педагогическую грамотность родителей (законных представителей) о роли мелкой моторики в развитии речи воспитанников.
2. Заинтересовать родителей (законных представителей) актуальностью данной темы, вовлечь родителей (законных представителей) к сотрудничеству.
3. Познакомить с видами традиционных и нетрадиционных пальчиковых игр и их использование в образовательном процессе ДОУ.
Для реализации поставленной цели выделила для себя ряд основных задач:
Публикация «Мастер-класс для родителей „Развитие речи посредством использования традиционных и нетрадиционных пальчиковых игр“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Мастер-классы для родителей
- Мелкая моторика
- Пальчиковая гимнастика и игры. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
1. Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речевой деятельностью детей.
2. Совершенствовать мелкую моторику через пальчиковые игры;
3. Повысить компетентность родителей, педагогов в значимости пальчиковых игр детей раннего возраста.
Материал: Игры с предметами домашнего обихода.
Добрый вечер, уважаемые родители. Мы рады видеть вас на нашем мастер – классе. Сегодня мы поговорим о важности развития мелкой моторики рук для развития речи, об одном из способов ее развития-пальчиковых игр.
Японская пословица гласит:
«Расскажи мне-я услышу,
Покажи мне-я запомню,
Дай сделать мне самому-я пойму!»
Действительно пальчиковая гимнастика полностью отвечает этим требованиям: «Слышу. Вижу. Делаю». Игры с пальчиками развивают мозг ребенка, стимулирует развитие речи, творческие способности. Чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребенок говорит. Малышу необходимо все потрогать, так он учиться различать тепло и холод, твердость и мягкость, размер и форму предметов.
Если у ребенка развита мелкая моторика, то лучше развивается память, мышление, а следовательно речь. Благодаря пальчиковым играм ребенок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредоточиться.
Формы работы по развитию мелкой моторики рук бывают традиционными и нетрадиционными.
Традиционные это :
Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются пальчиковые игры. Игры эти очень эмоциональны, увлекательны, захватывают ребенка своей импровизацией, непосредственностью, театрализацией, элементами сюрпризности и предполагают наличие ситуации успеха. Они способствуют развитию речи, творческой и мыслительной деятельности. Пальчиковые игры как бы отображают реальность окружающего мира – предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
• «Строим дом».
Руки сжаты в кулачки, большой палец поднят вверх – это молоток. В течение всего стихотворения молоток заколачивает гвозди (движение сверху вниз большим пальцем – сначала прямым, затем согнутым).
Целый день тук да тук,
Раздается громкий стук.
Молоточки стучат,
Строим домик зайчат.
Молоточки стучат,
Строим домик для бельчат.
Этот дом для бельчат.
Этот дом для белочек,
Этот дом для зайчиков,
Этот дом для девочек,
Этот дом для мальчиков.
Вот какой хороший дом,
Как мы славно заживем!
Будем песни распевать,
Веселиться и плясать.
Все показывают готовые дома (руки, сжатые в кулаки). Педагог хвалит домики, построенные детьми.
Этот дом для Светы,
Он большой и светлый.
Здесь живет Алеша,
Мальчик он хороший.
В доме этом Маша,
Солнышко ты наше.
Этот – для Марата,
Будет он богатый…
.
• «Котенок».
- Котенок маленький, озорной, пушистый, точит когти. (Все пальцы согнуты так, что их подушечки прикасаются к основанию пальцев. Ладонь открыта. Согнутые пальцы в таком прижатом положении «бегают». Большой палец обязательно участвует.)
- Этот котенок точит когти. Котенок выпустил когти пальцы раскрыты, напряженно полусогнуты) и начал царапаться (пальцы быстро бегают, в этом напряженном полусогнутом виде).
- Ай-яй-яй, котенок, какой ты шалун, нехорошо царапаться. Ну-ка, спрячь когти. («Котенок» прячет когти, но затем вновь начинает их точить и т. д.)
• «Выгладим платочек для мамы».
Перед каждым играющим положен скомканный лист писчей бумаги. Нужно, пользуясь всеми пальцами обеих рук, разгладить его так, чтобы он не топорщился и чтобы ни один его край не остался замкнутым.
Затем то же самое сделать, пользуясь одной рукой ( возможны варианты: пользуясь двумя большими пальцами, повторить то же или указательными и т. д.).
• «Кулачки».
- Сожмите пальцы в кулачок покрепче. Руки положите на колени. Сожмите их сильно-сильно, чтобы косточки побелели. Руки устали. Расслабили руки. Отдыхаем. Кисти рук потеплели. Легко, приятно стало. Слушаем и делаем, как я. Спокойно. Вдох – пауза, выдох – пауза.
Это и каждое последующее упражнение повторяется 3 раза.
Руки на коленях, кулачки сжаты,
Крепко, с напряжением,
Пальчики прижаты (сжать пальцы,
Пальчики сильней сжимаем –
Отпускаем, разжимаем.
Легко поднять и уронить
Расслабленную кисть.
Знайте, девочки и мальчики,
Отдыхают наши пальчики.
Упражнения для пальчиковой гимнастики.
Тренировке движений пальцев рук можно уделить 1,5 – минуты на утренней гимнастике или 2-3 минуты на занятиях. Необходимо постоянно следить, чтобы не было передозировки. Упражнения надо давать малыми порциями, но делать их с оптимальной нагрузкой, с большой амплитудой движений. Не дает эффекта небрежное, расслабленное выполнение упражнений. Особое внимание следует уделять тренировке движений повышенной сложности, то есть таких, какие наши пальцы не делают в повседневной жизни. Именно такая тренировка пальцев рук дает видимый эффект.
• «Мороз» - подышать на руки и растереть ладони от «холода».
• «Водоросли» - поставить ладони вертикально (пальцами вверх) и пошевелить пальцами.
• «Волны» - согнуть руки в локтях, переплести пальцы, соединяя руки. Сделать несколько плавных волнообразных покачиваний сцепленными руками, приподнимая то один, то другой локоть.
• «Камни» - руки сжать в кулаки и положить на стол.
• «Рак» - прижать кулаки друг к другу. Большие пальцы находятся сверху, а указательные и средние вытянуты вперед – это «клешни» рака; подвигать пальцами – так действуют «клешни.
• «Птички летят» - пальцами обеих рук, поднятых к себе тыльной стороной, производить движения вверх – вниз.
• «Пирожки» - перекладывайте из руки в руку воображаемые пирожки.
• «Веник» - кончиками расставленных пальцев водить по столу слева направо и справа налево, словно веником подметаете пол.
• «Моем посуду» - положите одну ладонь на другую и делайте круговые движения, как будто моете тарелки.
• «Паутина» - широко развести пальцы на обеих руках, а затем сложить пальцы правой руки на пальцы левой так. Чтобы они пересекались, как нити паутины.
• «Зайчик» - пальцы сжать в кулачок, а затем, выставив вверх указательный и средний пальцы, пошевелить «ушами».
• «Волк» - соедините ладони так, чтобы большие пальцы оказались поднятыми вверх и слегка разведенными в сторону. Это волчьи «уши». Согните указательные пальцы – это волчий «лоб». Остальные пальцы образуют «морду».
Нетрадиционные : Игры с предметами домашнего обихода.
Для проведения игр не требуется какие-то специальные игрушки, пособия и т. п. В играх используются подручные материалы, которые есть в любом доме: прищепки, пуговицы, бусинки, крупа и т. д.
• Возьмите яркий поднос. Тонким равномерным слоем рассыпьте по подносу мелкую крупу. Проведите пальчиком ребенка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Позвольте малышу самому нарисовать несколько хаотических линий. Затем попробуйте вместе нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны, буквы и т. д.
• Из пуговичной мозаики можно выложить неваляшку, бабочку, снеговика, мячики, бусы и т. д.
• Насыпаем в кастрюлю 1 кг гороха или фасоли. Ребенок запускает туда руки и изображает, как месят тесто, приговаривая:
«Месим, месим тесто,
Есть в печи место.
Будут – будут из печи
Булочки и калачи».
• Насыпаем горох на блюдце. Ребенок большим и указательным пальцем берет горошину и удерживает ее остальными пальцами (как при сборе ягод, потом берет следующую горошину, потом еще и еще – так набирает целую горсть. Можно делать это одной или двумя руками.
• Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это – «лыжи. Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на «лыжах», делая по шагу на каждый ударный слог.
«Один, два, три, четыре, пять, им очень весело гулять».
Это же можно попробовать проделать двумя руками одновременно.
• Ребенок собирает спички без серы (или счетные палочки) одними и теми же пальцами разных рук (подушечками). Строим «сруб» из спичек или счетных палочек. Чем выше и ровнее сруб, тем лучше.
• Бельевой прищепкой (проверьте на своих пальцах, чтобы она не была слишком тугой) поочередно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха:
«Стал кусачем котик мой, шустрый шарик озорной!
Хвать за палец и кусь-кусь!
Пусть кусает не боюсь!
Так играет он со мной котик мой совсем не злой.»
• Натягиваем веревку на уровне плеч ребенка и даем ему несколько бельевых прищепок.
«Прищеплю прищепки ловко
Я на мамину веревку».
• Ребенок комкает, начиная с уголка, носовой платок (или полиэтиленовый мешочек) так, чтобы он весь уместился в кулачке.
• Ребенок катает грецкий орех:
«Я катаю мой орех,
Чтобы стал круглее всех».
Игры для развития мелкой моторики.
• Упражнение с пипеткой (набирать воду, нажать двумя пальцами на пипетку – вылить воду).
• Упражнение с пинцетом (захватывать мелкие предметы)
• Кукольная одежда на прищепках («постирать и отжать» кукольную одежду и при помощи прищепок повесить на веревку сушиться) .
• Коробочка с прищепками (по краю коробки закрепить прищепки).
• Болты и гайки (откручивать и закручивать гайки)
• Трубочки для коктейля (нарезать и нанизывать).
• Бусы (нанизывать на шнурок или леску
• Цветной песок (нанесение песка на контурный рисунок).
• Наматывание ниток.
• Переливание (пересыпание семян) жидкостей.
• Конструкторы и пластилин.
Очень надеемся, что мы смогли Вас убедить в значимости развития руки для ребенка дошкольного возраста.
Поэтому, если Вы хотите, чтобы ребенок хорошо говорил, развивайте его ручки!