Наталья Шустова
Мастер-класс «Развитие творческих способностей детей посредством экспериментирования»
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие творческих способностей детей посредством экспериментирования
Расскажи – и я забуду,
Покажи – и я запомню,
Дай попробовать – и я пойму.
Китайская пословица
Тема мастер – класса : «Развитие творческих способностей детей посредством метода экспериментирования»
Цель мастер-класса : Демонстрация некоторых видов экспериментирования с бумагой, водой, песком.
Задачи:
Публикация «Мастер-класс „Развитие творческих способностей детей посредством экспериментирования“» размещена в разделах
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2017
1. Показать, как можно использовать опыты в экспериментальной деятельности детей.
2. Развивать познавательный интерес к окружающему, умение делиться приобретенным опытом с другими людьми.
Оборудование: экран, ноутбук;
Для опытов: Металлическая тарелка, резиновые шарики,2 яйца, ёмкость с пресной водой, ёмкость с солёной водой, листы бумаги, мокрый песок,
Практическая значимость: Данный мастер класс может быть интересен педагогам, работающим по теме экспериментирования и поисковой деятельности детей. Педагог, использующий экспериментирование в своей работе, найдет для себя что-то новое, а неработающий, поймет насколько это интересное и увлекательное занятие. В ходе проведения мастер класса будут продемонстрированы опыты с некоторыми материалами, а также все атрибуты для его проведения.
Методические рекомендации: Чтобы мастер класс был интереснее и более похож на инсценировку сказки, советую к каждому опыту подобрать соответствующую музыку.
Ход МАСТЕР-КЛАССА
I. Организационный момент
Расскажи – и я забуду,
Покажи – и я запомню,
Дай попробовать – и я пойму.
Китайская пословица
Данная китайская пословица стала девизом всей моей деятельности по экспериментированию с детьми.
II. Вводная часть
Детство – это радостная пора открытий. Познание окружающего должно проходить в непосредственном взаимодействии ребенка с миром природы и разворачиваться, как увлекательное путешествие, так, чтобы он получал от этого радость. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме опытно-экспериментальных действий.
Процесс познания – творческий процесс, и наша задача – поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия.
Я хочу сегодня в форме сказки показать вам некоторые виды экспериментирования с разными материалами. Сказка называется «Путешествие любопытного лисенка».
III. Основная часть
В один солнечный денек в лесу у мамы – лисицы появились лисята.
Все детки были послушные, всегда ходили за мамой, только один лисенок был уж очень любопытный, везде совал свой нос.
Однажды ему захотелось узнать, что же там за пределами норы и он пошел открывать мир.
Выбежав на лужайку, лисёнок увидел, что там играют в мяч 2 зайчика. Но зайчики, увидев лисёнка испугались и убежали, а мяч покатился и упал в глубокий овраг.
Опыт № 1
Положите в глубокую тарелку с покатыми краями любой шарик и попробуйте достать его, не прибегая к помощи рук. Возьмите вазу в руки и раскачивайте ее так, чтобы шарик стал кататься внутри, поднимаясь все выше и выше. В определенный момент центробежная сила выбросит его из вазы.
Потом он увидел, что какие-то маленькие существа то появлялись на поверхности воды, то снова пропадали, это были рыбки, которые резвились на солнышке.
Опыт № 2
Возьмите 2 ёмкости. Одну ёмкость наполните чистой водой и опустите в нее сырое яйцо. Оно утонет.
Во вторую ёмкость налейте крепкий раствор поваренной соли (2 сто-ловые ложки на 0,5 л воды). Опустите туда второе яйцо — оно будет плавать. Это объясняется тем, что соленая вода тяжелее, поэтому и плавать в море легче, чем в реке.
Но тут подул ветер и оборвал все листочки. На небе появились тучи и пошел дождь.
Опыт № 3
Возьмите два листа бумаги, приложите их один к другому и попробуйте их сдвинуть так: один в одну, а другой в другую сторону.
А теперь смочите листы водой, приложите их друг к другу и слегка прижмите, чтобы выдавить лишнюю воду.
Попробуйте сдвинуть листы друг относительно друга, как в предыдущем опыте.
Это объясняется, тем, что вода обладает «склеивающим» действием. Таким же эффектом обладает и сырой песок, в отличие от сухого.
.
Лисенок испугался и спрятался под кустом. Прошло немного времени и дождь закончился, снова появилось солнце.
Лисенок решил идти дальше. Тут он увидел, что идя по мокрому песку, после него остаются следы, а потом он увидел еще другие следы, и был в недоумении, кто же это?
Опыт № 4
Песок в песочнице смачивается водой, чтобы видно было отпечатки, делаете отпечаток на песке одним из предметов.
Мокрый песок нельзя сыпать струйкой, но зато он может принимать любую нужную форму, пока не высохнет.
Шел, шел лисенок и увидел костёр, а возле костра никого не было. Но лисёнок подумал, что от костра может случиться пожар и не растерялся и засыпал пламя песком.
Опыт № 5
На тарелочку положить кусочек пластилина и поместить в него две спички на расстоянии. В тарелочку влить немного цветной жидкости, зажечь спички и накрыть стаканом. При этом пламя гаснет, и жидкость перемещается из тарелочки в стакан. Это объясняется тем, что кислород сгорает, внутри стакана давление падает и жидкость устремляется из области высокого давления в область низкого давления.
Лисенку так понравилось гулять и познавать этот огромный и интересный окружающий мир.
Обсуждение экспериментов с педагогами.
В результате экспериментирования можно получать не только знания, но и продукты экспериментальной деятельности. Педагоги на команды по 2 человека. Каждая команда выполняла своё задание:
1 задание. Рисование цветным песком.
Для этого необходимо на листе бумаги или картона нарисовать нужный рисунок. Он должен по своему виду напоминать раскраску. Затем используя цветной песок и хороший клей заняться обычным разукрашиванием. Для начала смазывать нужно место на картине клеем, а затем посыпать песком.
2 задание. Рисование объёмной картины - картина в стакане.
Пересыпаем окрашенный песок в стеклянную тару. Чтобы поделка смотрелась интересней, нужно сыпать песком в ёмкость под углом, поворачивая стакан. Только делайте это очень аккуратно, чтобы слои песка не перемешались. Посыпаем солью и повторяем эту процедуру с песком другого цвета.
3 задание. Создание дидактической игры «Там на неведомых дорожках» (следы животных).
Для создания этой игры, необходимо снять верхний слой скотча, посыпать контур изображения песком. пригладить ладошкой и встряхнуть лишний песок.
IV. Заключительная часть
При организации детской экспериментальной деятельности, постоянно возникают вопросы. А нужно ли это ребёнку сейчас? Какое дальнейшее применение этого он найдёт в обыденной жизни? Большинство ответов положительные. Значит мы выбрали нужное и ценное содержание для своей работы. Ведь детские удивительные открытия находятся рядом, а посему только собственный опыт поможет ребёнку приобрести необходимые знания о жизни. А нам, взрослым, необходимо создать условия для экспериментальной деятельности и поддерживать интерес ребёнка к исследованиям и открытиям.
Хочется завершить наш мастер – класс словами К. А. Тимирязева:
«Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне, в сравнение с теми, кто такой школы не прошёл»
Спасибо за внимание!