Елена Железкина
Мастер-класс «Развитие связной речи с помощью сторителлинга в детском саду»
▼ Скачать + Заказать документы
[i]Развитие связной речи с помощью сторителлинга в детском са ду. [/i]
Недавно я закончила курсы по теме: «Уроки ораторского мастерства в детском саду». Эту тему выбрала не случайно. За время, которое я посвятила работе с детьми, заметила, что многие дети бояться выступать на праздниках: петь песни, читать стихи, да и просто высказать свою точку зрения (я работаю со старшими дошкольниками). Изучая материалы по этой теме, я включила в свою работу и сторителлинг. От английского слова «storytelling» - рассказывание историй. Это формат разных историй с поучительным, смешным, трогательным сюжетом, с вымышленными или реальными героями.
Публикация «Мастер-класс „Развитие связной речи с помощью сторителлинга в детском саду“» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Сторителлинг. Образовательная технология
- Темочки
Ранний возраст (2-3 года) :
Взрослый помогает ребё нку отвечать на простейшие и более сложные вопросы: кто, что, какой, что делает, во что одет, куда идет);
Ребёнок в 2,5 года не может самостоятельно эмоционально и выразительно составить рассказ из личного опыта, например: рассказать о новой игрушке. Взрослый помогает ему задавая наводящие вопросы: Какая игрушка? Что делает? Какая на ощупь? И вот уже ребёнок рассказывает о своей новой игрушке.
Можно использовать в работе с детьми звукоподражательные элементы. Например: ребёнок отдыхал у бабушки, видел козочку или собачку. Спросить у ребё нка как козочка кричит: «Ме-ме», а собачка: «Гав, гав». Впоследствии ребёнок, показывая предмет на картинке правильно называет его, и говорит какие звуки произносит то или иное животное.
Постепенно приучаем детей делиться своими впечатлениями, эмоциями. Тем самым закладываем основы сторителлинга.
Младший возраст (3-4 года) :
Развивать диалогическую форму речи. В этом возрасте формируется начальная стадия диалога. Наблюдая за птицами во время прогулки, спросить у детей: «Какая птица? Ты видел, как она поджала лапку? Почему? Наверное ей холодно?» Ребёнок с удовольствием ответит на эти вопросы и задаст свои. Тем самым развиваем не только речь, о и предпосылки к сторителлингу.
Так же вовлекаем детей в разговор во время рассматривания предметов, картин, иллюстраций. Тем самым обучаем умению вести диалог с педагогом.
Средний возраст (4-5 лет) :
Обсуждать информацию о предметах, явлениях, событиях, выходящих за пределы привычного им ближайшего окружения. Например, рассказывая детям о диких или домашних животных, не ограничиваться показом картинок, а использовать элементы подражания (как ходит пингвин, как прыгает заяц и т. д.)
Совершенствовать диалогическую речь. Учить детей рассказывать: описывать предмет, картину.
Описывая картину, ребёнок проводит аналогию с историями из личного опыта. Если на картине изображены зимние забавы, то ребёнок вспоминает, как он катался с папой на горке или строил крепость со старшим братом.
Детям дошкольникам очень важна наглядность. Если нет возможости понаблюдать например, за живой белкой или за какими-то природными явлениями, то можно использовать обучающие мультфильмы.
Старший возраст (5-6 лет) :
В старшей группе начинаем развивать монологическую форму речи. Здесь мы максимально подходим к сторителлингу. Учим детей рассказывать историю от первого лица : либо это игрушка, либо изображение на картинке, либо ребёнок рассказывает свою историю.
Учим связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы. Например: у нас есть несколько предметных картинок или сюжетные картинки и ребёнок может выбирать из них, какую историю он расскажет. Можно провести такую игру: ребёнок выбирает понравившиеся ему картинки (для начала нужно взять немного картинок) 3 штуки, уходит за другой стол. Раскладывает картинки в нужной последовательности, и придумывает свой рассказ по картинкам. Например: Маша взяла картинку с мячом, с плавающем в море дельфином и грозой. Получилась такая история : «Жил был в море дельфин. Звали его Весельчак. Он очень лбил играть и веселиться. И вот однажды в море он поймал мячик, который упал с парохода. Весельчак играл с мячиком каждый день, но как – то раз началась гроза, и поднялся сильный ветер. Мячик унесло очень далеко. Дельфин очень грустил, но вскоре опять началась гроза и мячик вернулся. Весельчак был очень рад» Вот такая история может получится у Маши, но это ещё не сторителлинг. С помощью таких игр поводим детей к сторителлингу.
Развиваем умение составлять рассказы о событиях из личного опыта. Так же ребёнок глядя на картинки может вспомнить, как он отдыхал на море с родителями и рассказать истории из своего личного опыта. Здесь наводящие вопросы не задаём и поощряем ребёнка за рассказ, даже если он и не отдыхал на море с родителя ми, а просто придумал эту историю, увидев картинку.
В старшем возрасте учим детей придумывать свои концовки к сказкам. Рассказать детям сказку, а концовку предложить придумать самим, всячески поощряя вымысел.
Подготовительная группа (6-7 лет) :
В этом возрасте совершенствуется умение составлять рассказы о предметах, о содержании картины, по набору картинок с последовательно развивающимся действием. Помогаем детям составлять план рассказа и придерживаться его. Здесь очень хорошо использовать мнемотаблицы. С помощью мнемотехники рассказываем сказки и учим стихотворения.
Варианты сторителлинга :
- История, построенная на 3-5 ключевых словах
Например: картинки с изображениями Маши, солнышка, мячика. Ребёнок составляет рассказ такой, какой хочет, но обязательно использует эти картинки в рассказе, можно добавить других персонажей, можно составить несколько рассказов. Наглядность нужна для того, чтобы ребёнку легче было составить рассказ. Воспитатель побуждает ребёнка говорить более развёрнуто и эмоционально. В эту игру можно включить всех ребят, прикрепить на доску эти три картинки и во время рассказа, другие ребята рисуют свой рассказ на эту тему. Затем устроить выставку рисунков и показать детям, какая история получилась. Можно включать прямую речь.
- История, построенная по ассоциативному ряду
Здесь взрослый выступает с ребё нком в паре: можно работать с картинками, а можно и без них. Всё зависит от умения ребёнка составлять рассказ. Ребёнку предлагают выбрать любую картинку и вступая в диалог придумываем одну историю по очереди. Например, на картинке изображены две девочки, играющие во дворе. Ребё нок начинает рассказ с такой фразы: «Во дворе играли две девочки. Их зовут Таня и Оля. Они подруги и любят играть вместе» Воспитатель продолжает: «Таня и Оля любят играть в куклы. Когда хорошая погода они играют во дворе, а когда на улице дождь девочки идут к Тане или к Оле» Ребё нок: «Дома мама их угощает чаем и вкусным пирогом» Здесь ребёнок может перейти на историю из личного опыта, и рассказать какие пироги печёт его мама. Таким образом, история может быть бесконечной.
Структура сторителлинга :
История или повествование, где обязательно есть начало, кульминация, конец и главный герой. У героя есть цель и мотивация и по ходу истории он преодолевает некое препятствие. Это универсальное описание истории.
Сторителлинг – это творческий процесс без жёстких границ, правил, как надо и не надо составлять историю. Обычно это короткие истории 5-10 предложений.
Можно предложить детям задание на дом, чтобы они придумали каждый свою историю на общую тему : здоровье или профессии. Провести вечер сторителлинга. Каждый расскажет свою историю и подкрепить свой рассказ рисунком или картинкой.