Светлана Харламова
«Формирование у детей старшего дошкольного возраста математической культуры посредством художественной литературы»
▼ Скачать + Заказать документы
воспитатель: Харламова С. К.,
ГБОУ Школа № 1512 г. Москвы, ДОУ 1125
1. Введение
Математика - один из наиболее сложных предметов в школьном цикле. В детском саду ребенок в основном формирует представление о натуральном числе и действиях с ним - счет,арифметические действия.
Однако проблема формирования и развития математических способностей детей - одна из наименее разработанных на сегодня методических проблем в дошкольной педагогике. Для детей содержание должно быть чувственно воспринимаемо, поэтому в работе с дошкольниками так важно применение занимательного материала на основе элементов устного народного творчества.
Публикация «„Формирование у детей старшего дошкольного возраста математической культуры посредством художественной литературы“» размещена в разделах
- Литературная деятельность
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2019
Фольклор художественной литературы маскирует ту математику, которую многие считают сухой, неинтересной и далёкой от жизни детей, воспитывает интерес к предмету, способствует повышению уровня развития математических способностей детей.
2. Из опыта работы по теме: «Формирование у детей старшего дошкольного возраста математической культуры посредством художественной литературы»
Цель моего опыта – формирование у дошкольников математической культуры посредством художественной литературы.
Задачи, которые я ставлю перед собой:
1. Представить детям систему увлекательных игр и упражнений (с числами, цифрами, знаками, геометрическими фигурами, позволяющую усвоить программу;
2. Подготовить детей к школе, способствуя:
а) формированию запаса знаний, умений и навыков, которые станут базой дальнейшего обучения;
б) овладению мыслительными операциями (анализ и синтез, сравнение, обобщение, классификация);
в) формированию умения понять учебную задачу и выполнить её самостоятельно;
г) формированию умения планировать учебную деятельность и осуществлять самоконтроль и самооценку;
д) развитию способности к саморегуляции поведения и проявлению волевых усилий для выполнения поставленных задач;
е) овладение навыками речевого общения;
ж) развитию мелкой моторики и зрительно-двигательной координации.
Предлагаемые программой списки художественной литературы облегчают отбор текстов, но не исчерпывают его.
Мною систематизированы различные формы художественной литературы в том числе и народного фольклора с математическим содержанием по разделам программы:
Количество и счёт;
Величина;
Геометрические фигуры:
Ориентировка во времени;
Ориентировка в пространстве;
Через художественные произведения и весёлые рисунки знакомлю детей с цифрами :
Это цифра – единица,
Видишь, как она гордится?
А ты знаешь почему?
Начинает счёт всему.
Цифра два –
Лошадка – диво,
Мчит, размахивая гривой.
Выполняя с ними игровые упражнения, учу их понимать отношения между числами:
На заснеженной полянке
Я, зима и санки.
Только землю
Снег покроет –
Собираемся мы трое.
Веселимся на полянке
Я, зима и санки. (А. Босев).
Всё это делает процесс обучения интересным и ориентированным на ребёнка – дошкольника.
Для ознакомления с частями суток, времён года предлагаю им весёлые стихи, занимательные рисунки, задания практического характера, что помогает моим воспитанникам лучше усваивать знания в разделе
«Ориентировка во времени».\загадки
Нет ног, а хожу,
Рта нет, а скажу,
Когда спать, когда вставать,
Когда работу начинать. (Часы).
Братьев этих ровно семь,
Вам они известны всем,
Каждую неделю кругом
Ходят братья друг за другом,
Попрощается последний –
Появляется передний. (Дни недели)
Пусты поля, мокнет земля,
Дождь поливает.
Когда это бывает? (Осенью)
Кто поляны белит белым?
И на стенах пишет мелом?
Шьёт пуховые перины?
Разукрасила витрины? (Зима
В ночь мороз, с утра капель,
Значит на дворе… (апрель)
Зеленеет даль полей,
Запевает соловей.
В белый цвет оделся сад,
Пчёлы первые летят
Гром грохочет. Угадай
Что за месяц это? (Май)
Ориентировка в прстранстве
Есть четыре стороны –
Мы запомнить их должны:
Север, Юг, Восток и Запад.
Мне рассказывал мой папа,
Что на Севере – снега,
Злые вьюги и пурга.
Если жарко, зной и пальмы,
Птицы райские вокруг,
Догадаетесь и сами,
Что попали вы на Юг.
На востоке – принц в чалме
Гордо едет на слоне.
А на западе ковбои
Очень храбрые герои.
величина
Две сестрицы друг за другом
Пробегают круг за кругом:
Коротышка – только раз,
Та, что выше – каждый час. (стрелки часов
Я – пальчик первый. Я большой.
Указательный второй.
Третий пальчик – средний.
Четвёртый – безымянный.
А пятый – мизинчик,
Маленький, румяный
Дали туфельку слону,
Взял он туфельку одну
И сказал: - Нужны пошире,
И не две, а все … (четыре).
С. Я. Маршак
Сначала буду маленьким,
К коленочкам прижмусь,
Потом я вырасту большим,
До лампы дотянусь.
Большое внимание в работе с детьми уделяю решению простых логических задач, выполнение которых способствует не только развитию математических представлений, но и развитию внимания, памяти, мышления. Эту работу провожу в тесном контакте с родителями, включая ребёнка в выполнение заданий практического характера в тетради. Задания выбираю небольшие по объёму, чтобы ребёнок мог успешно справиться с ним. Вовлекаю детей в увлекательный процесс загадывания и отгадывания загадок, проговаривания пословиц и потешек, рассказывания сказок с математическим содержанием. Интерес детей к художественному слову использую для повышения эффективности обучения дошкольников.
Считалки.
Вышли мыши как-то раз
Посмотреть, который час.
Раз, два, три, четыре –
Мыши дёрнули за гири.
Вдруг раздался страшный звон,
Убежали мыши вон!
Раз, два, три, четыре, пять,
Собрались мы поиграть.
К нам сорока прилетела,
И тебе водить велела.
Пословицы и крылатые выражения.
Заблудился в трёх соснах;
Не узнавай друга в три дня, а узнавай в три года;
От горшка три вершка;
Наврал с три короба
Обещанного три года ждут;
Плакать в три ручья.
Занимательные задачи.
Три пушистых кошечки
Улеглись в лукошечке.
Тут одна к ним прибежала.
Сколько кошек вместе стало?
Четыре вороны на крышу сели,
И одна к ним прилетела.
Отвечайте быстро, смело:
Сколько их на крышу село?
У кошки – три котёнка;
Она мяучит громко.
В лукошко мы глядим:
А там ещё один.
Сколько котят у кошки?
Карандаш один у Миши,
Карандаш один у Гриши.
Сколько же карандашей
У обоих малышей?
Математическая сказка "Курочка Ряба" (форма-геометрические фигуры : ромб, трапеция, прямоугольник, треугольник, овал)
Жили - были дед (ромб) и баба (трапеция), и была у них курочка Ряба (Прямоугольник) Снесла как - то Ряба яичко (Овал) - оно было золотым. (ромб) Дед (Ромб) бил, бил - не разбил. (Трапеция) била, била - не разбила. Но тут появилась мышка (треугольник, махнула хвостом, (Овал) упало и разбилось. (ромб) плачет, (трапеция) плачет, а (прямоугольник) кудахчет: - Не плачь! (Ромб) - Не плачь! (трапеция) Снесу я вам не золотое, (овал) а простое, чтобы не разбилось.
Широко использую в своей работе словесный, наглядный, проблемно-поисковый методы обучения, а также метод практических заданий.
В ходе занятий использую физкультминутки, которые представляют собой игровые упражнения, направленные на развитие мелкой и общей моторики, а также на закрепление математических понятий.
Физкультминутки.
«Два хлопка»
Два хлопка над головой,
Два хлопка перед собой,
Две руки за спину спрячем
И на двух ногах поскачем.
«Считалки с башмачком»
Раз! Два! Три! Четыре! (прыжки на двух ногах с продвижением вперёд)
По дорожке я скачу.
Раз! Два! Три! Четыре! (прыжки на месте)
Башмачок скакать учу!
Раз! Два! Три! Четыре! (приседают)
Обломился каблучок.
Раз! Два! Три! Четыре! (разводят руки в стороны)
Заблудился башмачок.
«Три медведя»
Три медведя шли домой. (шаги на месте вперевалочку)
Папа был большой-большой, (поднимают руки над головой)
Мама с ним – поменьше ростом, (руки на уровне груди)
А сынок – малютка просто! (приседают)
Очень маленький он был,
С погремушками ходил: (имитируют игру с погремушками)
Дзинь- дзинь, дзинь-дзинь!
Заключение
Для развития математических способностей очень важно использовать с дошкольниками художественную литературу. Устное народное творчество, способствует не только знакомству, закреплению, конкретизации знаний детей о числах, величинах, геометрических фигурах и телах и т. д., но и развитию мышления, речи, стимулированию познавательной активности детей, тренировке внимания и памяти. Оно может широко использоваться в работе с дошкольниками как прием, побуждающий к приобретению знаний - при знакомстве с новым материалом (явлением, числом, как прием, развивающий наблюдательность, при закреплении определенного знания, как игровой (занимательный) материал, отвечающий возрастным потребностям детей дошкольного возраста.
В заключение необходимо отметить, что регулярное использование на занятиях по развитию математических способностей системы специально подобранного репертуара устного народного творчества, направленного на развитие познавательных возможностей и способностей, расширяет математический кругозор дошкольников, способствует математическому развитию, повышает качество математической подготовленности, позволяет детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни.
Литература :
1. Аменицкий Н. Н., Сахаров И. П. Забавная арифметика. – М., 2008.
2. Венгер Л. А. Восприятие и обучение (дошкольный возраст). – М., 1969.
3. Воронина, Л. В. Формирование у дошкольников алгоритмических умений // Проблемы и перспективы развития образования в России: сборник материалов V междунар. науч. -практ. конф. – Новосибирск, 2010.
4. Воронина, Л. В. Формирование у дошкольников математической культуры посредством фольклорного материала // Педагогические системы развития творчества: материалы VIII междунар. науч. -практ. конф. – Екатеринбург, 2010.
5. Ерофеева Т. И. Знакомство с математикой : Методическое пособие для педагогов. – М., 2006.
6. Ерофеева Т. И., Павлова Л. Н., Новикова В. П. Математика для дошкольников. – М., 1992.
7. Рихтерман Т. Д. Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста. – М., 1991.
8. Стефанова Н. Л. Комплексные занятия с детьми 3-7 лет: формирование мелкой моторики, развитие речи. – Волгоград, 2012.