Приложение МААМ

«Формирование у детей старшего дошкольного возраста математической культуры посредством художественной литературы» (1 фото)

Светлана Харламова
«Формирование у детей старшего дошкольного возраста математической культуры посредством художественной литературы»
▼ Скачать + Заказать документы

воспитатель: Харламова С. К.,

ГБОУ Школа № 1512 г. Москвы, ДОУ 1125

1. Введение

Математика - один из наиболее сложных предметов в школьном цикле. В детском саду ребенок в основном формирует представление о натуральном числе и действиях с ним - счет,арифметические действия.

Однако проблема формирования и развития математических способностей детей - одна из наименее разработанных на сегодня методических проблем в дошкольной педагогике. Для детей содержание должно быть чувственно воспринимаемо, поэтому в работе с дошкольниками так важно применение занимательного материала на основе элементов устного народного творчества.

Публикация «„Формирование у детей старшего дошкольного возраста математической культуры посредством художественной литературы“» размещена в разделах

Фольклор художественной литературы маскирует ту математику, которую многие считают сухой, неинтересной и далёкой от жизни детей, воспитывает интерес к предмету, способствует повышению уровня развития математических способностей детей.

2. Из опыта работы по теме: «Формирование у детей старшего дошкольного возраста математической культуры посредством художественной литературы»

Цель моего опыта – формирование у дошкольников математической культуры посредством художественной литературы.

Задачи, которые я ставлю перед собой:

1. Представить детям систему увлекательных игр и упражнений (с числами, цифрами, знаками, геометрическими фигурами, позволяющую усвоить программу;

2. Подготовить детей к школе, способствуя:

а) формированию запаса знаний, умений и навыков, которые станут базой дальнейшего обучения;

б) овладению мыслительными операциями (анализ и синтез, сравнение, обобщение, классификация);

в) формированию умения понять учебную задачу и выполнить её самостоятельно;

г) формированию умения планировать учебную деятельность и осуществлять самоконтроль и самооценку;

д) развитию способности к саморегуляции поведения и проявлению волевых усилий для выполнения поставленных задач;

е) овладение навыками речевого общения;

ж) развитию мелкой моторики и зрительно-двигательной координации.

Предлагаемые программой списки художественной литературы облегчают отбор текстов, но не исчерпывают его.

Мною систематизированы различные формы художественной литературы в том числе и народного фольклора с математическим содержанием по разделам программы:

Количество и счёт;

Величина;

Геометрические фигуры:

Ориентировка во времени;

Ориентировка в пространстве;

Через художественные произведения и весёлые рисунки знакомлю детей с цифрами :

Это цифра – единица,

Видишь, как она гордится?

А ты знаешь почему?

Начинает счёт всему.

Цифра два –

Лошадка – диво,

Мчит, размахивая гривой.

Выполняя с ними игровые упражнения, учу их понимать отношения между числами:

На заснеженной полянке

Я, зима и санки.

Только землю

Снег покроет –

Собираемся мы трое.

Веселимся на полянке

Я, зима и санки. (А. Босев).

Всё это делает процесс обучения интересным и ориентированным на ребёнка – дошкольника.

Для ознакомления с частями суток, времён года предлагаю им весёлые стихи, занимательные рисунки, задания практического характера, что помогает моим воспитанникам лучше усваивать знания в разделе

«Ориентировка во времени».\загадки

Нет ног, а хожу,

Рта нет, а скажу,

Когда спать, когда вставать,

Когда работу начинать. (Часы).

Братьев этих ровно семь,

Вам они известны всем,

Каждую неделю кругом

Ходят братья друг за другом,

Попрощается последний –

Появляется передний. (Дни недели)

Пусты поля, мокнет земля,

Дождь поливает.

Когда это бывает? (Осенью)

Кто поляны белит белым?

И на стенах пишет мелом?

Шьёт пуховые перины?

Разукрасила витрины? (Зима

В ночь мороз, с утра капель,

Значит на дворе… (апрель)

Зеленеет даль полей,

Запевает соловей.

В белый цвет оделся сад,

Пчёлы первые летят

Гром грохочет. Угадай

Что за месяц это? (Май)

Ориентировка в прстранстве

Есть четыре стороны –

Мы запомнить их должны:

Север, Юг, Восток и Запад.

Мне рассказывал мой папа,

Что на Севере – снега,

Злые вьюги и пурга.

Если жарко, зной и пальмы,

Птицы райские вокруг,

Догадаетесь и сами,

Что попали вы на Юг.

На востоке – принц в чалме

Гордо едет на слоне.

А на западе ковбои

Очень храбрые герои.

величина

Две сестрицы друг за другом

Пробегают круг за кругом:

Коротышка – только раз,

Та, что выше – каждый час. (стрелки часов

Я – пальчик первый. Я большой.

Указательный второй.

Третий пальчик – средний.

Четвёртый – безымянный.

А пятый – мизинчик,

Маленький, румяный

Дали туфельку слону,

Взял он туфельку одну

И сказал: - Нужны пошире,

И не две, а все … (четыре).

С. Я. Маршак

Сначала буду маленьким,

К коленочкам прижмусь,

Потом я вырасту большим,

До лампы дотянусь.

Большое внимание в работе с детьми уделяю решению простых логических задач, выполнение которых способствует не только развитию математических представлений, но и развитию внимания, памяти, мышления. Эту работу провожу в тесном контакте с родителями, включая ребёнка в выполнение заданий практического характера в тетради. Задания выбираю небольшие по объёму, чтобы ребёнок мог успешно справиться с ним. Вовлекаю детей в увлекательный процесс загадывания и отгадывания загадок, проговаривания пословиц и потешек, рассказывания сказок с математическим содержанием. Интерес детей к художественному слову использую для повышения эффективности обучения дошкольников.

Считалки.

Вышли мыши как-то раз

Посмотреть, который час.

Раз, два, три, четыре –

Мыши дёрнули за гири.

Вдруг раздался страшный звон,

Убежали мыши вон!

Раз, два, три, четыре, пять,

Собрались мы поиграть.

К нам сорока прилетела,

И тебе водить велела.

Пословицы и крылатые выражения.

Заблудился в трёх соснах;

Не узнавай друга в три дня, а узнавай в три года;

От горшка три вершка;

Наврал с три короба

Обещанного три года ждут;

Плакать в три ручья.

Занимательные задачи.

Три пушистых кошечки

Улеглись в лукошечке.

Тут одна к ним прибежала.

Сколько кошек вместе стало?

Четыре вороны на крышу сели,

И одна к ним прилетела.

Отвечайте быстро, смело:

Сколько их на крышу село?

У кошки – три котёнка;

Она мяучит громко.

В лукошко мы глядим:

А там ещё один.

Сколько котят у кошки?

Карандаш один у Миши,

Карандаш один у Гриши.

Сколько же карандашей

У обоих малышей?

Математическая сказка "Курочка Ряба" (форма-геометрические фигуры : ромб, трапеция, прямоугольник, треугольник, овал)

«Формирование у детей старшего дошкольного возраста математической культуры посредством художественной литературы»

Жили - были дед (ромб) и баба (трапеция), и была у них курочка Ряба (Прямоугольник) Снесла как - то Ряба яичко (Овал) - оно было золотым. (ромб) Дед (Ромб) бил, бил - не разбил. (Трапеция) била, била - не разбила. Но тут появилась мышка (треугольник, махнула хвостом, (Овал) упало и разбилось. (ромб) плачет, (трапеция) плачет, а (прямоугольник) кудахчет: - Не плачь! (Ромб) - Не плачь! (трапеция) Снесу я вам не золотое, (овал) а простое, чтобы не разбилось.

Широко использую в своей работе словесный, наглядный, проблемно-поисковый методы обучения, а также метод практических заданий.

В ходе занятий использую физкультминутки, которые представляют собой игровые упражнения, направленные на развитие мелкой и общей моторики, а также на закрепление математических понятий.

Физкультминутки.

«Два хлопка»

Два хлопка над головой,

Два хлопка перед собой,

Две руки за спину спрячем

И на двух ногах поскачем.

«Считалки с башмачком»

Раз! Два! Три! Четыре! (прыжки на двух ногах с продвижением вперёд)

По дорожке я скачу.

Раз! Два! Три! Четыре! (прыжки на месте)

Башмачок скакать учу!

Раз! Два! Три! Четыре! (приседают)

Обломился каблучок.

Раз! Два! Три! Четыре! (разводят руки в стороны)

Заблудился башмачок.

«Три медведя»

Три медведя шли домой. (шаги на месте вперевалочку)

Папа был большой-большой, (поднимают руки над головой)

Мама с ним – поменьше ростом, (руки на уровне груди)

А сынок – малютка просто! (приседают)

Очень маленький он был,

С погремушками ходил: (имитируют игру с погремушками)

Дзинь- дзинь, дзинь-дзинь!

Заключение

Для развития математических способностей очень важно использовать с дошкольниками художественную литературу. Устное народное творчество, способствует не только знакомству, закреплению, конкретизации знаний детей о числах, величинах, геометрических фигурах и телах и т. д., но и развитию мышления, речи, стимулированию познавательной активности детей, тренировке внимания и памяти. Оно может широко использоваться в работе с дошкольниками как прием, побуждающий к приобретению знаний - при знакомстве с новым материалом (явлением, числом, как прием, развивающий наблюдательность, при закреплении определенного знания, как игровой (занимательный) материал, отвечающий возрастным потребностям детей дошкольного возраста.

В заключение необходимо отметить, что регулярное использование на занятиях по развитию математических способностей системы специально подобранного репертуара устного народного творчества, направленного на развитие познавательных возможностей и способностей, расширяет математический кругозор дошкольников, способствует математическому развитию, повышает качество математической подготовленности, позволяет детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни.

Литература :

1. Аменицкий Н. Н., Сахаров И. П. Забавная арифметика. – М., 2008.

2. Венгер Л. А. Восприятие и обучение (дошкольный возраст). – М., 1969.

3. Воронина, Л. В. Формирование у дошкольников алгоритмических умений // Проблемы и перспективы развития образования в России: сборник материалов V междунар. науч. -практ. конф. – Новосибирск, 2010.

4. Воронина, Л. В. Формирование у дошкольников математической культуры посредством фольклорного материала // Педагогические системы развития творчества: материалы VIII междунар. науч. -практ. конф. – Екатеринбург, 2010.

5. Ерофеева Т. И. Знакомство с математикой : Методическое пособие для педагогов. – М., 2006.

6. Ерофеева Т. И., Павлова Л. Н., Новикова В. П. Математика для дошкольников. – М., 1992.

7. Рихтерман Т. Д. Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста. – М., 1991.

8. Стефанова Н. Л. Комплексные занятия с детьми 3-7 лет: формирование мелкой моторики, развитие речи. – Волгоград, 2012.

Публикации по теме:

Презентация «Формирование звуковой культуры речи у детей старшего дошкольного возраста» Презентация для родителей по формирование звуковой культуры речи у детей старшего дошкольного возраста. Звуковая культура речи является.

Формирование количественных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством художественной литературы .

Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством художественной литературы Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность. Поэтому проблема нравственного воспитания детей постоянно находится в центре.

Формирование экологической культуры детей старшего дошкольного возраста Непременным условием успешного усвоения дошкольниками знаний о родной природе является одновременное овладение ими умственными и практическими.

Формирование эстетической культуры детей старшего дошкольного возраста средствами русской народной музыкальной культуры Формирование эстетической культуры детей старшего дошкольного возраста требует комплексный подход. Использование проектной технологии формировании.

Формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения посредством ознакомления с ПДД Педагогический проект воспитателя муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида.

Проект по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к чтению художественной литературы Автор: Сюзева Анастасия Григорьевна, воспитатель МАДОУ «Радость» комбинированного вида структурное подразделение - детский сад № 188 Нижний.

Программа по самообразованию «Формирование культуры общения и дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста» Тема: «Формирование культуры общения и дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста через художественную литературу». на.

Развитие нравственных качеств у детей дошкольного возраста посредством детской художественной литературы муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 53» Развитие нравственных качеств у детей дошкольного.

Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством художественной литературы «Книги – корабли мысли, странствующие по волнам времени и бережно несущие свой драгоценный груз от поколения к поколению». Ф. Бекон. Патриотическое.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Формирование у детей старшего дошкольного возраста математической культуры посредством художественной литературы»
Опубликовано: 13 октября 2019 в 16:25
+19Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Формирование у детей старшего дошкольного возраста математической культуры посредством художественной литературы»» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Харламова (УИ 647456) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД