Молчанова Ксения
Мастер-класс «Развитие музыкальных способностей детей через современные музыкально-игровые технологии»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс «Развитие музыкальных способностей детей через современные музыкально-игровые технологии»
Мастер – класс предназначен для воспитателей, музыкальных руководителей, педагогов дополнительного образования, инструкторов ФК.
Публикация «Мастер-класс „Развитие музыкальных способностей детей через современные музыкально-игровые технологии“» размещена в разделах
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2023
Цель: трансляция опыта работы по развитию музыкальных способностей детей на основе инновационных технологий через развивающие игры и упражнения.
Задачи:
Представить педагогам методы и приемы работы по развитию музыкально–творческих способностей детей.
Раскрыть содержание развивающих игр и упражнений и изучить их с участниками мастер – класса.
Планируемый результат: мотивация присутствующих на работу по развитию музыкально–творческих способностей детей, повышение уровня профессиональной компетенции педагогов, совершенствование практических навыков по проведению музыкально–ритмических игр и упражнений для использования их на занятиях и в повседневной жизни.
Структура мастер – класса :
1. Теоретическая часть
Вступительное слово по теме: «Современные подходы к организации художествнно–эстетического воспитания детей».
2. Практическая часть
Показ эффективных методов и приемов развития музыкальных способностей детей с участием педагогов.
3. Рефлексия
Итог мастер – класса.
Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Тема сегодняшнего мастер – класса : «Развитие музыкальных способностей детей через современные музыкально-игровые технологии». Именно здесь Вы узнаете, что существует разнообразие музыкальных методов и приемов, которые можно использовать в повседневной работе не только с дошкольниками. Кто- то скажет, что это трудно, а я отвечу - это очень интересно!
Всё окружающее нас живё т по законам ритма: смена времени года, дня и ночи, стук дятла в лесу, тиканье часов, биение сердца – все ритмично. Ритм – это равномерное чередование сильных и слабых долей и является основой не только музыкальных произведений, а всей нашей жизни. Чувство ритма – это такая музыкальная способность, без которой практически невозможно петь, играть на музыкальных инструментах, воспринимать или сочинять музыку.
Исследователи в области музыкальной педагогики отмечают, что ритмическое воспитание не может быть только зрительным слуховым, но и двигательным, в котором должно участвовать все тело.
В рамках данного мастер – класса хочу поделиться с вами своим опытом работы и продемонстрировать речевые, логоритмические, кинезиологические игры – упражнения и музыкально – ритмические игры для развития музыкальных способностей детей, а также закрепить рефлексией
Так как у нас мастер класс, я попрошу Вас сегодня побыть немного детьми!
Итак, начнём наш мастер класс с приветствия.
Игры–приветствия –это то с чего начинается каждое музыкальное занятие.
Они развивают эмоциональную отзывчивость и способствуют адаптации детей в коллективе. В процессе этих игр начинается наша встреча с детьми, где они используют звучащие жесты для сопровождения ритма своих полных и уменьшительно–ласкательных имен, учатся общению, обмениваются информацией.
Первое, что мы с вами сделаем, для хорошего настроения поздороваемся друг с другом.
Логоритмическая игра-приветствие «Кач-кач»(стоя в кругу держимся за обруч говорим)
Кач-кач кач и кач привет (поднимаем руки вверх)
Кач-кач кач-кач-кач (качаемся все вместе, педагог следит, чтобы все двигались одновременно)
По кругу мы побежали и кружимся, кружимся, бежим (идём по кругу ускоряя темп)
Присесть скорей спеши иии слели (сели)
Кач-кач кач и кач привет (поднимаем руки вверх)
Кач-кач кач-кач-кач (качаемся все вместе, педагог следит, чтобы все двигались одновременно)
Эта игра задаёт эмоциональный настрой перед занятием, а также побуждает детей говорить и двигаться под темп подпевки.
Речевые упражнения – это форма работы легка и доступна для всех детей, она помогает детям развивать чувство ритма, формировать хорошую дикцию, артикуляцию, различать динамические оттенки и тембровое разнообразие.
Хочу предложить вместе с вами провести одно речевое упреждение, для этого возьмём музыкальные инструменты.
Тихо ходит по дорожке
Весна в разноцветной одежке.
Где листочком зашуршит, (маракасы)
Где дождинкой зазвенит. (колокольчики)
Раздается громкий стук: (деревянные палочки,
Это дятел – тук, да тук! или кубики)
Ветерок вдруг налетел,
По деревьям пошумел. (шуршалки)
Громче завывает,
Тучки собирает. (бубны)
Дождик – динь! Дождик – дон!
Капель звонкий перезвон. (колокольчики)
Все звенит, стучит, поет –
Весна яркая идет! (все инструменты)
Логоритмика – это комплекс двигательных упражнений, в которых разные движения (туловища, головы, рук, ног) сопровождаются речевым материалом с музыкальным сопровождением. Одна из основных задач логоритмики – устранение речевых нарушений у детей. Логоритмика одна из составляющих в системе музыкально–оздоровительной работы. Она раскрывает такие виды здоровьесберегающих технологий, как: валеологические песенки–распевки, дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика, речевые, пальчиковые, коммуникативные игры.
Предлагаю сиграть в логоритмическую игру «бежали бегемотики» прямо за вашими столами, либо на коленях, для этого вам понадобятся только ваши ручки.
Такая игра развивает музыкально- ритмическое и слуховое восприятие, мелкую моторику рук, удержание двигательной программы, межполушарных связей.
В современном образовании активно вступает такая наука как Кинезиология.
Кинезиология – наука о развитии умственных способностей, физического здоровья через определенные двигательные упражнения и относится к здоровьесберегающей технологии. Основная цель кинезиологии – развитие межполушарного воздействия, способствующее активизации мыслительной деятельности. Кинезиологические упражнения развивают тело, повышают стрессоустойчивость организма, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания, облегчают процесс чтения и письма. В результате повышается уровень эмоционального благополучия, улучшается зрительно–моторная координация, формируется пространственная ориентировка.
Посмотрите на экран, здесь представлены пару примеров как использовать кинезиологию в детском саду
Теперь мы с вами попробуем соединить кинезиологические упражнения и музыку. Для начала я покажу пару упражнений которые мы будем использовать (лягушка кулак ладошка,дощечка,цепочка, кулачки, колечко, крутим ручками, восьмёрка итд)
Развитие чувства ритма
Чувство ритма – это восприятие и воспроизведение временных отношений в музыке.
Чувство музыкального ритма имеет не только моторную, но и эмоциональную природу. Музыка эмоциональна. Характер музыкального ритма позволяет передавать мельчайшие изменения настроения музыки и тем самым постигать музыкальный язык. Таким образом, чувство ритма – это способность активно воспринимать музыку, чувствуя ее эмоциональную выразительность, и точно воспроизводить ее.
Практика показывает, что развитие чувства ритма является самым сложным компонентом в системе развития музыкальных способностей детей.
Именно поэтому педагог должен прекрасно владеть методикой, умением находить такие технические приёмы, которые бы наиболее эффективно способствовали развитию чувства ритма, творческого потенциала.
Движения, соединённые с речью, звучащими жестами, шумовыми инструментами, преподнесённые в форме игры, – находка для увлекательных занятий с детьми.
Рефлексия
Таким образом, уважаемые коллеги, я надеюсь, что мой мастер – класс помог вам прочувствовать то, что современные музыкально–игровые технологии способны обучать детей быть творческими, музыкальными, инициативными, коммуникативными, добрыми, умными и талантливыми личностями, готовыми к восприятию всего нового.
Я предлагаю выразить свою оценку моего педагогического мастерства при помощи современной методики «Кубик Блума»
Кубик Блума – это прием технологии критического мышления, который предложил американский ученый, психолог Бенджамин Блум. Предложенная им теория предполагает, что педагог предлагает ребёнку не готовое знание, а проблему. А дошкольник использует свой опыт и знания, чтобы разрешить ее. «Кубик Блума» можно использовать во всех областях образовательной деятельности. Думаю, что данная технология будет полезна для воспитателей и поможет в работе.