Любовь Неклюдова
Мастер-класс по экспериментированию «Путешествие лягушонка» для подготовительной к школе группы
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс по экспериментированию
«Путешествие лягушонка»
Цель мастер-класса : Продемонстрировать некоторые виды экспериментирования : с бумагой, водой, песком, льдом, молоком, уксусом, мелом, пищевой содой,
Задачи:
1. Показать, как можно использовать опыты в экспериментальной деятельности детей.
2. Развивать познавательный интерес к окружающему, умение делиться приобретенным опытом с другими людьми.
Публикация «Мастер-класс по экспериментированию „Путешествие лягушонка“ для подготовительной к школе группы» размещена в разделах
Практическая значимость: Данный мастер класс может быть интересен педагогам, работающим по теме экспериментирования и поисковой деятельности детей. Педагог, использующий экспериментирование в своей работе, найдет для себя что-то новое, а неработающий, поймет насколько это интересное и увлекательное занятие.
В ходе проведения мастер класса будут продемонстрированы опыты с некоторыми материалами, а также все атрибуты для его проведения.
Методические рекомендации: Чтобы мастер класс был интереснее и более похож на инсценировку сказки, к каждому опыту необходимо подобрать соответствующую музыку.
Вступительная часть.
Расскажи – и я забуду,
покажи – и я запомню,
дай попробовать – и я пойму.
Китайская пословица
«Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребёнка». Н. Н. Подъяков
Экспериментирование – эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира. Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство заключается в том, что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации и обобщения. Детское экспериментирование является хорошим средством интеллектуального развития дошкольников, а также является наиболее успешным путем ознакомления детей с миром окружающей их живой и неживой природы.
В условиях внедрения ФГОС поисково-исследовательская деятельность (экспериментирование) является одним из направлений развития личности дошкольника.
В «Лаборатории юного исследователя» дети могут в совместной деятельности воспитателя с детьми и самостоятельно воспроизводить простые и более сложные опыты.
В группе оборудован уголок экспериментирования, чтобы дети в любое время в свободной деятельности могли удовлетворить свои исследовательские интересы. Уголок постоянно пополняется новыми материалами в соответствии с возрастом детей и их интересами.
Специально организованные занятия по экспериментированию я провожу на факультативе «Юный исследователь» .
Ход мастер-класса
Я сегодня приглашаю Вас в сказку-действие, которая называется «Путешествие лягушонка», где я покажу вам некоторые виды экспериментирования с разными материалами.
На столе стоит оборудование для опытов, приготовлены все материалы.
В одном сказочном царстве разлилось таинственное молочное озеро…
Опыт № 1Взрыв цвета в молоке.
Оборудование: тарелка, цельное молоко, пищевые красители, ватные палочки, моющее средство.
Налейте цельное молоко в тарелку. Добавьте в него по несколько капель пищевых красителей разных цветов. Старайтесь делать это аккуратно, чтобы не двигать саму тарелку. Опустите чистую ватную палочку в молоко, ничего не произойдет.
А теперь, хотите верьте, хотите нет, мы заставим молоко двигаться с помощью обычного моющего средства! Возьмите ватную палочку, окуните ее в средство и прикоснитесь ей в самый центр тарелки с молоком. Посмотрите, что произойдет! Молоко начнет двигаться, а цвета перемешиваться. Настоящий взрыв цвета в тарелке!
Объяснение опыта:
Молоко состоит из молекул разного типа: жиры, белки, углеводы, витамины и минералы. При добавлении в молоко моющего средства происходит одновременно несколько процессов. Во-первых, моющее средство снижает поверхностное натяжение, и за счет этого пищевые красители начинают свободно перемещаться по всей поверхности молока. Но самое главное, что моющее средство вступает в реакцию с молекулами жира в молоке, и приводит их в движение.
В этом озере росла кувшинка. С восходом солнца она распускалась.
Опыт № 2Цветы лотоса.
Инвентарь: таз с водой, кувшинки из бумаги.
Вырежьте из цветной бумаги цветы с длинными лепестками. При помощи карандаша закрутите лепестки к центру. А теперь опустите разноцветные лотосы на воду, налитую в таз. Буквально на ваших глазах лепестки цветов начнут распускаться. Это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются.
В этой кувшинке жил маленький лягушонок. Он подрастал, становился любознательным. И захотелось ему посмотреть мир, узнать, что же там за озером. Вышел он на берег, а берег тот был сказочно красивым.
Опыт № 3 Цветной песок
Оборудование: песок в коробке, цветной мел
Изготовления цветного песка, перемешав с цветным мелом. Натрите мел на терке и перемешайте его с сухим сыпучим песком.
Вдруг лягушонок увидел, что на поверхности воды, то появлялись, то исчезали маленькие существа. Оказалось, что это рыбки, которые резвились на солнышке.
Опыт№4 .Рыбки.
Оборудование: стаканы с минеральной водой, мелкие кусочки пластилина.
Наливаем в стакан минеральную воду, бросаем в него несколько кусочков пластилина величиной с рисовые зернышки.
Почему пластилин падает на дно стакана? (Он тяжелее воды, поэтому тонет).
Что происходит на дне? Почему пластилин всплывает и снова падает? Что тяжелее и почему?
Вывод. В воде есть пузырьки воздуха, они поднимаются наверх и выталкивают кусочки пластилина; потом пузырьки воздуха выходят из воды, а тяжелый пластилин снова опускается на дно.
Лягушонок гулял по разноцветному песку и любовался его красотой. Но вдруг пошел дождь…Лягушонок испугался и спрятался под кустом.
Опыт № 5 Дождь в банке
Оборудование: банка с горячей водой, крышка с дырочками, несколько кубиков льда.
Налейте в литровую банку горячей воды. Банку закройте крышкой с дырочками, сверху положите несколько кубиков льда. Лед будет таять от теплого воздуха, в дырочки будет стекать талая вода, имитируя капли дождя.
Прошло немного времени и дождь закончился, снова появилось солнце. Лягушонок решил идти дальше. Тут он увидел, что идя по мокрому песку, после него остаются следы, а потом он увидел еще другие следы, и был в недоумении, кто же это?
Опыт №6 Следы на песке.
Инвентарь:
Коробка с песком, вода, следы лягушонка, мышонка.
Песок в песочнице смачивается водой, чтобы видно было отпечатки, делаете отпечаток на песке одним из предметов (следы можно изготовить из пластилина или дерева). Сначала сделать отпечаток следа лягушонка, а потом мышонка.
Мокрый песок нельзя сыпать струйкой, но зато он может принимать любую нужную форму, пока не высохнет.
Шел, шел лягушонок и увидел перед собой мышонка, они познакомились, подружились и решили отправиться в путешествие. Шли они шли и пришли к двум речкам, а было так жарко- им очень хотелось пить, в одной текла вода, а в другой уксус, как узнать в какой –какая жидкость.
Опыт№7 с мелом и уксусом.
Необходимый инвентарь:
Два прозрачных стакана, мел, вода, уксусная кислота
Для зрелищного опыта нам пригодится небольшой кусочке мела. Опустите мел в стакан с уксусом и понаблюдайте, что получится. Мелок в стакане начнет шипеть, пузыриться, уменьшаться в размере и вскоре совсем исчезнет. А с кусочком мела, опущенного в воду ничего не произойдет. Мел – это известняк, при соприкосновении с уксусной кислотой он превращается в другие вещества, одно из которых – углекислый газ, бурно выделяющийся в виде пузырьков.
Утолили друзья жажду и отправились дальше, речка привела их к высокой горе, а гора эта была не простая, а настоящий вулкан, который, готов был извергнуться.
Опыт№8 «Извержение вулкана»
Необходимый инвертарь:
Вулкан:
-Конус слепить из пластелина (можно взять уже однажды использовавшийся пластилин)
-Сода, 2 столовых ложки
Лава:
1. Уксус 1/3 стакана
2. Красная краска, капля
3. Капелька жидкого моющего средства, чтобы вулкан лучше пенился
Лягушонку так понравилось гулять и познавать этот огромный и интересный окружающий мир.
Если Вам понравилась сказка возьмите солнышко, а если нет – тучку.
Спасибо большое.
Литература.
Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. Неизведанное рядом (занимательные опыты и эксперименты для дошкольников). – М. : ТЦ «Сфера», 2002;
Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. – М. : ТЦ «Сфера», 2004;
Короткова Н. А. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников. // «Ребенок в детском саду», №3, 4, 5 2003;
Рыжова Л. В. Методика детского экспериментирования. – Спб. : ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2014.