Татьяна Жалнина
Музыко-телесные упражнения в распускании мышечных зажимов у детей старшего дошкольного возраста в работе педагога-психолога
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс по теме:«Музыко-телесные упражнения в распускании мышечных зажимов
у детей старшего дошкольного возраста в работе педагога-психолога в условиях ДОУ.»
Выполнила: педагог-психолог
1 квалификационной категории
Жалнина Татьяна Владиславовна
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Психология. Работа психолога
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2016
Одной из важнейших задач современного общества является сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения. Педагоги и психологи отмечают увеличение количества детей с различными отклонениями в психосоматическом развитии. Я в своей работе применяю данные техники для работы с детьми старшего дошкольного возраста (5—7лет, ориентируясь на программу Ганичевой И. В «Телесно-ориентированные подходы к психо-коррекционной и развивающей работе с детьми».
Работа с сегментами тела — телесно-ориентированная терапия, направленная на последовательную проработку сегментов тела. «Задавленные с детства эмоции требуют выхода и вызывают тики, заикания, все виды неврозов, приводят к появлению вредных привычек. Задача телесно-ориентированного подхода — распускание мышечных зажимов.
Мышечные зажимы организуются в семи основных защитных сегментах, которые располагаются в области глаз, рта, шеи, груди, диафрагмы, живота, таза. Основным способом распускания мышечных зажимов на соответствующем уровне является предварительное максимальное напряжение мышц основных сегментов тела.
В педагогике с давних пор известно, какие огромные возможности для воспитания души и тела заложены в синтезе музыки и пластики, интеграции различных видов художественной деятельности. Исходя и этого, следует отметить, что область музыко-телесного ориентирования будет как нельзя лучше в работе с дошкольниками по распусканию мышечных зажимов. В повседневной жизни, богатой разного рода трудностями и стрессами, в работе с дошкольниками музыкальная терапия вместе с телесной терапией дает хорошие результаты. Если ориентировать ее на определенную проблему, например, личностную тревожность дошкольников, то можно корректировать негативные изменения психического состояния ребенка.
В работе музыка-телесного ориентирования были изучены теоретические положения В. И. Петрушина “Музыкальная психотерапия”, телесно-ориентированная психотерапия Вильгельма Райха и др, а так же программа ритмопластики “Ритмическая мозаика».
Музыкальное сопровождение – авторская подборка.
Результаты применения музыко-телесных упражнений :
-снижается уровень тревожности, агрессивности, неуверенность, злость, гнев и др. эмоциональные состояния у детей;
- развивается мелкая моторика рук, координация и выразительность движений, внимания, наблюдательность, воображение, скорость реакции;
- дети обучаются саморегуляции, обыгрываются страхи.
Практическая часть:
1. Глаза.
Эффект защитного сегмента в области глаз проявляется в неподвижности лба и «пустом» выражении глаз. Распускание мышц происходит посредством возможно большего раскрывания глаз, выполнения вращательных движений глазами, мобилизации мышц век и лба.
Пустые глаза ребенка могут свидетельствовать о нарушении чувства безопасности и чувства реальности. Хроническое неосознанное нежелание видеть болезненные, неприятные сцены может привести к нарушению функционирования глаз.
Упражнение «Глазки бегают по кругу» (муз. сопровождение «Жжужание пчелы»)- программа Ганичевой И. В «Телесно-ориентированные подходы к психо-коррекционной и развивающей работе с детьми».
2. Рот.
Оральный сегмент включает мышцы подбородка, горла, затылка. Защитный сегмент удерживает гнев, крик, плач, кусание, сосание, гримасничанье. Распускание происходит за счет имитации плача, произнесения звуков, мобилизующих губы, кусания, сосания и путем прямого воздействия на эти мышцы.
Упражнение «Произнеси звук У-У-У»
Упражнение «Надуваем и втягиваем щеки» (муз. сопровождение Happy Birthday to you)- программа Ганичевой И. В «Телесно-ориентированные подходы к психо-коррекционной и развивающей работе с детьми».
3. Шея.
Сегмент включает глубокие мышцы шеи, язык. Удерживает крик, плач. Распускание происходит посредством криков, плача и путем воздействия на мышцы языка и шеи.
Упражнение «Любопытная Варвара» (муз. А. Ермолова «Скачет по полям»)
4. Грудь.
Грудной сегмент включает широкие мышцы груди, мышцы плеч, лопаток, всю грудную клетку и руки с кистями. Сдерживает смех, гнев, печаль, страстность. Сдерживанием дыхания подавляется любая эмоция. Распускание достигается через полный выдох и путем воздействия на мышцы рук.
Упражнение «Надоело мне бояться» (муз. сопровождение «Музыка уверенности»)- программа Ганичевой И. В «Телесно-ориентированные подходы к психо-коррекционной и развивающей работе с детьми».
Упражнение «Подпевание песни «Я на солнышке лежу!»- авторский подбор
5. Диафрагма.
Сегмент включает диафрагму, солнечное сплетение, внутренние органы, мышцы нижних позвонков. Скованность выражается в выгнутом вперед позвоночнике, когда человек лежит, между нижней частью спины и плоскостью остается значительный промежуток. Выдох у него труднее вдоха. «Панцирь» удерживает сильный гнев.
Упражнение на расширение грудной клетки (муз. сопровождение Оркестр Госкино- Увертюра)-программа Ганичевой И. В «Телесно-ориентированные подходы к психо-коррекционной и развивающей работе с детьми».
6. Живот.
Сегмент включает широкие мышцы живота и мышцы спины. Напряжение поясничных мышц связано со страхом нападения. Защитный панцирь на боках создает боязнь щекотки и связан с подавлением злости, неприязни. Когда верхние сегменты проработаны, сегмент живота распускается легко.
Упражнение «Дыхание животом» (муз. сопровождение Л. Бетховен «Тишина»)- программа Ганичевой И. В «Телесно-ориентированные подходы к психо-коррекционной и развивающей работе с детьми».
7. Таз.
Сегмент включает мышцы таза и нижних конечностей. Чем сильнее панцирь, тем более таз отведен назад, а ягодичные мышцы напряжены и болезненны. Тазовый панцирь служит для подавления возбуждения, гнева, удовольствия.
Упражнение «Хула-хуп» (муз. Сопровождение «Музыка Востока»)
Упражнение «Палуба» (муз. сопровождение «Ласковое море и шум ветра»)- программа Ганичевой И. В «Телесно-ориентированные подходы к психо-коррекционной и развивающей работе с детьми».
Проработка всех мышечных зажимов в совместном танце «Танец маленьких утят»- авторская подборка