Корсунова Татьяна
Игра как один из методов развития мыслительной деятельности младших школьников
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс на тему:
«Игра как один из методов развития мыслительной деятельности младших школьников».
(Слайд 1) Игра, учение и труд – вот три основных вида деятельности в начальной школе. Игра готовит ребенка и к учению, и к труду. Я считаю, что игры могут и должны быть использованы в целях развития мыслительной деятельности учащихся.
Публикация «Игра как один из методов развития мыслительной деятельности младших школьников» размещена в разделах
- Наверное вы со мной согласитесь, что результативность деятельности школьника связана с активной мыслительной деятельностью. А активная мыслительная деятельность рождается вместе с ребенком или ее нужно развивать?
- Конечно ее нужно развивать. И как я это делаю, я хочу поделиться в своем мастер-классе, который называется: «Игра как один из методов развития мыслительной деятельности младших школьников.» (Слайд 2)
- Предлагаю вам выполнить следующее упражнение: возьмите по листу бумаги, сверните его пополам и оторвите кусочек из центра, ещё раз пополам и оторвите правый угол, ещё раз пополам и оторвите из центра, ёще раз пополам и оторвать левый угол. Развернём наш лист и посмотрим на результат работы. У каждого получился свой узор, хотя все выполняли одинаковые команды.
Так и развитие потенциала каждого ученика требует учета индивидуальных особенностей мышления в процессе обучения. Для учителя важна максимальная ориентация на творческое начало, на потребность и умение самостоятельно находить решение не встречавшихся ранее учебных задач. На своих уроках я использую такую схему воспитания у учащихся увлечения учебным предметом : от любопытства к удивлению, от удивления – к активной любознательности, от любознательности – к прочному знанию.
- Вот мы к примеру, просыпаемся утром, встаем, надеваем тапочки, идем чистить зубы… Вам нужно подумать для того чтобы почистить зубы? (нет)
А вот если вам нужно вычислить объем шара. То здесь хоть целый день думай, но без знания формулы вы не справитесь с этим заданием.
- Тогда получается, что мы ряд своих действий выполняем механически или они у нас отработаны до автоматизма. Тогда, когда же мы думаем? И ответ на этот вопрос я получила, когда провела такой эксперимент со своими учениками. И этот же эксперимент я решила провести вместе с вами.
- В руках у меня…. Ложка.
- Она нужна для того чтобы…
- Вот вы, наверное, сейчас отвечаете совсем не задумываясь?
- Тогда назовите мне, пожалуйста, пять применений этому предмету.
- Когда я проводила этот эксперимент с детьми, они назвали за несколько минут множество различных и необычных применений этого предмета. И я была в восторге, и сделала для себя вывод, что мои дети умеют думать.
- И поэтому я сейчас предлагаю вам подумать. (музыка) (Слайд 3)
- Какой словесный образ у вас возникает, когда вы слушаете эту мелодию? (добавляется картинка)
- Какой словесный образ может объединить то что вы видите и слышите?
- Слышу разные мнения, и мы пока не пришли к одному словесному образу. И я даю еще одну подсказку – А. Толстой. К какому словесному образу может привести вас писатель?
- Объясните почему ключ?
- И чтобы утвердить наше предположение еще есть одна подсказка – гаечный ключ.
- Получается: мелодия звучит в скрипичном ключе, родник - это ключ, А. Толстой написал сказку о Золотом ключике.
- Поэтому я еще раз хочу спросить, а вы сейчас думали?
А теперь я хочу обратится к своей фокус-группе. Перед вами лежит инструкция, прочитайте ее и действуйте по инструкции. Скоро я к вам обращусь.
- А залу я предлагаю еще раз подумать.
– Как мог закончить свое высказывание знаменитый лексикограф и философ Пьер Буаст: «Счастье - это шар, за которым мы гоняемся, пока он катится, и который мы толкаем ногой, когда он….» (останавливается). (Слайд 4)
- В зале у нас находятся преподаватели разных предметов. Прочитайте слово, что вы представляете, читая его? Какие есть предположения? (свет, мир, корень, кисть, кнопка)
- Какой большой ассоциативный ряд получается.
- Фокус-группа готова. Задание было такое: выбрать по три сюжета, которые определяются одним словесным образом. Показать от сложного к простому. (коса, язык, молния)
- Задание фокус-группе: Я вам даю некий странный предмет, у вас будет только одна задача через несколько секунд ответить, что это и как это можно назвать? Но есть условие, что 1 группа, состоящая из двух человек, не может общаться друг с другом. Они сами будут для себя открывать это новое понятие. А 2 группа будет наоборот находиться в активном общении и через несколько секунд даст ответ, что это такое и как это можно назвать?
Как видите вторая группа, исследуя предмет, дала объяснение разнообразнее. И мы наглядно видим, что, работая в группе, результат намного лучше, чем думать самостоятельно.
- И еще одна игра «Исключение лишнего». (Слайд 5, 6) Посмотрите на картинки. Что или кто здесь лишнее? К остальным словам назовите общие признаки как можно больше, желательно нестандартных, но в то же время метких решений. (самолет, чайка, лодка; яблоко, щенок, солнце)
- Таким образом я заставляю своих учеников думать. И пусть они не станут великими ученными, но я буду спокойна за то, что они умеют думать. И вот на это я направляю все свое педагогическое мастерство.