Ольга Корниенко
Мастер-класс по сказкотерапии для педагогов «Сказка ложь, да в ней намек»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель мастер-класса : представление педагогам элементов сказкотерапии, используемых в коррекционно образовательной работе с детьми дошкольного возраста.
Оборудование: куклы –собачки, петушок, лиса, кукушка, медальоны с изображением глаз и собачки, слова для каждого героя.
Ход мастер-класса
Воспитатель:
Публикация «Мастер-класс по сказкотерапии для педагогов „Сказка ложь, да в ней намек“» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Темочки
По своей природе сказка родственна игре : она погружает нас в атмосферу вымысла. Через сказки в глубоком детстве мы овладевали родным языком, познавали его красоту и лаконичность.
Через сказки мы знакомимся с культурой и историческим опытом своего народа, получаем первые представления о том, как жили в стародавние времена люди.
Сказку можно использовать как способ решения конкретной проблемы.
Язык сказок сближает людей.
Сказка пробуждает творческие силы человека.
Сказка несет свободу.
Этапы мастер - класса
Воспитатель. Вашему вниманию я предлагаю участие в необычной сказке. Метод «Сказкотерапии», как и любой другой метод, включает в себя основные этапы работы, в данном случае это:
1. Знакомство.
2. Ритуал вхождения в сказку.
3. Рассказывание сказки.
4. Сказочная задача.
5. Обобщение приобретенного опыта.
6. Ритуал выхода из сказки.
7. Рефлексия.
Практическая часть мастер - класса
Воспитатель. : Первое, что мы сделаем, распределим роли участия в мастер-классе : кому повезет, будут активными участниками; другие внимательными наблюдателями.
(Звучит музыка. Шкатулка с медальонами: у кого медальон с изображением собаки- тот участник; у кого глаза - тот наблюдатель)
1 этап «Знакомство».
Прежде чем начать работу, мы все познакомимся друг с другом.
Игра «Давайте познакомимся ладошками».
Цель: сближение участников, развитие кооперации, мобилизации внимания участников.
Каждому участнику мастер-класса необходимо представиться: первый участник представляется и вытягивает руку перед собой, второй участник представляется и кладет свою ладошку на руку первому участнику и т. д.
Для начала мы должны выбрать героя сказки. Это может быть человек, может быть представитель животного или растительного мира, вымышленный персонаж, в данном случае героем является Собака.
2 этап «Ритуал вхождения в сказку».
На данном этапе участники перевоплощаются в сказочных героев. Какую игрушку вы достанете, тем вы и станете.
Воспитатель предает чудесный-мешочек, в котором находятся персонажи сказки, какую игрушку вытаскивает участник - такую роль он выполняет и выбирает себе соответствующий костюм и получает слова.
Вот наши герои готовы, но это не означает что вы уже в сказке, чтобы войти в сказку мы должны произнести слова и сделать необходимые действия. Повторяйте за мной.
Вокруг себя ты повернись в героя сказки превратись.
Вот вы и стали героями сказки Д. Родари «Собака, которая не умела лаять» и наше путешествие начинается.
Зачин - начало сказки. (Жила –была однажды собака, которая не умела лаять)
Уважаемые герои займите свои места. Спокойная музыка, герои рассаживаются.
3 этап «Рассказывание сказки»
Воспитатель берет на себя роль ведущего и рассказывает сказку.
Воспитатель: Жила –была однажды собака, которая не умела лаять. Ни лаять, ни мяукать, ни мычать, ни ржать –никак не умела разговаривать! Это была самая обыкновенная маленькая собака. И никто не знал, откуда она взялась в этом селе, где прежде никто никогда не видел ни одной собаки. И уж, понятное дело. Сама она даже не подозревала, что не умеет лаять. Но вот кто –то спросил её :
- А почему, интересно, ты никогда не лаешь?
- Лаять?. А что это? Я ведь не здешьняя, я не умею…
_ Вот чудачка! Разве ты не знаешь, что все собаки лают?
- Зачем?
- Не зачем, а потому. Потому что они собаки!
Собака не знала, что отвечать. Она не умела лаять и не знала, как этому научиться.
Воспитатель. : Собака не умеет лаять, некому её научить.
Какие вы испытываете чувства? Ваше настроение?
Хотите помочь Собаке?
(Высказывания, предположения)
Воспитатель: Хорошо. А сейчас мы с вами сделаем пальчиковую гимнастику «Я придумываю фамилии»
Утёнок - Уточкин!
Цыплёнок - Курочкин!
Щенок - Собачкин
Жеребёнок - Клячкин!
Барашек – Овечкин1
А я?
-Человечкин!
М. Яснов
Воспитатель. : Замечательно справились, молодцы. Уважаемые герои займите свои места.
Далее мы даем более подробную характеристику герою. Наделяем его характером, темпераментом.
4 этап «Сказочная задача».
На данном этапе участникам предлагается принять решение и найти выход из сложившейся ситуации.
Воспитатель. : Следующий этап - четвертый «Сказочная задача» самый насыщенный, так как на этом этапе вы должны проявить свои творческие, речевые способности, а так же проявить смекалку, находчивость, активность:
- сталкиваем героя с проблемой, трудностью, конфликтом;
- описываем реакцию героя на случившееся;
- далее наш герой начинает искать выход из ситуации, пробует
решить проблему;
- в итоге Герой (в данном случае Собака) должен справиться с
ситуацией, найти верное решение.
Воспитатель. Продолжим нашу сказку.
- А ты делай, как я, - из жалости посоветовал петушок. И он несколько раз
прокричал своё звонкое «ку-ка-ре-ку».
- По моему, это совсем не просто, заметила собака.
- Да что ты! Очень даже просто! Послушай ещё и обрати внимание на мой клюв, короче, смотри и подражай!
И петушок ещё раз пропел «ку-ка-ре-ку!».
Собака попробовала повторить, но у неё получилось только жалкое «Кхе-кхе»
_ Ничего, -успокоил собаку петушок, -для первого раза очень даже не плохо. – А теперь повтори.
Стала собака тренироваться изо дня в день, иногда уходила в лес – там совсем никто не мешал и можно было кукарекать сколько угодно.
Игра «Близко-далеко»
Цели:
- Закрепление представлений о взаимосвязи громкости звука с отдаленностью/приближенностью объекта (источника звука)
- Развитие навыков силовой модуляции голоса.
Воспроизвести звукокомплексы различным по силе голосом (громко, тихо)
Кричат дети: АУ (громко) АУ (тихо)
Мяучит кошка
Мычит корова
Квакают лягушки
Поет петух.
Воспитатель. - Но вот однажды утром в лесу ей удалось выкрикнуть «ку-ка-ре-ку» так хорошо, так звонко и красиво, что лиса, услышав этот петушиный клич, подумала: «Наконец-то Петенька собрался навестить меня! Надо скорей поблагодарить его за визит…»
И можете представить, как огорчилась она, когда вместо петушка увидела собаку.
- Ах, чего доброго, и в ловушку можно попасть.
- В ловушку?
- Ну да! Я подумала, что ты нарочно притворилась петушком, заблудившимся в лесу, чтобы поймать меня. Хорошо ещё, что я тебя вовремя заметила. Но это не честная охота! Собаки обычно лают.
- Уверяю тебя… Я совсем не собиралась охотиться. Я пришла сюда поупражняться.
_Поупражняться в чём?
- Я учусь лаять. Послушай как у меня хорошо получается. Ку-ка-ре-ку!
Лиса так хохотала, что чуть не лопнула.
Наша собака ужасно обиделась, что над ней смеются, -ведь она так старалась! Поджав хвост и чуть не плача, она пошла домой.
Воспитатель. Но мы же с вами знаем, что лиса-обманщица. А поможет нам её разоблачить игра «Всё наоборот».
Друг – враг
Радость-грусть
Зло-добро
Хорошо-плохо
Трудно-легко
Правда-ложь
Воспитатель. : Поджав хвост и чуть не плача, она пошла домой.
Но тут встретилась ей кукушка. Увидела она печальную собаку и пожалела её :
-Что случилось с тобой?
-Ничего.
-Отчего же ты такая грустная?
-Всё от того, что не умею лаять. И не кто не может научить меня.
-Ну если дело только за этим, я научу тебя! Послушай хорошенько, как я пою, и повтори точно так же :Ку-ку, ку-ку!»
-Ку,- попробовала собака, ку.
Она повторяла это много раз и в тот день, и на следующий и была очень довольна собой:
-Наконец-то, я начинаю по-настоящему лаять! Теперь уж никто не будет смеяться надо мной.
Игра на развитие зрительного внимания и лексико-грамматических категорий «Назови, где нахожусь»
Собака перемещается : на пенек, за дерево в кусты и т. д.
Воспитатель. Но вдруг собака услышала выстрелы, пули просвистели над самым ухом. Собака испугалась и пустилась наутёк.
Бежала. Бежала и вдруг остановилась. Какой-то странный голос она услышала. «Гав-гав!
–Что-то родное и знакомое. Хотя никак не могу понять, что за животное говорит.
_Гав-гав!
-Вот так раз-собака!
-Привет, собака!
!» Привет, собака!
-Что это за звуки ты издаёшь?
-Звуки? Да будет тебе известно, что это не просто звуки, а лай.
_Лай? Ты умеешь лаять?
-Тогда научи меня!
Слушай внимательно! Это делается так: «Гав! Гав
- Гав! Гав! – сразу залаяла собака. Наконец –то я нашла хорошего учителя!
Воспитатель. : Так вот почему ты была грустная, ты просто одинокая у тебя нет друзей. Давайте все вместе дружить, давайте возьмемся все за руки и станем одним добрым животным.
Игра «Доброе животное».
Цель: способствовать сплочению детского коллектива, научить детей понимать чувства других, оказывать поддержку и сопереживать.
Ход игры: воспитатель: тихим таинственным голосом говорит: «Встаньте, пожалуйста, в круг и возьмитесь за руки. Мы - одно большое доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит. А теперь подышим вместе! На вдох делаем шаг вперед, на выдох - шаг назад. Так не только дышит животное, так же ровно и четко бьется его большое доброе сердце, стук - шаг вперед, стук - шаг назад, и т. д. Мы все берем дыхание и стук сердца этого животного себе».
Собака: Дорогие друзья, я так рада, что вы у меня появились. До свидание, до скорых встреч.
Завершающий шаг - сказочная развязка (герой получает награду, и сказка приобретает счастливое завершение).
Воспитатель: Важно найти хорошего друга и учителя. Это важнее, чем стать звездой или каждый день получать миску с едой.
5 этап «Обобщение приобретенного опыта». Участники отвечают на вопросы воспитателя–
Чему вас научила сказка?
Что больше всего запомнилось?
Изменилось ли ваше настроение после сказки?
Оцените свою работу?
6 Этап «Ритуал выхода из сказки» (Перевоплощение из сказочных героев)
Вокруг ты повернись, в себя опять ты превратись.
7 Этап «Рефлексия» (Обмен эмоциями)