Ляйсан Усманова
Проект для детей среднего и старшего дошкольного возраста «Сказка — ложь, да в ней намек»
▼ Скачать + Заказать документы
В век технического прогресса, когда чтение литературных произведений, в том числе и сказок, заменили игры на компьютерах, планшетах и телефонах. Вспомним, кто герои современных мультфильмов: «смурфики», «фиксики», «смешарики», «лунтики», «супергерои». Постепенно происходит понижение освоения детьми духовного богатства народа, его культурно-исторического опыта.
Материальные ценности зачастую доминируют над духовными, поэтому у детей искажаются представления о доброте, милосердии, великодушии, толерантности, гражданственности, патриотизме.
Актуальность проекта :
Темочки:
- Проекты, проектная деятельность
- Сказки. Проекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2019
Детям перестали читать. Телевизор, видео, компьютер поглощают ребенка, завоевывая заповедные уголки его сознания и души. В. Сухомлинский говорил: «Чтение в годы детства — это прежде воспитание сердца, прикосновение человеческого благородства к сокровенным уголкам детской души».
А сказка как сокровищница народа находит применение в различных областях работы с детьми дошкольного возраста.
Через устное народное творчество ребенок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает впечатления о ней. В сказках, как нигде больше сохранились особенные черты национального характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, храбрости, трудолюбии, верности.
Цель проекта : изучить татарские сказки, познакомиться с героями татарских сказок.
Задачи:
1. Выяснить, какие персонажи (герои) присутствуют в татарских сказках.
2. Выяснить, какие персонажи представляют «добро, а какие - «зло».
3. Понять, чему учат сказки.
4. Способствовать поддержанию традиции семейного чтения.
5. Развивать речь, воображение, мышление.
6. Продолжать вовлекать детей, родителей в совместную деятельность по знакомству со сказками, показать ценность и значимость совместного творчества детей и родителей.
Вид проекта : познавательный.
Срок реализации: долгосрочный (в течение учебного года). Проект реализуется через интеграцию всех образовательных областей.
Участники проекта :
Воспитанники младшего и среднего дошкольного возраста,
родители,
специалисты,
социальные партнеры.
Продукт проектной деятельности : презентация.
Объект исследования: образы сказочных персонажей татарских сказок.
Предмет исследования: татарские сказки.
Предполагаемый результат:
1. Наличие у детей интереса к художественной литературе, проявляющееся в познавательной активности.
2. Знание и умение называть прочитанные сказочные произведения, персонажей, содержание.
3. Творческие навыки: умение сочинять сказки по картинкам, самостоятельно организовывать театрализацию сказок, изображать героев сказок.
4. Через имитацию образа героев сказок дети научатся различать
добро и зло; характеризовать поступки, поведение; выражать
эмоции и понимать чувства других.
5. Повысится доля детей с развитой речью, увеличится словарный запас.
6. Гармонизация детско-родительских отношений в семье.
7. Повысится количество родителей, участвующих в совместных мероприятиях.
Ресурсное обеспечение:
настольный театр,
пальчиковый театр,
теневой театр,
костюмы персонажей сказок, терем
раскраски по мотивам сказок,
дидактические игры,
книги,
сюжетные картинки,
DVD.
Этапы реализации проекта
Подготовительный этап:
1. Определение темы (проблемы проекта).
Вызвать интерес детей и родителей к теме проекта.
2. Проанализировать и обосновать выбора тематики проекта.
3. Подготовка информационного обеспечения проекта – сбор информации, литературы по теме, наглядного материала, подбор загадок, подвижных игр, комплексов утренней гимнастики и гимнастики после сна, изготовление атрибутов к пальчиковому театру.
4. Создание библиотеки
5. Обновление и пополнение масок для подвижных игр и театрализации.
6. Обогащение развивающей среды (составление тематических альбомов).
7. Определение содержания, форм, методов работы с детьми.
Содержание работы с детьми.
1. Беседы «Сказки – добрые друзья», «Мои любимые сказки», «Какие сказки вам читают дома»
2. Чтение сказок разных народов
3. Разучивание присказок, поговорок, пословиц о сказках, сказочных героях.
4. Пересказ прочитанных сказок, их инсценирование.
5. Самостоятельное составление сказок.
6. Иллюстрирование прочитанных сказок. Сопровождение рассматривания готовых работ словесными рассказами и пояснениями.
7. Рассматривание иллюстраций разных художников к сказкам.
8. Загадки о сказках, героях сказок.
9. Викторина по сказкам.
Содержание работы с родителями.
1. Опрос - анкетирование «Сказка в жизни вашего ребенка»
2. Беседа с родителями «Знакомство с проектом».
3. Домашние задания для родителей и детей (изготовление поделок, рисование иллюстраций к сказкам).
4. Помощь в пополнении книжного уголка сказками.
5. Консультация для родителей «Какие сказки читать ребёнку на ночь».
6. Информация для родителей в папке - передвижке: «Читаем детям сказки»
7. Совместная творческая работа с детьми: Изготовить атрибуты для театрального уголка (маски, шляпы).
Основной этап (этап реализации) :
Рассматривание иллюстраций к русским и татарским сказкам.
Чтение и рассказывание сказок, беседа по прочитанной сказке.
Дидактические, словесные, музыкальные, сюжетно-ролевые, подвижные игры.
Рисование на тему «Мой любимый сказочный герой»
Игровые образовательные ситуации.
Отгадывание загадок по сказкам.
Аппликация.
Выставка поделок.
Создание картотеки татарских сказок.
Викторина по сказкам «Отгадай сказку».
Заключительный этап:
Выводы:
Проект «Сказка ложь, да в ней намек» осуществляется, как увлекательная игровая, творческая деятельность, направленная на активизацию речевого общения. Интеграционный подход позволяет развивать в единстве речевую, познавательную активность, творческие способности, навыки общения, эмоциональную отзывчивость ребёнка.