Татьяна Ларина
Педагогический проект «Сказка ложь, да в ней намек, или Как сказка помогает формировать навыки безопасного поведения детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Вашему вниманию предлагается проект "Сказка ложь, да в ней намек или Как сказка помогает формировать навыки безопасного поведения детей". Решая задачи по формированию навыков безопасного поведения детей дошкольного возраста на улицах города, в природе, при встрече с незнакомыми людьми, в быту, задались вопросом, как сделать так, чтобы дети усваивали правила и,в то же время, им было интересно это узнавать. На помощь пришла сказка. В сказках содержится очень много правил, порой скрытых. А поскольку дети любят сказки, пришла в выводу, что они сами смогут "увидеть" правила, которые следует соблюдать. Была отобрана серия сказок, и когда были готовы картинки, изготовила дидактическое пособие. "Узнай сказку и назови правило". Дети с интересом приняли игру. Действительно, на вопрос "Какое правило нужно соблюдать героям сказки", старшие дошкольники отвечали правильно.
Публикация «Педагогический проект „Сказка ложь, да в ней намек, или Как сказка помогает формировать навыки безопасного поведения детей“» размещена в разделах
Проект
«Сказка-ложь, да в ней намёк» или Как сказка помогает формировать навыки безопасного поведения детей».
Цель:
Доказать, можно ли с помощью сказок формировать у детей навыки безопасного поведения в окружающем мире.
Задачи:
• определить круг сказок, которые можно использовать в работе с детьми;
• определить правила безопасности в соответствии с героями сказок и их поступками.
Вид проекта- кратко- срочный.
Тип проекта- практико-ориентированный.
автор: Ларина Т. Л., старший воспитатель МБДОУ д/с № 30 г. о. Вичуга Ивановской области.
Предполагаемый результат –правила безопасности в рисунках.
Организация работы по реализации проекта.
Современное общество отличается жестокостью, безнравственностью, насилием. Дети- самая незащищенная часть населения. Они слишком доверчивы, обмануть или втянуть их во что-либо очень легко.
Устное народное творчество-неиссякаемая сокровищница мудрости и фантазии, опыта и наблюдательности. Вобрав в себя исторический опыт многих поколений, фольклор имеет колоссальное воспитательное значение для ребенка.
Сказки- наиболее любимый детьми вид народного творчества. Они помогают формировать художественный вкус, воспитывать доброе отношение к миру и людям. Размышляя над сказкой, дети учатся определять положительных и отрицательных героев, правильно оценивать их поступки: осуждать коварство, жадность, лживость. Они знают, кто из героев плохой, как помочь обманутому и обиженному, как защитить его.
У детей хрупкая и ранимая психика, и сказки являются тем универсальным средством, которое позволяет без морального и эмоционального ущерба рассказывать им об отрицательном в жизни и проводить параллели с современной действительностью.
Не зря говорят : «Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок».
Возникла гипотеза: сказки можно использовать и как средство обучения детей основам безопасности жизнедеятельности.
Работу начала с постановки перед собой ряда вопросов:
*Что пишут педагоги и психологи по поводу использования сказок в формировании у детей навыков безопасного поведения.
*Какие сказки можно использовать в работе с детьми?
*Как удобнее их использовать?
*Как к этому вопросу отнесутся педагоги, дети и родители?
Оказалось, что к этому вопросу уже неоднократно обращались ученые-педагоги и психологи, а так же педагоги -практики. Из бесед с воспитателями узнала, что сказки обязательно нужно использовать в работе с детьми по данному направлению.
Так появился проект «Сказка ложь, да в ней намек или
Как сказка помогает формировать навыки безопасного поведения детей».
Этапы работы над проектом
Этап № 1 .Подготовительный
Цель: Мотивация, целеполагание участников проектировочной деятельности.
Содержание деятельности:
Осознание проблемной ситуации,выбор темы проекта, постановка целей.
Для педагогов : узнать мнение педагогов по использованию сказок в формировании у детей навыков безопасного поведения.
Для себя: заручиться поддержкой педагогов, чтобы материал в дальнейшем активно использовался в работе с детьми.
Для родителей: информировать родителей о работе с детьми по ОБЖ, которая проводится в ДОУ.
На данном этапе совместно с педагогами обозначили проблему :
как более безболезненно формировать у детей навыки безопасности жизни.
Этап № 2. Проектировочный
Цель: Планирование
Содержание деятельности:
Построение плана деятельности. Продумывание хода деятельности,
распределение заданий в работе с учетом выбранной позиции.
На этом этапе вместе с педагогами обсудили, какой материал они хотели бы иметь для работы с детьми.
Цель для детей : выяснить, хотят ли они получить умный совет от героев сказок.
Для родителей: экспресс –опрос родителей на тему «В какой форме они хотели бы формировать у детей навыки безопасности?»
Был разработан план мероприятий
1. Провести консультацию с педагогами.
Тема «Может ли сказка помочь в работе по формированию основ безопасности у детей?»
2 Изучить пособия:
Н. А. Аралина. Ознакомление дошкольников с правилами пожарной безопасности. М. ,
»Скрипторий 2003», 2007.
Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина. Безопасность на улицах и дорогах. Для детей старшего дошкольного возраста. М. ,АСТ. 1997.
Н. С. Голицина. ОБЖ для младших дошкольников. Система работы. М., «Скрипторий 2003», 2010.
Н. С. Голицина. ,С. В. Люзина, Е. Е. Бухарова для старших дошкольников. Система работы. М. ,»Скрипторий 2003», 2010.
Л. В Филлипова, Ю. В. Филлипов и др. «Сказка как источник творчества»Пособие для педагогов ДОУ. М. ,ВЛАДОС,2001.
Л. Фесюкова «Воспитание сказкой»
3 Просмотреть детские книги сказок, подобрать иллюстрации.
4 Воспользоваться интернет-ресурсами по данной теме.
5 Сформулировать правила по ОБЖ согласно подобранных сказок.
7. Оформить материалы для работы с детьми.
6 Презентация проекта.
Этап № 3 Практический. Цель: Получение продукта,
результата проектной деятельности за счет выполнения отдельных действий.
Содержание деятельности :
Исследование. Сбор и обработка данных. Интерпретация результатов. Графическое представление результатов.
На данном этапе шло изучение методической литературы, Интернет-ресурсов, текстов сказок.
В итоге определились сказки, которые можно было использовать для работы с детьми, а именно:
• «Колобок»,
• «Лиса и заяц»,
• «Волк и семеро козлят»,
• «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»,
• «Золотой ключик»,
• «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»,
• «Три поросенка»,
• «Снегурочка»,
• «Красная Шапочка»,
• «Снежная королева»,
• «Заюшкина избушка»,
• «Кот, петух и лиса»,
• «Сказка о глупом мышонке»,
• «Лисичка-сестричка и серый волк».
Затем шла работа по формулировке правил безопасности.
«Колобок». Не уходи далеко от дома. Слушайся взрослых. Не будь доверчив.
«Волк и семеро козлят». Не отпирай незнакомым людям. Слушайся родителей.
«Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Употребление грязной воды может привести к нежелательным последствиям. Нужно слушаться старших.
«Золотой ключик».- Не вступай в контакты с незнакомыми людьми. Они могут обмануть.
«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».- Внешность может быть обманчива. Ничего не бери у чужих людей. Это может быть опасно для жизни.
«Три поросенка». Нужно слушать старших.
«Снегурочка»- Огонь опасен. Не играй с ним.
«Красная Шапочка». Не будь доверчива. Не ходи одна в лес. Не уходи далеко от дома.
«Снежная королева»-Не поддавайся на уговоры чужих людей.
«Заюшкина избушка». Не доверяй незнакомым людям. Они могут обмануть.
«Кот, петух и лиса». Не будь доверчивым. Похвала может обернуться бедой.
«Сказка о глупом мышонке».Внешность может быть обманчива.
«Лисичка-сестричка и серый волк»- Не бери того, что лежит на дороге.
Это может принести вред.
Аналитический. Цель: Рефлексия.
Содержание деятельности:
Сравнение планируемых и реальных результатов, обобщение,выводы
Проанализировав весь собранный материал, пришла к выводу, что нужно к обозначенным правилам подобрать обязательно иллюстрацию. Она будет напоминать саму сказку и героев, а так же поможет более наглядно оценить то или иное правило поведения.
Воспитатели и родители не остались в стороне и, по возможности, помогали найти нужные иллюстрации.
Этап № 5. Контрольно-коррекционный. Цель: Коррекция.
Содержание деятельности:
Анализ успехов и ошибок, поиск способов коррекции ошибок.
Рассмотрев материалы, сочла уместным изготовить ряд дидактических пособий для работы с детьми, а именно:
«Кто на чем передвигался -транспорт для сказочных героев».
Цель: какие правила безопасности необходимо соблюдать героям сказок во время передвижения?
Умные задачки по безопасности. Цель: формировать у детей навыки безопасного поведения.
Этап № 6 Заключительный. Цель: Защита проекта.
Содержание деятельности:
Представление содержания работы, обоснование выводов.
Результаты.
Проект был представлен на Совете педагогов и получил положительную оценку воспитателей. Материалы оформлены и находятся в методическом кабинете.
Материалы были опробованы в работе с детьми. Воспитатели оценили их положительно.
На методическом объединении педагогов города материалы так же оценены положительно.
Вывод: сказки можно использовать в работе с детьми по формированию навыков безопасного поведения в окружающем мире.
Старший воспитатель Ларина Т. Л.