Елена Батракова
ООД по ФЭМП у детей старшего дошкольного возраста «Сказка-ложь, да в ней намек…»
▼ Скачать + Заказать документы
ООД по ФЭМП у детей старшего дошкольного возраста
"Сказка -ложь,да в ней намек. "
Пояснительная записка
Математика – один из наиболее сложных предметов в школьном цикле. Поэтому на сегодняшний день от эффективности математического развития ребенка в дошкольном возрасте зависит успешность обучения математике в начальной школе.
Публикация «ООД по ФЭМП у детей старшего дошкольного возраста „Сказка-ложь, да в ней намек…“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Старшая группа
- Темочки
Программа по математике в старшей группе детского сада направлена на развитие и формирование математических представлений и способностей, логического мышления, умственной активности, смекалки, т. е. умения делать простейшие обобщения, сравнения, выводы, доказывать правильность тех или иных суждений, пользоваться грамматически правильными оборотами речи.
В процессе формирования элементарных математических представлений у дошкольников я использую разнообразные методы обучения и воспитания: практические, наглядные, словесные, игровые. Возрастные особенности детей 5 - 6 лет требуют использования игровой формы деятельности. Психологи, оценивая роль дидактических игр, указывают на то, что они не только являются формой усвоения знаний, но и способствуют общему развитию ребенка, его познавательных интересов и коммуникативных способностей. Занятия по формированию элементарных математических представлений у детей строю с учетом обще дидактических принципов: научности, системности и последовательности, доступности, наглядности, связи с жизнью, индивидуального подхода к детям. Игра и учеба – две разные деятельности, между ними имеются качественные различия. В школе отводится мало места игре, практически с первых уроков идет сразу подход к любой деятельности методами взрослого человека. Переход от игры к серьезным занятиям слишком резок, между свободной игрой и регламентированными школьными занятиями получается ничем не заполненный разрыв. Тут нужны переходные формы. Значит, моя задача – сделать плавным, адекватным переход детей от игровой деятельности – к учебной. Решающую роль в этом в старшем дошкольном возрасте играют дидактические игры и упражнения. Они интересны для детей, эмоционально захватывают их. А процесс решения, поиска ответа, основанный на интересе к умственной задаче, невозможен без активной работы мысли. Этим положением и объясняется значение занимательных задач в умственном и всестороннем развитии детей. В ходе игр и упражнений с занимательным математическим материалом дети овладевают умением вести поиск решения самостоятельно. Использование игровых приемов и методов, их последовательность и взаимосвязь будут способствовать в решении данной проблемы, то есть развитие элементарных математических представлений у дошкольников посредством дидактических игр и упражнений будет эффективно при условии использования игровых методов и приемов в образовательном процессе.
1. Основная часть
1.1 Условия реализации программы занятия
Занятие составлено для детей в возрасте от 5-и до 6-и лет, разработано с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, учитывался уровень развития каждого ребенка и особенности обеспечения детей группы наглядным (демонстрационным, раздаточным) материалом. Чтобы занятие достигло своей цели, в группе была создана атмосфера загадочности, которая привлекла и заинтересовала детей перед занятием. В начале занятия была создана игровая мотивация (русская народная сказка «Лиса и Журавль»). В занятии использовалась продуманная и интересная система игровых упражнений и дидактических игр На протяжении всего занятия проходила смена различных видов деятельности. Необходимым условием успешной реализации программы занятия являлось развитие у детей дошкольного возраста интереса к математике, поддержка и поощрение любого проявления полезной детской инициативы. Продолжительность занятия - 25 минут.
1. 2 Структура занятия:
1. Организация занятия (3 минуты)
Игровая мотивация: Вспомнить с детьми русскую народную сказку «Лиса и журавль»
2. Ход (процесс) занятия (18 минут)
1. Игровое упражнение «Светит солнце»
2. Пальчиковая гимнастика «Есть у каждого свой дом»
3. Практическая работа «Дорисуй бусы»
4. Игровое упражнение «Забор у дома»
5. Игровое упражнение «Подарки для друзей»
6. Физкультминутка «Есть в лесу…»
7. Игровое упражнение «Карандаши длинные и короткие»
8. Дидактическая игра «Начинка для пирога»
9. Итог занятия (3минуты)
1.3 Возрастные особенности развития детей в старшем дошкольном возрасте (5 – 6 лет)
Возрастные особенности детей шестого года жизни. В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. Развитие личности и деятельности характеризуется появлением новых качеств и потребностей: расширяются знания о предметах и явлениях, которые ребенок не наблюдал непосредственно. Детей интересуют связи, существующие между предметами и явлениями. Проникновение ребенка в эти связи во многом определяет его развитие. Переход в старшую группу связан с изменением психологической позиции детей : они впервые начинают ощущать себя самыми старшими среди других детей в детском саду. Воспитатель помогает дошкольникам понять это новое положение. Он поддерживает в детях ощущение «взрослости» и на его основе вызывает у них стремление к решению новых, более сложных задач познания, общения, деятельности. Опираясь на характерную для старших дошкольников потребность в самоутверждении и признании их возможностей со стороны взрослых, воспитатель обеспечивает условия для развития детской самостоятельности, инициативы, творчества.
Развитию самостоятельности способствует освоение детьми умений поставить цель (или принять ее от воспитателя, обдумать путь к ее достижению, осуществить свой замысел, оценить полученный результат с позиции цели. Задача развития данных умений ставится воспитателем широко, создает основу для активного овладения детьми всеми видами деятельности.
Высшей формой самостоятельности детей является творчество. Задача воспитателя - пробудить интерес к творчеству. Этому способствует создание творческих ситуаций в игровой, театральной, художественно-изобразительной деятельности, в ручном труде, словесное творчество. Все это – обязательные элементы образа жизни старших дошкольников в детском саду. Именно в увлекательной творческой деятельности перед дошкольником возникает проблема самостоятельного определения замысла, способов и форм его воплощения. Воспитатель поддерживает творческие инициативы детей, создает в группе атмосферу коллективной творческой деятельности по интересам.
Серьезное внимание уделяет воспитатель развитию познавательной активности и интересов старших дошкольников. Этому должна способствовать вся атмосфера жизни детей. Обязательным элементом образа жизни старших дошкольников является участие в разрешении проблемных ситуаций, в проведении элементарных опытов (с водой, снегом, воздухом, магнитами, увеличительными стеклами и пр., в развивающих играх, головоломках, в изготовлении игрушек-самоделок, простейших механизмов и моделей. Воспитатель своим примером побуждает детей к самостоятельному поиску ответов на возникающие вопросы: он обращает внимание на новые, необычные черты объекта, строит догадки, обращается к детям за помощью, нацеливает на экспериментирование, рассуждение, предположение.
Старшие дошкольники начинают проявлять интерес к будущему школьному обучению. Перспектива школьного обучения создает особый настрой в группе старших дошкольников. Интерес к школе развивается естественным путем в общении с воспитателем, через встречи с учителем, совместные дела со школьниками, посещение школы, сюжетно-ролевые игры на школьную тему. Главное - связать развивающийся интерес детей к новой социальной позиции («Хочу стать школьником») с ощущением роста своих достижений, с потребностью познания и освоения нового. Воспитатель стремится развить внимание и память детей, формирует элементарный самоконтроль, способность к саморегуляции своих действий. Этому помогают разнообразные игры, требующие от детей сравнения объектов по нескольким признакам, поиска ошибок, запоминания, применения общего правила, выполнения действий с условиями. Такие игры ежедневно проводятся с ребенком или с подгруппой старших дошкольников.
Организованное обучение осуществляется у старших дошкольников преимущественно в форме подгрупповых занятий и включает занятия познавательного цикла по математике, подготовке к освоению грамоты, по ознакомлению с окружающим миром, по развитию художественно-продуктивной деятельности и музыкально-ритмических способностей. В самостоятельной деятельности, в общении воспитателя с детьми создаются возможности для расширения, углубления и широкого вариативного применения детьми содержания, освоенного на занятиях.
Условием полноценного развития старших дошкольников является содержательное общение со сверстниками и взрослыми.
Воспитатель старается разнообразить практику общения с каждым ребенком. Вступая в общение и сотрудничество, он проявляет доверие, любовь и уважение к дошкольнику. При этом он использует несколько моделей взаимодействия: по типу прямой передачи опыта, когда воспитатель учит ребенка новым умениям, способам действия: по типу равного партнерства, когда воспитатель - равноправный участник детской деятельности, и по типу «опекаемый взрослый», когда педагог специально обращается к детям за помощью в разрешении проблем, когда дети исправляют ошибки, «допущенные» взрослым, дают советы и т. п.
Важным показателем самосознания детей 5-6 лет является оценочное отношение к себе и другим. Положительное представление о своем возможном будущем облике впервые позволяет ребенку критически отнестись к некоторым своим недостаткам и с помощью взрослого попытаться преодолеть их. Поведение дошкольника, так или иначе, соотносится с его представлениями о самом себе и о том, каким он должен или хотел бы быть. Положительное восприятие ребенком собственного Я непосредственным образом влияет на успешность деятельности, способность приобретать друзей, умение видеть их положительные качества в ситуациях взаимодействия. В процессе взаимодействия с внешним миром дошкольник, выступая активно действующим лицом, познает его, а вместе с тем познает и себя. Через самопознание ребенок приходит к определенному знанию о самом себе и окружающем его мире. Опыт самопознания создает предпосылки для разрешения, конфликтных ситуаций со сверстниками. Знание своих возможностей и особенностей помогает прийти к пониманию ценности окружающих людей.
1.4 Разработка конспекта непосредственно-образовательной деятельности по разделу ФЭМП в старшей группе
1. Основное направление: познавательное развитие.
2. Основная область: познание.
3. Виды детской деятельности: игровая, продуктивная, коммуникативная.
4. Интегрируемые образовательные области: коммуникация, социализация, чтение художественной литературы, здоровье.
5. Цель: совершенствовать навыки счета в пределах 10.
5. 1 Задачи:
5.1.1 Образовательные/ познавательные:
Знакомить с количественным составом числа 6 из единиц.
Совершенствовать умение сравнивать 7 предметов по длине, раскладывать их в возрастающей последовательности, результаты сравнения обозначить соответствующими словами.
Продолжать развивать глазомер и умение находить предметы одинаковой высоты, правильность заданий проверять приемом наложения или приложения.
Закреплять умение различать геометрические фигуры по трем признакам (цвет, форма, величина).
5.1. 2 Развивающие:
Развивать внимание, логическое мышление, воображение, сообразительность, мелкую моторику рук.
5.1. 3 Воспитательные:
Воспитывать умение работать самостоятельно, воспитывать желание оказывать помощь тем, кто в ней нуждается, чувство коллективизма
5.1. 4Здоровьесберегающие: динамическая пауза, пальчиковая гимнастика.
6. Предварительная работа: чтение русской народной сказки «Лиса и журавль», разучивание физкультминутки и пальчиковой гимнастики.
7. Материалы и оборудование:
Демонстрационный материал:
Изображение домика и забора, квадраты и прямоугольники для выкладывания окон и дверей, картинки с изображением лисы и журавля, игрушки из кукольного театра - лиса и журавль, картинка с изображением елки, картинка с изображением солнца.
Раздаточный материал: счетные палочки, лист бумаги с нарисованной ниткой бус и двумя бусинами, полоски бумаги для выкладывания забора и условной меркой, лист бумаги на каждого ребенка с наклеенным желтым кругом, наборы геометрических фигур - блоки Дьенеша, пеналы с раздаточным материалом - картинки с изображением игрушек, наборы разноцветных карандашей из картона разной длины.
8. Методические приемы:
Игровой: сюжет по сказке «Лиса и Журавль», игровая мотивация, дидактическая игра «Начинка для пирога».
Наглядный: работа с раздаточным и демонстрационном материалом.
Словесный: пояснения, разъяснения, поощрение.
Практический: счет и отсчет предметов, сравнение предметов по длине.
Организация занятия.
Воспитатель: Мы читали с вами много сказок, посмотрите на иллюстрацию и вспомните, как называется эта сказка («Лиса и журавль»). Давайте вспомним ее. Сначала лиса с журавлем жили дружно ходили друг к другу в гости, но потом они поссорились. Журавль обиделся на лису и перебрался жить от нее подальше. А лиса стала скучать без друга, загрустила, даже домик у нее стал некрасивым, без окон и дверей, забор остался с одной дощечкой. Мы сейчас могли бы помирить лису с журавлем и придумать другое продолжение сказки. Но надо постараться.
- Готовы?
Ход занятия:
Воспитатель: Вот домик, а хозяйка в нем - лиса (выставляю фигурку лисы).
- Ребята, посмотрите, что- то наша хозяюшка загрустила.
Игровое упражнение «Светит солнце»
Воспитатель: Чтобы настроение у лисы стало хорошим, нужна солнечная погода. А в солнечную погоду всегда светит яркое солнышко.
Перед каждым из вас на столе лежит лист, в середине которого нарисован желтый круг. Положите лист перед собой. Возьмите 8 палочек и выложите их вокруг круга так, чтобы получилось солнышко (дети выполняют задание). Теперь палочки превратились в лучики.
Воспитатель:
Скажите, сколько лучиков вы взяли(8)
Как вы узнали, что их 8? (сосчитали)
(Выставляю солнышко на картинку).
А сколько лучиков на моем солнышке? Давайте посчитаем.
Солнышко улыбнулось и осветило домик лисы. И в нем снова появились окошки и дверь (выставляю на домик окошки и дверь).
Воспитатель: А сейчас в кружочек встали,
Наши пальчики размяли
Пальчиковая гимнастика
«ЕСТЬ У КАЖДОГО СВОЙ ДОМ»
У лисы в лесу глухом (Дети загибают пальцы на обеих руках.)
Есть нора — надежный дом.
Не страшны зимой метели
Белочке в дупле на ели.
Под кустами еж колючий
Нагребает листья в кучу.
Из ветвей, корней, коры
Хатки делают бобры.
Спит в берлоге косолапый,
До весны сосет там лапу.
Есть у каждого свой дом, (Удары ладонями и кулачками поочередно.)
Всем тепло, уютно в нем.
Практическая работа «Дорисуй бусы»
Воспитатель: Наша лиса модница очень любит наряжаться, давайте подарим ей бусы. Перед каждым из вас на столе лежит лист, на котором нарисована нитка с двумя бусинами. Положите лист перед собой. Бусины нужно дорисовать, чтобы их было 9.
-Сколько бусин должно быть на нитке(9)
-Дорисуйте их (дети выполняют задание)
-Сколько всего бусинок у вас на нитке(9).
- Молодцы с заданием справились, и лиса будет очень нарядной.
Игровое упражнение «Забор у дома»
Воспитатель: Дом у лисы красивый, а вот у забора, всего лишь одна дощечка осталась, и починить его некому. Я думаю, что мы и с этим делом справимся.
- Ребята, вы готовы помочь лисе? (ответы детей)
Тогда слушайте задание: у вас на подносе лежат полоски разной длины. Белая полоска – это мерка, по ней вы должны выбрать из этих полосок - полоску - дощечку такой же длины, как и мерка, и прикрепить ее к забору. (Дети путем приложения и наложения подбирают полоски для забора, поочередно выходят к доске и прикрепляют полоски к забору)
- Скажите, как вы подбирали полоски к забору (Ответы детей)
- Молодцы. Забор получился ровный. Лиса осталась довольной.
Игровое упражнение «Подарки для друзей»
Воспитатель: Журавля все нет и нет. Ждет лиса друга, даже подарки хотела приготовить, игрушек много да не знает, какие подарить.
- Давайте поможем лисе выбрать для журавля 6 разных игрушек.
(Дети достают раздаточный материал и раскладывают картинки с изображением игрушек на столе).
- По скольку вы взяли разных игрушек? (По одной.)
- Сколько игрушек всего? (6)
- Вот и подарки готовы для гостя.
Воспитатель: А теперь отдохнем,
физкультминутку проведем.
Физкультминутка «Есть в лесу…»
Есть в лесу три полочки: (Хлопаем в ладоши.)
Ели — елки - елочки. (Руки вверх — в стороны — вниз.)
Лежат на елях небеса, (Руки вверх.)
На елках - птичьи голоса, (Руки в стороны.)
Внизу на елочках — роса. (Руки — вниз, присели.)
У дома выросла елочка - краса. («Сажаю» ель около дома)
- Проходите на свои места.
.Игровое упражнение «Карандаши длинные и короткие»
(работа за столами стоя)
Воспитатель: Задумалась Лиса, как ей самой журавля найти?
- Ребята вы готовы снова помочь лисе? (ответы детей)
- Надо написать ему приглашение. Любит лиса писать длинными карандашами. По этому, чтобы написать приглашение журавлю, надо выбрать для лисы самый длинный карандаш. Подойдите к столу и разложите карандаши от самого короткого до самого длинного. (Дети выкладывают, потом называют словами результат сравнения)
- Справились, теперь лиса приглашение журавлю написала и отправила.
Дидактическая игра «Начинка для пирога»
Обрадовалась лиса, скоро гость придет, и дает нам поручение: приготовить угощение. Давайте мы ей поможем сделать пироги с разными начинками. А начинка будет необычная, сказочная.
Слушайте задание внимательно, оно будет разное для всех. У вас на подносе лежат геометрические фигуры (это «начинка для пирога).
-Даша делает начинку для пирога только из треугольников
-Артем делает начинку только из желтых фигур
- Настя начиняет пирог только маленькими квадратами
- А Саша только прямоугольниками
-Матвей использует все фигуры, кроме синих.
Воспитатель: Угощение готово. Смотрите, а вот и журавль пришел. Обрадовалась лиса гостю, повеселела. Гостя потчевать стала.
Итог занятия.
Воспитатель:
Стал журавль есть пироги да нахваливать.
Журавль: хороши пироги, с пылу, с жару, да с разными начинками.
-А расскажите-ка мне ребята, как вы помогли лисе нас помирить, что вы для этого делали? (ответы детей)
- Ребята, подойдите к нашей картине и посмотрите, журавль с лисой подружились, и решили вместе жить-поживать и добра наживать.
(Воспитатель надевает на руки игрушки из кукольного театра)
Лиса:
Ну что же, милые друзья,
Я рада, что вы не подвели меня.
Каждый - просто молодец!
Путешествию - конец.
Журавль С математикой дружите,
Знания свои копите.
Пусть помогут вам старанье,
Память, логика, внимание!
Воспитатель: Молодцы! Вы были внимательны, сообразительны, а главное добрые и отзывчивые, не оставили лису в беде, помогли с журавлем помириться.
- А что вы для этого делали? (ответы детей)
2. Заключение
2. 1 Выводы:
Занятие прошло на должном уровне, дети с поставленными учебными задачами справились. На занятии дети обобщили знания и закрепили умения по пройденному материалу: умение считать, сравнивать предметы по длине, различать геометрические фигуры по трем признакам, составлять число из единиц.
На занятии были использованы различные виды игровой деятельности: игровые упражнения, дидактические игры, кукольный театр. Считаю, что все поставленные цели были реализованы. Материал детьми усвоен и закреплен. Созданная игровая мотивация позволила детям активно и заинтересованно работать на протяжении всего занятии. Работоспособность была достаточная.
*Не все дети качественно выполнили четвертое задание, оно оказалось для них сложным и будет проработано на индивидуальных занятиях.
2.2 Рекомендации коллегам
При проведении тематических занятиях (например, по сказке) необходим творческий подход педагога к сценарию занятия, т. е. педагог должен понимать, по какой сказке и сколько занятий можно планировать по одному и тому же сюжету.
Рекомендуется как можно шире использовать дидактические игры и упражнения на индивидуальных занятиях, а также в различных режимных моментах в группе старшего дошкольного
Дидактическая игра должна активизировать речевую деятельность детей. Должна способствовать приобретению и накоплению словаря и социального опыта детей дошкольного возраста.
3. Список использованной литературы
1. Арапова -Пискарева Н. А. Формирование элементарных математических представлений. – М. : Мозаика-Синтез, 2006.
2. Арапова - Пискарева Н. А. Формирование элементарных математических представлений в детском саду. Программа и методические рекомендации. Для занятий с детьми 2-7 лет, Издательство: МОЗАИКА – СИНТЕЗ,2009.
3. Веракса Н. Е. и др. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Издательство: Мозаика-Синтез, 2010г.
4. Водопьянов, Е. Н. Формирование начальных геометрических понятий у дошкольников. / Е. Н. Водопьянов. // Дошк. воспитание, 2000, № 3.
5. Воспитание детей в игре : Пособие для воспитателя дет. сада / Сост. А. К. Бондаренко, А. И. Матусик. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Просвещение, 1983.
6. Давайте поиграем. Математические игры для детей 5-6 лет. - Под ред. А. А. Столяра. - М. : Просвещение, 1991.
7. Козлова В. А. Дидактические игры по математике для дошкольников. В 3-х книгах + методика Серия: Дошкольное воспитание и обучение. М., 1996г.
8. Корнеева, Г. А. Роль предметных действий в формировании понятия числа у дошкольников. /Г. А. Корнеева. // Вопр. психологии, 1998, № 2.
9. Метлина А. С. Математика в детском саду. – М. : Просвещение, 1984.
10. Метлина А. С. Занятия по математике в детском саду: (Формирование у дошкольников элементарных матем. представлений). Пособие для воспитателя дети. сада. – 2-е изд., доп. – М. : Просвещение, 1985.
11. Помораева И. А., Позина В. А. Занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе детского сада: Планы занятий. – М. : Мозаика-Синтез, 2010.