Елена Апоева
Мастер-класс по речевому развитию для старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер- класс
Актуальность:
В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. А ясная и правильная речь — это залог продуктивного общения, уверенности, успешности. Поэтому возникла идея — создания системы педагогических мероприятий по развитию речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2016
Цель: ознакомить педагогов с наиболее эффективными нетрадиционными приемами работы с детьми по развитию речи и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
- познакомить участников с алгоритмом разучивания скороговорок и чистоговорок, а также введению устойчивых выражений и пословиц в активный словарь ребенка.
- совершенствовать артистические навыки педагогов в плане переживания и воплощения образа, используя интонации, мимику, пластические импровизации, выражающие разнообразные эмоциональные состояния;
-совершенствовать диалогическую, монологическую интонационную выразительность речи, персонификацию тембра голоса, дикцию, правильное произношение, артикуляцию.
-вызвать интерес к использованию театрализованной деятельности для развития речи и творческих способностей в работе с детьми.
Материалы и оборудование: Крокодил Стеша (кукла, набор артикуляционной гимнастики в картинках, кукла би-ба-бо Петрушка, картинки – скороговорки, текст сказки Маша и Медведь с устойчивыми словосочетаниями, дидактическая игра «Эмоции»
Ход мероприятия.
Одним из эффективных средств всестороннего развития ребёнка является театрализованная деятельность. Она позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Театрализованная деятельность также является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребёнка.
Значение театрализованной деятельности как средства развития речи :
• помогает усвоению богатства родного языка, его выразительных средств
• появляется живой интерес к самостоятельному познанию и размышлению
• совершенствует артикуляционный аппарат
• формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь
• улучшается усвоение содержания произведения, логика и последовательность событий
• дети получают эмоциональный подъём
• способствует развитию элементов речевого общения : мимики, жестов, пантомимики, интонации, модуляции голоса
• позволяет формировать опыт социального поведения
• стимулирует активную речь
Практическая часть.
Я привела с собой своего помощника Крокодильчика Стешу. Он служит моим помощником при проведении артикуляционной гимнастики.
А так как мой мастер-класс посвящен развитию речи, то разработать наш артикуляционный аппарат как раз будет самым подходящим. ( Выбирает артикуляционную гимнастику: одну статическую, одну динамическую («Блинчики» и «Вкусное варенье»).
Проведение артикуляционного упражнения.
Выполнение артикуляционных упражнений полезно в любом возрасте, так как четкая артикуляция – основа хорошей дикции. Артикуляционные упражнения для детей с нарушениями звукопроизношения – необходимость. Они подготавливают артикуляционный аппарат ребенка к постановке звуков. Артикуляционная гимнастика должна проводиться систематически. Только тогда от нее будет польза.
ПЕТРУШКА: Я умею тараторить скороговорки! Вот послушайте!
Корабли лавировали, лавировали, да не вылавировали. (можно взять любую)
Тогда вместе со мной начали:
Корабли лавировали, лавировали, да не вылавировали. (Сложно проговорить сразу).
Игровой прием (использование схем) :
1. Начало скороговорки – тихо, конец – громко.
2. Начало громко, потом тихо.
3. Начало медленно, затем быстро.
4. Начало быстро, затем медленно.
По движению моей руки – начали!
Прием использования скороговорок позволяет формировать правильное произношение, артикуляцию, тренирует дикцию, помогает детям научиться быстро и четко проговаривать трудно произносимые слова и фразы, а моделирование рукой я использую для развития динамического слуха.
Замечательно! Какие молодцы!
Проговорите выражение :
«Мама сегодня пораньше вернется»
сердито, испуганно, радостно, грустно, плача, робко, ехидно, хитро.
Прием – для развития интонационной выразительности речи.
Игра «Сложи эмоции».
Педагогам предлагается сложить эмоции, назвать ее и изобразить.
Эмоции упрощают жизнь. Вместо длительного многостороннего анализа взаимодействия с человеком мы чувствуем: "я его ненавижу" или "я в восторге от него". Если мы чего-либо боимся, страх удерживает нас от глупостей. Также идет работа над синонимами и антонимами.
Игра «Найди подходящую пословицу».
- Я прочитаю вам небольшой текст, а вы должны подобрать пословицу, выражающую главную мысль.
В лесу играли зверята. И начали они хвастаться, кто настоящий помощник:
- А я могу всю посуду вымыть языком, - говорит Лисенок.
- Подумашь, - говорит Бельчонок, - а я могу за один прыжок столько орехов собрать, что на весь день хватит.
- Это что, - отвечал Кротенок, - я, например, могу грядки перекопать.
А Зайчонок сидел и не говорил ничего. Вдруг он увидел свою маму, которая несла тяжелые авоськи с капустой. Он тут же побежал к ней и взял у нее капусту без лишних слов.
- Ты самый лучший в мире помощник, - сказала Зайчиха, погладила по голове и пошла рядом.
(карточка с пословицами)
Прием формирует умение понять тему, вдуматься в нее, осмыслить ее границы.
Прием проговаривания «про себя» с показом движений.
(«У оленя дом большой» или стихотворение «Первый снег»).
Прием помогает лучше и быстрее запомнить текст, так как кроме слуховой памяти ребенок задействует также зрительную и двигательную память. Этот прием можно использовать также вместо физминутки.
Работа над устойчивыми выражениями.
- Какие устойчивые выражения вы знаете со словом «каша?»
(Каша в голове, каша во рту, заварить кашу, сапог каши просит, с тобой каши не сваришь, мало каши ел).
Давайте теперь проверим, какие устойчивые выражения спрятались в сказке. Читаю сказку «Маша и Медведь с устойчивыми выражениями» под редакцией Е. А. Алябаевой:
Однажды Маша пришла к Медведю, чтоб в очередной раз с ним поиграть. Но Мишка был занят. Он чинил Машины сапоги, так как они просили каши, износились до дыр.
- Эх, каши с тобой не сваришь!- обиженно сказала Маша. – пойду играть с Зайцем.
Стали они играть в мяч. Но у Маши никак не получалось добросить мяч даже до ворот, силенок не хватало. Видно Маша мало каши ела. Надоело Зайцу с ней играть и ускакал он к себе. А Маша с досады со всего размаху как пнула по мячу. Мяч попал в окно.
- Ох, и заварила я кашу, - подумала Маша.
Из дома выбежал злой Медведь.
- Кто разбил окно?
- Это…это…да. я так…. Не нарочно, - промямлила Маша.
- Что ты говоришь? Я не понимаю твоего лепета, у тебя какая-то каша во рту. Ничего не разберешь! Говори четко и громко, а то у меня от твоих слов уже каша в голове какая – то.
- Прости меня, Мишка. Это я нечаянно разбила. Я больше не буду.
Мишка посмотрел на плачущую девочку и простил ее. А на следующий день сделал для Маши настоящие футбольные ворота!
Прием введения в активный словарь ребенка устойчивых выражений и фразеологических оборотов служит для обогащения активного словаря ребенка, делает его речь более образной и богатой.
Прием «Придумай сказку».
Я начну сказку, а тот, кому я брошу мяч, ее продолжит. Но условие. Говорим только одно предложение.
«Жил-был муравей. Подул сильный ветер и его унесло высоко в небо….».
Можно также провести с детьми игру «Внимание! Потерялся ребенок!», или «Помоги найти вещь».
В этом случае вы должны описать предмет при помощи слов или движений, не называя его самого, а также однокоренные слова.
Этот прием развивает воображение, фантазию, а также служит для формирования умения составлять распространенные предложения.
Закончить свой мастер- класс хочу словами великого русского писателя Н. В. Гоголя:
«Нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырывалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово».
Спасибо за внимание. Надеюсь мастер-класс был для вас интересен и полезен.