Татьяна Толмачева
Конспект по речевому развитию с применением технологии «Путешествие по карте» для детей старшего дошкольного возраста 5–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект «Путешествие по Африке"
Цель: Использование технологии «Путешествие по карте» и развивающего игрового пособия Воскобовича «Коврограф ларчик» в речевом развитие детей старшего дошкольного возраста.
1. Задачи на развитие познавательных способностей: закрепить материал по теме «животные Африки».
Публикация «Конспект по речевому развитию с применением технологии „Путешествие по карте“ для детей старшего дошкольного возраста 5–6 лет» размещена в разделах
Развивать управляемость воображения в соответствии с поставленной задачей, используя ближайшие ресурсы;
2. Задачи на развитие речи :
Развивать связную речь детей; закреплять навыки использования в речи глагольной лексики, согласование прилагательных и существительных;
Автоматизация звука «Р».
3. Воспитательные задачи:
Развивать эмоциональную сферу детей : воспитывать целеустремлённость и стремление в поиске решения возникающих проблем.
Материал к занятию. Карта мира, коврограв «ларчик Воскобовича». МП3 запись звуков природы, транспорта.
Карточки. «Животные Африки».
Предварительна работа:
- Рассматривание с детьми иллюстративного, демонстративного материала на тему Африка,
- беседа с детьми о животных и птицах Африки;
- рисование «Животные Африки»;
- просмотр мультфильма «Доктор Айболит», «Приключения Бонифация», «Король лев».
.
Организация. Дети реагируют на звук колокольчика.
Ход занятия.
Воспитатель: Ребята, скажите какое сейчас время года? А как мы определяем время года? Ответ детей. А вы знаете, что в Африке никогда не бывает зимы, там круглый год очень жарко, светит солнце, и лишь иногда бывает дождь, а еще большое разнообразие животных и птиц. А как вы думаете, какие животные и птицы живут в Африке?
Воспитатель. Хотелось бы вам побывать в Африке? Ответы детей.
Но для того чтобы отправиться в путешествие нам понадобится карта мира, чтобы не заблудиться и не попасть в другую страну.
Обратите внимание, что на карте обозначено синим цветом – океаны, моря, реки, озера, а зеленый цвет – это растительность деревья, кустарники и т. д.
Коричневый цвет это суша, желтый песок, пустыня. Белым цветом обозначены снега и льдины. Воспитатель. Для начала нам нужно найти точку отправления, в каком городе мы с вами находимся? Ответ детей. Полевском, Екатеринбург. Теперь нам нужно найти Африку – пункт прибытия. Ребята обратите внимание, что на карте есть подсказки в виде животных. после того как дети найдут Африку спросить детей на каком транспорте можно добраться до Африки. Ответы детей самолет, пароход. Выбираем на чем отправимся в путешествие.
Ну а теперь усаживайтесь поудобнее, отправляемся в путешествие.
Звучит запись (самолета, парохода)
Релаксация. Ребята, закройте глаза, сейчас у нас за окном зима, очень холодно, повсюду снег, дует холодный ветер, падает снег, завывают вьюги и метели. А в Африке никогда не бывает зимы так круглый год стоит жара, ярко светит солнце, очень жарко, повсюду раздаются голоса Африканских птиц, голоса животных. Хорошо, тепло, спокойно. (Включается аудиозапись вьюги,метели, затем, голоса животных и птиц Африки).
Воспитатель. Африка – сказочно красивое место! Ребята, а как вы думаете, какие животные обитают в Африке?
(ответы детей) Слон, жираф, крокодил, зебра и т. д.
Воспитатель: Что они умеют делать? (обратить внимание детей на мольберт с изображением животных.
Дидактическая игра «Кто, где обитает?»
(дать определения среды обитания животных)
(Работа с Коврографом Воскобовича)
Синий квадрат – вода
Желтый квадрат – суша
Зеленый квадрат - дерево
Воспитатель. Бегемот?
Дети. … река.
Воспитатель. жираф?
Дети. … на суше.
Воспитатель. попугай?
Дети. …на дереве.
Воспитатель. крокодил?
Дети. …в реке.
Воспитатель. жираф?
Дети. …на суше.
Дидактическая игра «Кто что делает?»
Воспитатель. Обезьяна…
Дети. …ест бананы, кокосы, лазает по деревьям.
Воспитатель. Лев…
Дети. … рычит, охотится.
Воспитатель. Крокодил …
Дети. … плавает в реке, охотится.
Воспитатель. Жираф…
Дети. … ест листья с деревьев …
Воспитатель. Бегемот…
Дети. Ест траву, купается в реке…
Воспитатель. Леопард…
Дети. … охотится, нападает на добычу.
Игра «Хищники, травоядные?»
(работа с коврографом Воскобовича)
(дать определение, признаки различия животных)
Хищники – красный квадрат
Травоядные - зеленый
Воспитатель. Гепард?
Дети. …Хищный.
Воспитатель. Носорог?
Дети. …Травоядный.
Воспитатель. Крокодил?
Дети. …Хищник.
Воспитатель. Обезьяна?
Дети. …травоядные.
Воспитатель. Слон?
Дети. … Травоядный.
Дидактическая игра «Назови, кто кем стал»
Воспитатель. Сейчас я вам буду называть детенышей животных, а вы мне назовёте, кто кем станет.
1 –й ребенок. Слоненок станет слоном.
2 – й ребенок. Бегемотик станет бегемотом.
3 – й ребенок. Львенок станет Львом.
4 – й ребенок. Крокодильчик станет крокодилом.
5 – й ребенок. Жирафик станет жирафом.
Пальчиковая гимнастика
Разминка для пальчиков «Я по Африке гулял»
Я по Африке гулял,
И зверей там повидал:
Длинношеего Жирафа
Высотою аж в три шкафа,
Черепаху, Тигра, Льва,
И огромного Слона.
Мы с жирафом поиграли:
Ананасы доставали.
С черепахой у реки,
Побежали взапуски.
Мы со львом не отдыхали,
Тигра полосы считали:
Раз, два, три, четыре, пять…
Раз, два, три, четыре, пять…
Всех полос не сосчитать!
Со Слоном играли в прятки:
Он нашёлся! Всё в порядке!
Я катался на Слоне…
Жаль, что было всё во сне. («Ходим» по столу указательными
и средним пальцами обеих рук.)
(Пальцы рук складываем в кулаки
большие пальцы выставляем вверх.)
(Попеременно соединяем с большими
пальцами все пальцы, начиная с мизинцев.)
(Складываем из пальцев «жирафа».
На второй строчке поднимаем руки вверх.)
(Складываем из пальцев «черепаху».)
(«Бежим» по столу указательными и средними пальцами обеих рук.)
(Складываем из пальцев «льва».)
(Энергично сжимаем-разжимаем кулаки.)
(Загибаем пальцы сначала на одной руке, потом на другой, начиная с мизинцев.)
(Разводим руки в стороны.)
(Складываем из пальцев «слона».)
(Пальцы сжимаем в кулаки, большие пальцы
выставляем вверх пальцы выставляем вверх.)
(Попеременно ударяем
кулаками по столу)
Дидактическая игра «Кто, что ест?»
Воспитатель. Черепаху накормили…
Дети. …травой.
Воспитатель. Тигра накормили…
Дети. … мясом.
Воспитатель. попугая накормили…
Дети. …фруктами.
Воспитатель. обезьяну накормили…
Дети. … бананами.
Дидактическая игра «автоматизация звука Р»
Воспитатель показывает детям изображение животных Африки, и объясняет, что им необходимо отобрать только тех животных, у которых в их названии есть звук «Р».
Воспитатель. вот и настала пора нам с вами вернуться обратно в наш детский сад, усаживайтесь поудобнее в наш (самолет, пароход, закрывайте глаза снова звучит музыка транспорта (самолета, парохода) со звуками птиц, животных Африки, затем звучит музыка со звуками вьюги, метели. Дети открывают глаза.
Воспитатель. Вот мы с вами и опять очутились у нас в детском саду. За окном снова зима, падает снег. Ребята понравилась вам путешествовать? ответы детей. Что вам больше всего запомнилось, каких животных и птиц мы с вами повстречали в Африке? А сейчас я предлагаю вам по желанию разбиться на подгруппы:
Кто - то из вас может «оформить Красную книгу» (нарисовать наиболее редких животных, которые занесены в красную книгу);
Кто - то вылепит из пластилина деревья, кустарники, животных;
Кто – построит зоопарк…