Аэлита Сабирова
Мастер класс по развитию речи «Мнемотехника в работе по развитию связной речи для детей старшей группы»
▼ Скачать + Заказать документы
Мнемотехника в работе по развитию связной речи.
При обучении связной речи детей, вполне обосновано использование творческих методик, эффективность которых очевидна, наряду с общепринятыми. Приёмы мнемотехники облегчают запоминание у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.
Публикация «Мастер класс по развитию речи „Мнемотехника в работе по развитию связной речи для детей старшей группы“» размещена в разделах
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
К. Д. Ушинский писал: “Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету”. Так как наглядный материал у дошкольников усваивается лучше, использование мнемотаблиц на занятиях по развитию связной речи, позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её. Особенность методики – применение не изображения предметов, а символов. Данная методика значительно облегчает детям поиск и запоминание слов. Символы максимально приближены к речевому материалу, например, для обозначения домашних птиц и животных используется дом, а для обозначения диких (лесных) животных и птиц – ёлка.
Мнемотаблицы-схемы, служат дидактическим материалом в моей работе по развитию связной речи детей. Я их использую для обогащения словарного запаса, при обучении составлению рассказов, пересказов, отгадывании загадок, заучивании стихов.
Решить такие задачи как:
1. Развитие связной речи;
2. Преобразование абстрактных символов в образы (перекодирование информации);
3. Развитие мелкой моторики рук;
4. Развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления; помогает овладение приёмами работы с мнемотаблицами исокращает время обучения.
Последовательность работы с мнемотаблицами :
1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов слов в образы.
3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ сказки, рассказ по заданной теме. или чтение стихотворения с опорой на символы (образы, т. е. происходит отработка метода запоминания.
Когда начинать заниматься мнемотехникой?
Мнемотехникой можно начинать заниматься с младшего возраста, но рациональнее вводить её в занятия с 4-5 лет, когда у детей накоплен основной словарный запас.
При обучении детей составлению рассказов-описаний, я пользуюсь схемами Т. А. Ткаченко и сенсорно-графической схемой В. К. Воробьёвой, которые беру за основу, но изменяю и совершенствую их. В течение четырех лет я использую в работе по обучению детей связной речи приёмы мнемотехники. Хочу поделиться своими наработками.
Работа по лексической теме “Зима” в старшей группе.
Понедельник.
Работа с мнемотаблицей на слово “зима”.
1. Рассматривание мнемотаблицы.
2. Перекодирование информации.
У зимы три месяца: декабрь, январь, февраль. Зимой снег повсюду: на земле, на деревьях, на домах. Солнце светит, но не греет. В домах топят печи. Люди одеваются тепло: в меховые шубы, шапки, валенки, шерстяные шарфы, варежки. Домашние животные зимой находятся в тёплых хлевах. Дикие животные зимуют по-разному: медведь и ёжик – в спячке, белка заготовила себе корм и устроила себе тёплое дупло, сложнее зимой волку и лисе, зайчик сменил серую шубку на белую и его не заметно на белом снегу. Люди заботятся о птицах, развешивают кормушки, приносят корм. У детей зимой много развлечений : праздник Новогодней Ёлки, подарки от Деда Мороза, катания на санках, лыжах, коньках, игры со снегом. Зимой можно слепить снеговика, построить горку, крепость, поиграть в снежки.
3. Воспроизведение таблицы по памяти.
Вторник.
Заучивание стихотворения П. Воронько “Пирог” (рис. 2)
Цель: развивать речеслуховую и зрительную память; расширять и актуализировать словарь.
Пирог
Падал снег на порог,
Кот слепил себе пирог,
А пока лепил и пёк
Ручейком пирог утёк.
Пироги себе пеки
Не из снега – из муки.
Среда.
Отгадывание мнемозагадки.
1. Рассматривание мнемотаблицы (рис. 3)
2. Подробное объяснение с воспитателем каждого пункта.
Лёгкая, как пёрышко, пушистая снежинка. Она часто кружится в воздухе и садится на шапки, варежки, шубы. Когда их много образуются целые сугробы.
3. Отгадывание загадки детьми.
4. Игра “Снежная куча”. (рис. 3.1) Содержание игры: эта снежная куча не простая, а волшебная, она сделана не из снега, а из слов, которые все похожи на слово “снег”.
• Есть слово ласковое, маленькое – снежок.
• Есть слово длинное – снегопад.
• Есть слово красивое, слово признак – снежный (ком).
• Есть слово - человек, сказочный персонаж – снегурочка.
• Есть слово – фигура, вылепленная из снега – снеговик.
• Есть слово лёгкая, пушистая – снежинка.
• Есть слово – цветок – подснежник.
• Есть слово - птица - снегирь.
Подул вдруг ветер и все слова-снежинки разлетелись. Предлагаю вам, дети, собрать их (Дети называют слова и складывают снежинки в кучу).
Четверг.
Пересказ рассказа “Здравствуй, зимушка-зима!”
1. Чтение с воспитетелем текста и демонстрация опорных картинок (рис. 4).
Наступила зима. Всюду белый, пушистый снег. Холодно на улице. Дети оделись тепло, и пошли гулять. Они покатались на санках, лыжах, поиграли в снежки, слепили весёлого снеговика. Хорошо зимой!
2. Ответы на вопросы по содержанию.
Вопросы:
• Какое наступило время года?
• Где лежит снег?
• Какой снег?
• Какая погода на улице?
• Куда пошли дети?
• Как они оделись?
• Что делали дети на прогулке?
• Нравиться ли детям гулять зимой?
3. Повторное чтение рассказа с установкой на пересказ.
4. Пересказ текста ребёнком своими словами.
Пятница.
Составление рассказа о зиме по мнемотаблице.
1. Рассматривание мнемодорожек (рис. 5).
2. Составление предложений о зиме по мнемодорожкам.
• Зимой солнце светит мало, небо покрыто тучами. Часто идёт снег.
• Снег лежит на земле, на деревьях, на домах.
• В домах зимой топят печи. В небо идёт дым.
• Люди зимой делают кормушки для птиц.
• Зимой в лесу много снега, а под снегом спят медведь и ёжик.
• Дети зимой катаются на санках с горки, на лыжах, лепят снеговиков, играют в снежки.
• Лёгкие, пушистые снежинки падают на шапки, варежки, пальто.
• В Новогодний праздник Дед Мороз приносит детям подарки и сладости.
3. Рассматривание мнемотаблицы (рис. 6).
4. Составление рассказа о зиме с воспитателем.
Зимой повсюду лежит снег. Деревья словно в белые шубки нарядились. Солнце светит, но не греет. Морозно! В домах топят печи. Люди зимой подкармливают птиц, заботятся о домашних животных. Детям нравятся зимние развлечения : катание на санках, лыжах, коньках, игры в хоккей, снежки. Очень любят дети лепить снеговиков, строить снежные крепости.
5. Составление рассказов о зиме детьми.
Хочу поделиться мнемотаблицами для заучивания стихов к Новогоднему празднику, ведь родители всегда хотят, чтобы дети читали стихи у ёлочки, а времени катастрофически не хватает. Быстро выучить стихи помогают мнемотаблицы, которые после работы на занятии, я оставляю в групповой комнате на видном месте, чтобы дети могли по желанию в удобное для них время рассказывать тексты друг другу.
Снеговик (рис. 7).
Давай дружок, смелей, дружок,
Кати по снегу свой снежок –
Он превратится в толстый ком,
И станет ком снеговиком,
Его улыбка так светла!
Два глаза… шляпа… нос…метла…
Но солнце припечёт слегка –
Увы! – и нет снеговика.
Н. Нищева “Ёлочка” (рис. 8).
Перед нами ё лочка:
Шишечки, иголочки.
Шарики, фонарики,
Зайчики и свечки,
Звёзды, человечки.
Ирина Гурина (рис. 9).
В зимнем небе, сделав круг,
Накренились сани вдруг!
И с подарками мешок
Выпал прямо на снежок!
Дед Мороз (рис. 10).
Дед Мороз, Дед Мороз,
Деткам ёлочку принёс,
А на ней фонарики,
Золотые шарики,
Дед Мороз, Дед Мороз,
Деткам сладости принёс,
Вафли ароматные
И конфеты мятные.
Вывод.
У детей :
• расширяется круг знаний об окружающем мире;
• появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересныеистории;
• появляется интерес к заучиванию стихов и потешек, скороговорок,загадок;
• словарный запас выходит на более высокий уровень;
• дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держатьсяперед аудиторией.
Чем раньше мы будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники и схемы – модели, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребёнка и готовности его к школьному обучению.
Таким образом, постепенно осуществляется переход от творчества воспитателя к совместному творчеству ребенка со взрослым.
Мнемотаблицами не ограничивается вся работа по развитии связной речи у детей. Это – прежде всего как начальная, «пусковая», наиболее значимая и эффективная работа, так как использование мнемотаблиц позволяет детям воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить ее.
Источники:
1. Журналы ''Дошкольное воспитание'' №12 за 2000 г. ;
2. №3,10,12 за 2001г. ; №4,12 за 2002г; № 9 за1996.
3. Ильина М. В. «Воображение и творческое мышление».
4. Серия «Психологическая служба». Книголюб. М. 2005
5. Наглядно-дидактическое пособие Ткаченко Т. А.
6. «Составление описательных рассказов по опорным схемам»
7. Метод. руководство, картинный комплект. М. : Книголюб, 2005.
8. Тихомирова Л. Ф. ''Познавательные способности детей 5-7 лет''. М. 2005
9. Юзбекова Е. Ю. «Ступеньки творчества» Место игры в интеллектуальном развитии дошкольника. М. Линка-пресс. 2006.