Любовь Нарожная
Мастер-класс по познавательно-речевому развитию «Чудесный мешочек»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: повышение профессионального уровня педагогов – участников в процессе активного педагогического общения по освоению опыта работы педагога – мастера по изготовлению и использованию дидактической игры в работе с детьми.
Задачи:
• Познакомить педагогов с опытом работы по изготовлению и использованию дидактической игры «Чудесный мешочек» в работе с детьми дошкольного возраста.
• Обучить участников мастер – класса изготовлению, методам и приемам использования дидактической игры в педагогическом процессе.
• Вызвать желание к сотрудничеству, взаимопониманию.
Публикация «Мастер-класс по познавательно-речевому развитию „Чудесный мешочек“» размещена в разделах
Оборудование: дидактические пособия «Чудесный мешочек», «Чудесная коробка», наборы игрушек: домашние животные, овощи.
Ход мастер-класса :
Уважаемые коллеги!
Дошкольное детство – значимый этап становления способностей человека: двигательных, познавательных, творческих, речевых и других. Развитие познавательно-речевой деятельности является одним из важнейших разделов дошкольной педагогики и направлен он на умственное развитие ребенка. Одним из самых действенных средств познавательно-речевого развития дошкольников является игра.
Дидактические игры занимают особенно важное место в этой работе, поскольку, обязательным элементом в них является познавательное содержание и умственные задачи. Многократно участвуя в игре, ребёнок прочно усваивает знания, которыми он оперирует. Решая умственную задачу в игре, ребёнок научится запоминать, воспроизводить, классифицировать предметы и явления по общим признакам.
В своей работе я использую дидактическую игру «Чудесный мешочек».
В этой игре используются игрушки и предметы. В результате применения дидактического пособия у детей формируется умение сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этой игры в том, что с её помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. В игре решаются задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности в решении задач. Также "Чудесный мешочек" можно использовать для развития речи и воображения.
«Чудесный мешочек» — увлекательная игра для детей. Ведь она не только интересна ребенку, но она помогает развивать мелкую моторику, логику, сенсорное восприятие. Причем такую игру легко сделать самостоятельно. Для игры понадобится непрозрачный мешочек : его можно взять из-под обуви, косметики или сшить самостоятельно из ярких непрозрачных тканей.
Для пошива «Чудесного мешочка» для детей своей группы я использовала яркую фланелевую ткань с детским рисунком, сшила мешочек и украсила его кулиской с бантом. Есть в нашей группе «Чудесная коробка». Для её изготовления взяла пустую коробку, сделала в ней два отверстия, вставила в них рукава и обклеила коробку понравившейся бумагой. Это пособие необычно тем, что в процессе игры у ребёнка задействованы обе руки.
Для игр с этими пособиями понадобятся тематические предметы — это могут быть геометрические фигуры, цифры, буквы, фрукты, овощи или животные. Для каждой игры понадобится свой набор предметов. Следует обратить внимание, что при выборе предметов они должны иметь ярко выраженные различия, которые легко определить на ощупь.
«Чудесный мешочек» - это замечательное пособие для детей разного возраста - от младшего дошкольного до подготовительного. Это пособие можно использовать как со всеми детьми группы, так и с подгруппой детей, а так же и для индивидуальной работы.
Существует два вида игр с "Чудесным мешочком" :
1) детям младшего дошкольного возраста можно предложить назвать предмет, сначала вытащив его из мешочка;
2) ребенку необходимо, опустив руку в мешок, нащупать предмет и назвать его, не видя, что это конкретно; чтобы дети не путались, сначала можно класть 1 предмет, а потом, когда дети усвоят, как играть, уже несколько.
Играющим, кроме основного задания, могут быть даны дополнительные:
- описать попавшийся предмет (цвет, размер, вкус, материал) или животное (что оно делает, где живет);
- рассказать, из какой сказки этот предмет или герой;
- описать предмет так, чтобы другие дети отгадали его.
Для совсем маленьких ребят можно предложить таким образом выбрать игрушку, с которой они потом будут играть.
Игры для «Чудесного мешочка» могут быть самыми разнообразными. Например:
• Определи на ощупь
• Геометрические фигуры
• Назови букву
• Фрукты и овощи
• Домашние животные
• Найди пару
• Угадай по описанию
• Загадочные жесты
• Расскажи сказку
2. Практическая часть.
С правилами некоторых из этих игр предлагаю познакомиться на практике.
Угадай по описанию.
Сложите в мешочек разные предметы. В подборе предметов должны принимать участие дети. Воспитатель опускает руку в мешочек и, не доставая предмет, описывает его. Задача детей — угадать, что в руке воспитателя. Далее можно поменяться ролями.
Загадочные жесты.
В этой игре может играть несколько человек. Из мешочка достается один предмет так, чтобы другие его не видели. И тот, кто достает игрушку, должен ее показать жестами (без слов). Задача игроков — угадать, что достали из мешка.
Расскажи сказку.
Один участник игры достает предмет, игрушку из мешочка, а другой участник должен придумать сказку об игрушке. Мешочек передается от одного игрока к другому, чтобы все рассказали свою сказку. Игра предназначена для развития речи ребенка.
Рефлексия.
Уважаемые, коллеги! Высказать своё мнение о проведённом мастер – классе вы сможете с помощью двух мешочков. Если вам понравился мастер – класс, вы в будущем используете это пособие в своей работе, вы получили положительные, позитивные эмоции прикрепите улыбающийся смайлик к мешочку с надписью «Позитив», если же вы считаете бесполезной полученную информацию, прикрепите грустный смайлик к мешочку с надписью «Негатив».
Спасибо за внимание!