Папки-передвижки

Конспект мастер-класса по познавательно-исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста

Ирина Шамухамадова
Конспект мастер-класса по познавательно-исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: представить опыт работы по познавательно-исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста

Задачи:

Познакомить педагогов с исследовательской деятельностью в ДОУ, показать фрагменты экспериментальной деятельности по ознакомлению детей с объектами неживой природы.

Развивать умения видеть проблемы, делать выводы и умозаключения; формировать навыки и умения экспериментирования.

Воспитывать эмоционально - ценностное отношение к окружающему миру.

Оборудование:

Публикация «Конспект мастер-класса по познавательно-исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста» размещена в разделах

Презентация; ёмкость с водой, в которой лежит ключ; сундучок, в котором лежат: пробирка пустая, пробирка с водой, лист бумаги, магнитики с изображением «Мудрой Совы»; магнит; целлофановые пакеты; трубочки; стаканчики с водой; стаканчики без воды; стаканчики с салфеткой на дне; ложки одноразовые; мандарины 6 шт. ; ёмкость большая с водой -1; ёмкость небольшая с водой – 3; ткань для игры в парашют; камешки; салфетки; бумажные цветы; набор бумаги для рассматривания; набор бумаги для экспериментирования; кубики; лист бумаги; матрешка.

Ход мастер-класса :

Слайд 1

Уважаемые коллеги, я предлагаю начать наш мастер - класс с игры «ДА-нет».

Крикните громко и хором, друзья,

Деток вы любите? Нет или да?

Пришли вы с занятия, сил совсем нет,

Вам лекции хочется слушать здесь? (Нет.)

Я вас понимаю. Как быть господа?

Проблемы детей решать нужно нам? (Да.)

Дайте мне тогда ответ:

Помочь откажетесь мне? (Нет.)

Слайд 2

Цель моего мастер-класса это представить опыт работы по «Познавательно-исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста» на примере нескольких опытов, используя принцип от простого к сложному.

Мы с вами знаем, что опыты и эксперименты проводятся с объектами живой и неживой природы. А так как эксперименты с объектами живой природы длительны по времени, сегодня мы будем изучать неживую природу.

Я предлагаю вам посмотреть на волшебный мир экспериментирования глазами детей и приглашаю вас в научную лабораторию «Мудрая Сова».

У нас детьми есть спецодежда Вы тоже можете её одеть.

Правила поведения

В лаборатории необходимо соблюдать правила безопасности. Давайте вспомним, какие?

- Не шуметь, не разговаривать.

- Быть осторожными, ничего не брать в рот.

- Предметы и материалы для опытов брать с разрешения взрослого.

Слайд 3

В мир опытов и экспериментов мы попадем с помощью волшебного сундучка. Но сундучок на замке и чтобы его открыть, нам нужен ключ. Думаю, здесь вам помогут знания, полученные на предыдущем занятии. Скажите, как можно достать ключ не замочив рук? Правильно с помощью магнита.

(один из членов жюри достает ключ)

Опыт №1 «Достань ключ, не замочив рук» (используя магнит)

Оборудование: прозрачная ёмкость с водой, ключ, магнит.

Нужно прислонить магнит к стакану на уровне ключа.

После того, как ключ приблизится к стенке ёмкости, магнит медленно двигаем вверх. Ключ будет двигаться за магнитом и его можно легко достать, не замочив рук.

- Какой вывод мы можем сделать? (ответы)

Вывод: магнит притягивает металлические предметы, может примагничивать предметы через стакан и воду.

- Сундучок мы открываем,

Что в нём сейчас узнаем! (открываю)

Послушайте загадку:

Такой большой, что занимает весь мир,

Такой маленький, что в любую щель пролезет.

Что это? (воздух)

Правильно - это воздух. Достаю из сундучка пробирку

Воздух есть везде, вокруг нас и под землей, на земле, и высоко в небе. Он может заполнить любое пространство и принять любую форму и сейчас мы постараемся это доказать.

Опыт №2 «Поймай воздух»

- Как можно обнаружить воздух? (предположения)

Возьмите пакет. Что находится в пакете? (Ничего.) Если воздух окружает нас повсюду, то давайте попробуем его поймать в целлофановый пакет. (показываю)

Чем наполнился пакет? (воздухом)

Какой сделаем вывод? Воздух прозрачный, невидимый, находится в пакете.

А как Вы, думаете, воздух есть внутри нас?

Опыт №3а «Воздух внутри нас»

- Возьмите трубочку и подуйте в неё на свою ладошку. Что вы почувствовали? Откуда появился ветерок? Воздух нужен человеку для дыхания. Мы вдыхаем и выдыхаем воздух.

Опыт №3б

- Воздух можно не только почувствовать, но и увидеть, опустив один конец трубочки в воду, и подув неё. (Выполняют)

- Что вы увидели, откуда появились пузырьки? (это из трубочки выходит воздух; он легкий, поднимается вверх)

- Какой мы с вами сделаем вывод?

Вывод: воздух есть внутри человека.

Опыт №4 «Спасательный жилет»

У меня мандарин без кожуры, а у вас в кожуре. Какой тяжелее? (в кожуре)

А теперь отгадайте, какой из мандарин утонет быстрее — в кожуре или без нее? (ответы)

Опускаем мандарины в воду. Что произошло? (мандарины в кожуре плавают, хотя они тяжелее, а мандарин без кожуры утонул)

- Почему так получилось? (Ответы)

Несмотря на то, что мандарин в кожуре, тяжелее, он все равно будет продолжать держаться на воде, ведь в его кожуре есть много пузырьков воздуха, как в спасательном жилете или надувном круге, которые выталкивают тонущий мандарин на поверхность воды.

Вывод: В кожуре мандарина тоже есть воздух. Воздух легче воды, поэтому он выталкивает мандарин на поверхность

Опыт № 5 «Сухой из воды»

Скажите, можно ли выйти сухим из воды? (ответы)

Предлагаю это проверить. Возьмите стакан с приклеплённой ко дну салфеткой. Проверьте, сухая ли салфетка. (да) Можно ли опустить стакан в воду не намочив салфетку? А теперь опустим перевёрнутый вверх дном стакан с салфеткой на дно ёмкости (показываю)

Есть вода в стакане? (Есть) Замочила ли она салфетку? Как вы думаете? Сейчас вынем стакан и узнаем, кто прав. (трогают салфетку)

- Как вы думаете, что помешало воде намочить ее? (воздух)

- Что произойдет с салфеткой, если стакан наклонить в воде (из него выйдет воздух, его место займет вода, салфетка намокнет)

Вывод: Воздух занимает место.

Общие выводы про воздух.

Воздух прозрачный, невидимый, есть вокруг нас.

Воздух есть внутри человека

В кожуре мандарина тоже есть воздух. Воздух легче воды, поэтому он выталкивает мандарин на поверхность

Воздух занимает место.

А сейчас давайте поиграем с воздухом

Игра с воздухом «Парашют»

- У меня для вас приготовлен сюрприз. Посмотрите, какой большой у меня кусок ткани. Она какая? Вы знаете кто такие парашютисты? Что у них раскрывается над головой при прыжке с самолета? Давайте тоже сделаем парашют. А поможет нам в этом, конечно же, воздух. Встаньте в круг и возьмитесь за края ткани.

Дружно мы все встали в круг,

Будем делать – парашют.

Друг за другом мы идем,

Парашют в руках несем.

Руки вверх все поднимаем,

Парашют наш надуваем.

Вот какой наш парашют

Легким воздухом надут.

Вы немного отдохнули, присаживайтесь.

Сундучок мы открываем,

Что лежит в нем, мы узнаем.

Загадка

Я и туча, и туман,

И ручей, и океан,

И летаю, и бегу,

И стеклянной быть могу! (Вода)

(достаю пробирку с водой)

Опыты с водой

Что такое вода, для чего она нужна? (вода - это жидкость, без неё не прожить; она нужна людям, животным и растениям)

У вас на столе баночки с водой. Узнаем, что может вода.

Перелейте воду в другой стаканчик - вода льётся.

Посмотрите на разные ёмкости, которые заполнены водой. Имеет ли вода постоянную форму? (нет) – Вода принимает форму сосуда, в который её налили.

Понюхайте воду - вода не имеет запаха.

Опустите в стакан ложку, ложка хорошо видна - вода прозрачная.

Налейте ложкой немного воды на стол – Что произошло? Вода растеклась. Значит она жидкая.

Возьмите салфетку, положите её на лужицу воды на столе. Что произошло? (вода впиталась в салфетку.) Вода может впитываться.

Посмотрите в таз с водой. Что видите? (себя и потолок) – вода может отражать предметы.

Опыт «Умная галка»

Я думаю, что все помнят рассказ Л. Н. Толстого «Умная галка».

Почему автор назвал галку умной? (Ответы) Попробуем повторить эксперимент, который осуществила птица.

Осторожно опустите камешки в банку. Что происходит? (вода поднимается вверх)

Вывод: уровень воды меняется, если в воду класть предметы

Давайте вспомним, что мы узнали про воду.

Вода прозрачная, вода не имеет цвета, льётся.

Вода принимает форму сосуда, в который её налили.

Вода растекается, она жидкая.

Вода может впитываться.

Вода может отражать предметы.

Уровень воды меняется, если в воду класть предметы.

Сундучок мы открываем,

Что лежит в нем, мы узнаем.

Загадка: Я белая как снег,

Дружу с карандашом.

Где он пройдет –

Заметочку на мне кладет. (Бумага)

Правильно, значит сейчас мы будем знакомиться со свойствами бумаги.

Сначала рассмотрим бумагу. Достаньте из пакетика бумагу.

- Назовите, какие виды бумаги вы видите? (салфетка, картон, обычная, гофрированная и т.)

- Какого цвета бумага? (разного)

- Потрогайте и скажите, чем отличаются образцы бумаги (толщиной). есть бумага толстая, есть тонкая. Покажите самую тонкую бумагу, самую толстую,

Вывод: Бумага разная по цвету, по толщине, по виду.

Попробуем узнать прочность бумаги.

Рвётся ли бумага? Какая бумага рвется легче и тяжелее. Как вы думаете?

Возьмите образцы бумаги на подносе. Разорвите салфетку, обычную бумагу, тонкий картон, толстый картон.

Вывод: Бумага рвется, салфетка легче - она тонкая. Картон тяжелее - он толще. Чем толще бумага, тем она прочней.

Узнаем, мнется ли бумага? Какая легче, тяжелее? Как вы думаете?

Попробуйте смять салфетку, обычную бумагу, тонкий картон, толстый картон.

Вывод: Бумага мнется. Легче сминается тонкая бумага, тяжелее толстая.

А сейчас без эксперимента, подумайте и ответьте на вопрос: какая бумага из данных образцов быстрее утонет? (предположения) Хорошо, ваши предположения вы проверите дома с мамой или папой и расскажите потом. Можете сфотографировать этот опыт. А мы переходим к следующему опыту.

Опыт "Мостик из бумаги"

Посмотрите, нас есть пруд. Вам нужно перевести матрешку на другой берег, построив мостик из кубиков и листка бумаги. Поставьте матрешку на мостик. Она упала. Почему? (мост не прочный, бумага тонкая, прогибается под матрешкой.)

Теперь сложите этот лист гармошкой и снова постройте мостик. Что получилось? (матрешка стоит на мостике) Как это получилось?

Складки бумаги стали ребрами жесткости, которые распределили нагрузку и значительно укрепили наш мостик. Ребра жесткости используются в строительных конструкциях.

Опыт "Цветы лотоса"

В связи с недавно прошедшим праздником 8 Марта, дарим вам вот такие цветы. Но вот беда цветы ещё не успели раскрыться. Чтобы это произошло цветы необходимо положить в воду, ведь это лотосы. Опустите их в свой водоём (таз с водой) и немного подождём.

Опытно-экспериментальная деятельность связана с огромным арсеналом различных методов и приемов работы. Я сегодня показала вам маленькую толику того, что могут познать дети. Самое главное, я считаю позволять детям делать это самим, не бояться, что они могут испачкаться песком, облиться водой.

Обратите внимание, что произошло с лилиями? Она распустились.

Почему это происходит? Совершенно верно.

Вывод: это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются.

Вам понравилась быть в гостях у мудрой Совы?

Вы узнали много нового.

Ученые всего мира любят экспериментировать и проводить опыты. Я недавно прочитала, что ученые проводят опыты с посадкой картошки на земле сходной по составу с землей Марса и возможно мы через 50 лет будем есть марсианский картофель. Как это интересно!

Для того, чтобы у вас возникала потребность экспериментировать и проводить опыты у себя в на даче или еще где–нибудь в волшебном сундучке приготовлены подарки. Если вы, эту Мудрую Сову, поместите на видное место, она будет всегда вам напоминать: дерзайте, творите, идите вперед с помощью научных опытов и экспериментов.

Процесс познания, освоение новых знаний очень важны для меня, поэтому я считаю, что в детском саду не должно быть четкой границы между обыденной жизнью и экспериментированием, ведь экспериментирование не самоцель, а только способ ознакомления детей с миром, в котором им предстоит жить!

Публикации по теме:

Детское экспериментирование — основа познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста «Детское экспериментирование - основа познавательно - исследовательской деятельности детей дошкольного возраста». Из опыта своей работы.

Отчёт о кружковой работе по познавательно-исследовательской деятельности c детьми старшего дошкольного возрастаОтчёт о кружковой работе по познавательно-исследовательской деятельности c детьми старшего дошкольного возраста Фотоотчёт о кружковой работе по познавательно– исследовательской деятельности. Дети по своей природе исследователи, с радостью и удивлением.

Картотека познавательно-исследовательской деятельности детей старшего возраста Картотека познавательно-исследовательской деятельности для детей старшей группы. Карточка-1 «Летающие семена» Цель: познакомить детей с.

Конспект образовательной познавательно-исследовательской деятельности с детьми 3–4 лет «Где живет Капелька?»Конспект образовательной познавательно-исследовательской деятельности с детьми 3–4 лет «Где живет Капелька?» Вид деятельности: интегрированная (познавательно-исследовательская, игровая) Форма проведения: подгрупповая Образовательные области: «познавательное.

Конспект исследовательской деятельности с детьми младшего дошкольного возраста «Ткань, бумага, вода и воздух»Конспект исследовательской деятельности с детьми младшего дошкольного возраста «Ткань, бумага, вода и воздух» Цель занятия: Способствовать формированию у детей познавательного интереса к предметам окружающего мира через исследовательскую деятельность.

Конспект познавательно-исследовательской деятельности «Рождение Радуги» для детей старшего дошкольного возрастаКонспект познавательно-исследовательской деятельности «Рождение Радуги» для детей старшего дошкольного возраста Цель: познакомить детей с атмосферным явлением – радугой. Раскрыть причину ее появления (отражение, преломление и разложение солнечного.

Конспект познавательно-исследовательской образовательной деятельности с детьми подготовительной группы на тему «Вулканы»Конспект познавательно-исследовательской образовательной деятельности с детьми подготовительной группы на тему «Вулканы» Тема: ВУЛКАНЫ. Цель: Создание благоприятных условий для использования разнообразных видов деятельности, их интеграции в целях повышения.

Опыт работы «Развитие эколого-познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста»Опыт работы «Развитие эколого-познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста» Опыт работы: «Развитие эколого-познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста». «Природа – это самая.

Перспективный план познавательно-исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста на год Сентябрь «Свойства воды» - познакомить детей со свойствами воды «Вкус воды» - выяснить имеет ли вкус вода «Запах воды» - выяснить имеет.

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста в познавательно-исследовательской деятельностиСенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста в познавательно-исследовательской деятельности Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект мастер-класса по познавательно-исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста
Опубликовано: 26 октября 2021 в 21:28
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект мастер-класса по познавательно-исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Шамухамадова (УИ 617821) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД