Ирина Шамухамадова
Конспект мастер-класса по познавательно-исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: представить опыт работы по познавательно-исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста
Задачи:
Познакомить педагогов с исследовательской деятельностью в ДОУ, показать фрагменты экспериментальной деятельности по ознакомлению детей с объектами неживой природы.
Развивать умения видеть проблемы, делать выводы и умозаключения; формировать навыки и умения экспериментирования.
Воспитывать эмоционально - ценностное отношение к окружающему миру.
Оборудование:
Публикация «Конспект мастер-класса по познавательно-исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Темочки
Презентация; ёмкость с водой, в которой лежит ключ; сундучок, в котором лежат: пробирка пустая, пробирка с водой, лист бумаги, магнитики с изображением «Мудрой Совы»; магнит; целлофановые пакеты; трубочки; стаканчики с водой; стаканчики без воды; стаканчики с салфеткой на дне; ложки одноразовые; мандарины 6 шт. ; ёмкость большая с водой -1; ёмкость небольшая с водой – 3; ткань для игры в парашют; камешки; салфетки; бумажные цветы; набор бумаги для рассматривания; набор бумаги для экспериментирования; кубики; лист бумаги; матрешка.
Ход мастер-класса :
Слайд 1
Уважаемые коллеги, я предлагаю начать наш мастер - класс с игры «ДА-нет».
Крикните громко и хором, друзья,
Деток вы любите? Нет или да?
Пришли вы с занятия, сил совсем нет,
Вам лекции хочется слушать здесь? (Нет.)
Я вас понимаю. Как быть господа?
Проблемы детей решать нужно нам? (Да.)
Дайте мне тогда ответ:
Помочь откажетесь мне? (Нет.)
Слайд 2
Цель моего мастер-класса это представить опыт работы по «Познавательно-исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста» на примере нескольких опытов, используя принцип от простого к сложному.
Мы с вами знаем, что опыты и эксперименты проводятся с объектами живой и неживой природы. А так как эксперименты с объектами живой природы длительны по времени, сегодня мы будем изучать неживую природу.
Я предлагаю вам посмотреть на волшебный мир экспериментирования глазами детей и приглашаю вас в научную лабораторию «Мудрая Сова».
У нас детьми есть спецодежда Вы тоже можете её одеть.
Правила поведения
В лаборатории необходимо соблюдать правила безопасности. Давайте вспомним, какие?
- Не шуметь, не разговаривать.
- Быть осторожными, ничего не брать в рот.
- Предметы и материалы для опытов брать с разрешения взрослого.
Слайд 3
В мир опытов и экспериментов мы попадем с помощью волшебного сундучка. Но сундучок на замке и чтобы его открыть, нам нужен ключ. Думаю, здесь вам помогут знания, полученные на предыдущем занятии. Скажите, как можно достать ключ не замочив рук? Правильно с помощью магнита.
(один из членов жюри достает ключ)
Опыт №1 «Достань ключ, не замочив рук» (используя магнит)
Оборудование: прозрачная ёмкость с водой, ключ, магнит.
Нужно прислонить магнит к стакану на уровне ключа.
После того, как ключ приблизится к стенке ёмкости, магнит медленно двигаем вверх. Ключ будет двигаться за магнитом и его можно легко достать, не замочив рук.
- Какой вывод мы можем сделать? (ответы)
Вывод: магнит притягивает металлические предметы, может примагничивать предметы через стакан и воду.
- Сундучок мы открываем,
Что в нём сейчас узнаем! (открываю)
Послушайте загадку:
Такой большой, что занимает весь мир,
Такой маленький, что в любую щель пролезет.
Что это? (воздух)
Правильно - это воздух. Достаю из сундучка пробирку
Воздух есть везде, вокруг нас и под землей, на земле, и высоко в небе. Он может заполнить любое пространство и принять любую форму и сейчас мы постараемся это доказать.
Опыт №2 «Поймай воздух»
- Как можно обнаружить воздух? (предположения)
Возьмите пакет. Что находится в пакете? (Ничего.) Если воздух окружает нас повсюду, то давайте попробуем его поймать в целлофановый пакет. (показываю)
Чем наполнился пакет? (воздухом)
Какой сделаем вывод? Воздух прозрачный, невидимый, находится в пакете.
А как Вы, думаете, воздух есть внутри нас?
Опыт №3а «Воздух внутри нас»
- Возьмите трубочку и подуйте в неё на свою ладошку. Что вы почувствовали? Откуда появился ветерок? Воздух нужен человеку для дыхания. Мы вдыхаем и выдыхаем воздух.
Опыт №3б
- Воздух можно не только почувствовать, но и увидеть, опустив один конец трубочки в воду, и подув неё. (Выполняют)
- Что вы увидели, откуда появились пузырьки? (это из трубочки выходит воздух; он легкий, поднимается вверх)
- Какой мы с вами сделаем вывод?
Вывод: воздух есть внутри человека.
Опыт №4 «Спасательный жилет»
У меня мандарин без кожуры, а у вас в кожуре. Какой тяжелее? (в кожуре)
А теперь отгадайте, какой из мандарин утонет быстрее — в кожуре или без нее? (ответы)
Опускаем мандарины в воду. Что произошло? (мандарины в кожуре плавают, хотя они тяжелее, а мандарин без кожуры утонул)
- Почему так получилось? (Ответы)
Несмотря на то, что мандарин в кожуре, тяжелее, он все равно будет продолжать держаться на воде, ведь в его кожуре есть много пузырьков воздуха, как в спасательном жилете или надувном круге, которые выталкивают тонущий мандарин на поверхность воды.
Вывод: В кожуре мандарина тоже есть воздух. Воздух легче воды, поэтому он выталкивает мандарин на поверхность
Опыт № 5 «Сухой из воды»
Скажите, можно ли выйти сухим из воды? (ответы)
Предлагаю это проверить. Возьмите стакан с приклеплённой ко дну салфеткой. Проверьте, сухая ли салфетка. (да) Можно ли опустить стакан в воду не намочив салфетку? А теперь опустим перевёрнутый вверх дном стакан с салфеткой на дно ёмкости (показываю)
Есть вода в стакане? (Есть) Замочила ли она салфетку? Как вы думаете? Сейчас вынем стакан и узнаем, кто прав. (трогают салфетку)
- Как вы думаете, что помешало воде намочить ее? (воздух)
- Что произойдет с салфеткой, если стакан наклонить в воде (из него выйдет воздух, его место займет вода, салфетка намокнет)
Вывод: Воздух занимает место.
Общие выводы про воздух.
Воздух прозрачный, невидимый, есть вокруг нас.
Воздух есть внутри человека
В кожуре мандарина тоже есть воздух. Воздух легче воды, поэтому он выталкивает мандарин на поверхность
Воздух занимает место.
А сейчас давайте поиграем с воздухом
Игра с воздухом «Парашют»
- У меня для вас приготовлен сюрприз. Посмотрите, какой большой у меня кусок ткани. Она какая? Вы знаете кто такие парашютисты? Что у них раскрывается над головой при прыжке с самолета? Давайте тоже сделаем парашют. А поможет нам в этом, конечно же, воздух. Встаньте в круг и возьмитесь за края ткани.
Дружно мы все встали в круг,
Будем делать – парашют.
Друг за другом мы идем,
Парашют в руках несем.
Руки вверх все поднимаем,
Парашют наш надуваем.
Вот какой наш парашют
Легким воздухом надут.
Вы немного отдохнули, присаживайтесь.
Сундучок мы открываем,
Что лежит в нем, мы узнаем.
Загадка
Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу! (Вода)
(достаю пробирку с водой)
Опыты с водой
Что такое вода, для чего она нужна? (вода - это жидкость, без неё не прожить; она нужна людям, животным и растениям)
У вас на столе баночки с водой. Узнаем, что может вода.
Перелейте воду в другой стаканчик - вода льётся.
Посмотрите на разные ёмкости, которые заполнены водой. Имеет ли вода постоянную форму? (нет) – Вода принимает форму сосуда, в который её налили.
Понюхайте воду - вода не имеет запаха.
Опустите в стакан ложку, ложка хорошо видна - вода прозрачная.
Налейте ложкой немного воды на стол – Что произошло? Вода растеклась. Значит она жидкая.
Возьмите салфетку, положите её на лужицу воды на столе. Что произошло? (вода впиталась в салфетку.) Вода может впитываться.
Посмотрите в таз с водой. Что видите? (себя и потолок) – вода может отражать предметы.
Опыт «Умная галка»
Я думаю, что все помнят рассказ Л. Н. Толстого «Умная галка».
Почему автор назвал галку умной? (Ответы) Попробуем повторить эксперимент, который осуществила птица.
Осторожно опустите камешки в банку. Что происходит? (вода поднимается вверх)
Вывод: уровень воды меняется, если в воду класть предметы
Давайте вспомним, что мы узнали про воду.
Вода прозрачная, вода не имеет цвета, льётся.
Вода принимает форму сосуда, в который её налили.
Вода растекается, она жидкая.
Вода может впитываться.
Вода может отражать предметы.
Уровень воды меняется, если в воду класть предметы.
Сундучок мы открываем,
Что лежит в нем, мы узнаем.
Загадка: Я белая как снег,
Дружу с карандашом.
Где он пройдет –
Заметочку на мне кладет. (Бумага)
Правильно, значит сейчас мы будем знакомиться со свойствами бумаги.
Сначала рассмотрим бумагу. Достаньте из пакетика бумагу.
- Назовите, какие виды бумаги вы видите? (салфетка, картон, обычная, гофрированная и т.)
- Какого цвета бумага? (разного)
- Потрогайте и скажите, чем отличаются образцы бумаги (толщиной). есть бумага толстая, есть тонкая. Покажите самую тонкую бумагу, самую толстую,
Вывод: Бумага разная по цвету, по толщине, по виду.
Попробуем узнать прочность бумаги.
Рвётся ли бумага? Какая бумага рвется легче и тяжелее. Как вы думаете?
Возьмите образцы бумаги на подносе. Разорвите салфетку, обычную бумагу, тонкий картон, толстый картон.
Вывод: Бумага рвется, салфетка легче - она тонкая. Картон тяжелее - он толще. Чем толще бумага, тем она прочней.
Узнаем, мнется ли бумага? Какая легче, тяжелее? Как вы думаете?
Попробуйте смять салфетку, обычную бумагу, тонкий картон, толстый картон.
Вывод: Бумага мнется. Легче сминается тонкая бумага, тяжелее толстая.
А сейчас без эксперимента, подумайте и ответьте на вопрос: какая бумага из данных образцов быстрее утонет? (предположения) Хорошо, ваши предположения вы проверите дома с мамой или папой и расскажите потом. Можете сфотографировать этот опыт. А мы переходим к следующему опыту.
Опыт "Мостик из бумаги"
Посмотрите, нас есть пруд. Вам нужно перевести матрешку на другой берег, построив мостик из кубиков и листка бумаги. Поставьте матрешку на мостик. Она упала. Почему? (мост не прочный, бумага тонкая, прогибается под матрешкой.)
Теперь сложите этот лист гармошкой и снова постройте мостик. Что получилось? (матрешка стоит на мостике) Как это получилось?
Складки бумаги стали ребрами жесткости, которые распределили нагрузку и значительно укрепили наш мостик. Ребра жесткости используются в строительных конструкциях.
Опыт "Цветы лотоса"
В связи с недавно прошедшим праздником 8 Марта, дарим вам вот такие цветы. Но вот беда цветы ещё не успели раскрыться. Чтобы это произошло цветы необходимо положить в воду, ведь это лотосы. Опустите их в свой водоём (таз с водой) и немного подождём.
Опытно-экспериментальная деятельность связана с огромным арсеналом различных методов и приемов работы. Я сегодня показала вам маленькую толику того, что могут познать дети. Самое главное, я считаю позволять детям делать это самим, не бояться, что они могут испачкаться песком, облиться водой.
Обратите внимание, что произошло с лилиями? Она распустились.
Почему это происходит? Совершенно верно.
Вывод: это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются.
Вам понравилась быть в гостях у мудрой Совы?
Вы узнали много нового.
Ученые всего мира любят экспериментировать и проводить опыты. Я недавно прочитала, что ученые проводят опыты с посадкой картошки на земле сходной по составу с землей Марса и возможно мы через 50 лет будем есть марсианский картофель. Как это интересно!
Для того, чтобы у вас возникала потребность экспериментировать и проводить опыты у себя в на даче или еще где–нибудь в волшебном сундучке приготовлены подарки. Если вы, эту Мудрую Сову, поместите на видное место, она будет всегда вам напоминать: дерзайте, творите, идите вперед с помощью научных опытов и экспериментов.
Процесс познания, освоение новых знаний очень важны для меня, поэтому я считаю, что в детском саду не должно быть четкой границы между обыденной жизнью и экспериментированием, ведь экспериментирование не самоцель, а только способ ознакомления детей с миром, в котором им предстоит жить!