Ирина Постовая
Мастер-класс по нравственному воспитанию ребенка старшего дошкольного возраста средствами художественного слова
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер- класс по нравственному воспитанию ребенка старшего дошкольного возраста средствами художественного слова
(на примере произведения В. М. Гаршина «Лягушка - путешественница»)
Цель мастер - класса :
- создание условий для формирования нравственных качеств через художественное слово.
Задачи:
- освоение и последующее активное применение технологии в практической деятельности воспитателя
Публикация «Мастер-класс по нравственному воспитанию ребенка старшего дошкольного возраста средствами художественного слова» размещена в разделах
- возрождение интереса детей к художественной литературе, к сказкам, к художественному слову.
- помощь детям в понимании таких нравственных качеств, как: добро и зло, трудолюбие, честность, отзывчивость.
- построение образовательной деятельности с использованием разнообразных форм и методов работы в процессе ознакомления детей дошкольного возраста с художественными произведениями.
Оборудование: мультимедийный проектор, ручки, листы бумаги, сюжетные картинки по произведению В. М. Гаршина «Лягушка -путешественница»
Раздаточный материал: сюжетные картинки по произведению «Лягушка - путешественница», текст со сказкой, ручки.
Ход мастера класса
I. Орг. момент. (распределение участников мастер-класса на 3 группы)
Педагог: Здравствуйте, уважаемые коллеги!
1-ый этап. Выступление мастера
Педагог: Дошкольный возраст - период наиболее интенсивного социального развития. В социальном развитии ребенка ведущее место занимает присвоение нравственных ценностей своего народа и позднее познание и присвоение общечеловеческих нравственных ценностей. Художественная литература позволяет восполнить недостаточность общения детей, расширить кругозор, обогатить их жизненный и нравственный опыт. Она способствует возникновению у детей эмоционального отношения к описательным событиям, природе, героям, персонажам литературных произведений, к окружающим их людям, к действительности.
Литературные произведения вовлекают детей в раздумья над поступками и поведем героев, происходящими событиями, побуждают к их оценке и обогащает эмоциональную сферу.
Педагог:
Художественные произведения и сказки занимают детей, увлекают в мир фантазий и воображения, в игровой форме воспитывая ребенка.
Малыш приходит в детский сад с большим творческим потенциалом, а реализовать этот потенциал ему должны помочь мы – педагоги. Ведь сказки помогают развивать фантазию ребенка. При формировании нравственных ценностей личности дошкольников используются следующие методы:
· Чтение и беседа по сказке или художественному произведению
· Проигрывание проблемных ситуаций.
· Установление и обсуждение правил поведения.
· Обыгрывание конфликтных ситуаций и моделирование выхода из них.
· Проигрывание своего эмоционального состояния в прорисовывании,
драматизации, играх, лепке, конструировании и др.
Свою работу по данному направлению организую в игровых ситуациях с детьми в соответствии с ФГОС: ООД по развитию речи, рисованию, музыке, лепке, а также в индивидуальной деятельности детей.
2-ой этап Вопросы и задания участникам мастер – класса.
Тема: «Как бы было если….»
Педагог: Уважаемые коллеги, вашему вниманию я предлагаю свой опыт работы с детьми по произведению В. М. Гаршина «Лягушка-путешественница».
Работа в группах.
Педагог: Каждая группы получила творческое задание (Приложение 1). Вам предлагается выделить фразы из произведения, которые больше всего запомнились.
Вторая группа участников получает 2 комплект сюжетных картинок и выделяет фразы, которые поучают чему-либо.
Третья группа участников получает следующий комплект сюжетных картинок и должны выделить фразы, которые могли бы обидеть. А потом в конце мы прочитаем, что же у Вас получилось (3-4 минуты).
Работа с текстом для чтения.
1. Уважаемые коллеги, основываясь на фразах, которые вы выбрали предлагаем вам выстроить свой сюжет развития этой сказки.
Составление сказки в творческих группах и её представление
Беседа о жанре произведения по вопросам:
- Чему учит данное произведение?
- К какой группе сказок ее можно отнести?
- Есть ли отрицательные герои? (Нет)
- Зачем эту сказку взрослые рассказывают детям? и др.
Педагог:
- Я надеюсь, что каждый определил для себя изюминку, которая поможет в его дальнейшей работе.
Педагог: Прошу вас выполнить рефлексию по методике «Мое солнце». Для этого предлагаю вам выбрать из предложенных солнышек, соответствующее вашему настроению на нашем мастер – классе. (Предлагаются картинки солнца разные по цвету, присутствующие выбирают солнце и прикрепляют на ватман).