Наталия Большакова
Формирование художественного восприятия у детей старшего детского возраста средствами живописи Видео
▼ Скачать + Заказать документы
«Формирование художественного восприятия у детей старшего детского возраста средствами живописи по картине И. И. Шишкина «Утро в сосновом бору».
Программное содержание.
Развивать у детей художественное восприятие пейзажной картины, интерес и эмоциональный отклик на неё.
Учить детей внимательно рассматривать репродукцию картины и видеть образ пейзажа в единстве его содержания и средств выразительности. Обратить внимание на цвет и цветосочетания как средство передачи природных явлений, эмоционального отношения художника к изображаемому.
Темочки:
- Видео
- ИЗО, творчество. Консультации для педагогов
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Старшая группа
- Темочки
Закрепить представления детей о том, что изображение деревьев, луга, поля, т. е. изображение природы, называется пейзажем.
Обогатить и активизировать словарь детей; ввести в него эмоционально – оценочную лексику, эстетические термины, отражающие качество объектов, их форму, фактуру и вызываемые ими у человека эмоциональные состояния – радости, удовольствия, наслаждения. Поощрять высказывания детей.
Интеграция познавательных областей: «Художественное творчество», «Музыка», «Коммуникация»
Активизация словаря: пейзажная живопись, сосновый бор, холодные и теплые тона.
Подготовительная работа
Разучивание и чтение стихов, пение песен о природе, рассматривание пейзажей на тему природы, наблюдение природных явлений на прогулке.
Цель и задачи:
-познакомить детей с таким жанром живописи, как пейзаж;
-учить их воспринимать содержание пейзажной картины, понимать красоту природы, которую изобразил художник, учить выделять оттенки цветов, как средство выразительности;
-обогатить словарь детей образными выражениями, прилагательными (дремучий, тёмный, мрачный, непроходимый, нетронутый, глухой, сумрачный лес, неуклюжие, забавные, играющие, симпатичные, косолапые мишки);
-коррекция зрительного и слухового восприятия.
Ход НОД
I. Организационный момент. Эмоциональный настрой.
Дети входят в группу под негромкую музыку.
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, солнечный денек!
Я живу в родном краю.
Всех мы Вас приветствуем!
Давайте поздороваемся с нашими гостями!
Воспитатель рассказывает детям :
-Удивительный мир окружает нас, ребята, это мир природы. Уметь видеть её красоту помогают нам художники. Картины, на которых изображена природа, называют пейзажами, а художников-пейзажистами.
Сегодня мы поговорим об одном из них. Много лет назад в России жил замечательный художник Иван Иванович Шишкин. Я предлагаю посмотреть на портрет художника. Обратите внимание-крепкий, широкоплечий мужчина, с бородой, чем-то напоминает могучее дерево. Художник с огромным трепетом относился к лесной природе. С одной из известных работ этого художника -картиной «Утро в сосновом бору» мы с вами сегодня познакомимся. Картина стала воплощением и подтверждением любви Шишкина к лесу. Картина полюбилась и обрела популярность и в настоящее время бережно хранится в Третьяковской галерее.
Воспитатель :
Ребята!
Посмотрите внимательно на картину:
На ней изображено утро в сосновом лесу. Утро раннее солнечное. Беловатый туман поднимается из оврага. Небо покрыто нежными розовыми облаками. Сквозь облака проглядывают первые лучи солнца, которые золотят верхушки деревьев. Лес густой и непроходимый. В центре картины трое медвежат и мама медведица. Медвежата шаловливые, маленькие, мохнатые веселятся на дереве. А один из них смотрит куда-то вдаль. Он самый любопытный. Медвежата играют на старой сосне, её сломало бурей, ствол расщеплен, корни вывернуты. Кругом непроходимая чаща. Это сосновый бор. Он кажется таинственным и сказочным. Только здесь могут играть беззаботно медвежата, сюда не ступала нога человека.
На дальнем плане картины изображены высокие, могучие, вековые сосны, у них прямые стволы, покрытые серой корой. Ветки – раскидистые, похожи на зеленый шатёр. Глядя на эту картину, испытываешь чувства радости, бодрости, прилив сил. Оттенки теплых цветов вызывают спокойствие.
Ребята!
-Какое время года изображено на картине?
-Какие деревья нарисовал художник? Правильно, это сосны. А как называется лес, в котором растут сосны? Верно, сосновый бор. Посмотрите, какие они высокие и могучие.
Далее дети отвечают на вопросы воспитателя :
-Какая крона у сосны? (Редкая, ажурная, лапчатая).
-Как вы думаете, какой цвет преобладает в лесу? (Зелёный).
-Одинаковый ли зелёный цвет использует художник, когда изображает лес и почему? (Нет, его оттенки, чтобы изобразить старое дерево, или молодые сосенки, показать солнечные и теневые места в лесу и т. д.).
-Как вы думаете, какое время дня изображено на картине, почему? (Утро, т. к. солнце только взошло и осветило верхушки деревьев, на траве и листьях видна роса).
-Кого вы видите в центре картины? (Медведицу с косолапыми медвежатами).
Дети вместе с воспитателем рассказывают том, что делают медвежата, как они выглядят, какое чувство они вызывают у детей.
Затем воспитатель спрашивает ребят :
-Ребята! Давайте вспомним какое название у этой картины? Правильно, «Утро в сосновом бору».
-Как же называют художника, который пишет пейзажи (пейзажисты)
Сегодня необычное занятие и мы сможем с вами с помощью волшебства перенестись в этот лес и поближе рассмотреть его. Для этого мы должны произнести волшебные слова.
Физкультминутка:
«Мы шагаем друг за другом
Лесом и зеленым лугом.
Крылья пестрые мелькают,
В поле бабочки мелькают,
Раз, два, три, четыре,
Полетели, покружились.»
Под музыку Эдварда Грига «Июнь» дети двигаются по группе.
Мы с вами перенеслись в сосновый бор.
Воспитатель :
Вот мы и пришли! Давайте подышим лесным чистым воздухом, послушаем тишину (предложить постоять с закрытыми глазами и немного спокойно подышать). А теперь откройте глаза и расскажите, кто, где очутился. Будем смотреть на картину и рассказывать!
Давайте попробуем описать, что изображено на картине.
Слушаем детей и их описательный рассказ.
-Да, ребята, много интересного можно узнать о природе, рассмотрев картину, послушав музыку, прочитав стихотворение.
Давайте послушаем стихотворение А. Усачева в исполнении Арины Е.
«Утром в сосновом бору
Затеяли мишки игру:
Забравшись на дерево,мишки
Кидали сосновые шишки.
А мама-медведица сердится:
-Слезайте!-кричит им медведица.
-Вы что ж опять натворили?
Такую сосну повалили!
Но маму не слушают дети:
-Пусть с виду мы косолапые,
Зато мы ребята не слабые!»
Воспитатель :
Ребята!
Судя по всему наши медвежата уже пробудились ото сна и шалят.
Звучат раскаты грома, в группе все темнеет на минуту.
В это время с репродукции картины исчезают медвежата. (меняют картины)
Слышится рев медведицы.
Появляется Медведица.
Воспитатель :
Ребята!
Посмотрите!Кажется что то случилось. Медведица рассказывает, что медвежата испугались грома и разбежались.
Мы можем ей помочь.
Я приглашаю вас на свои места. Аккуратно занимайте свои места.
У каждого из вас на столе лежит репродукция картины, но без медвежат и белые конверты. В белых конвертах лежат вырезанные медведи малыши. Ваша задача разместить их на свои места, как на оригинале картины. Поможем маме медведице найти своих детей.
Дети приступают к аппликации.
Во время деятельности звучит музыка,воспитатель не заметно меняет картины. Ребята выполняют аппликацию и описывают свои работы.
Медведица:
«Мне кажется я слышу голоса медвежат. Они наверное вернулись. спасибо вам за помощь. пойду на звук их голосов» .
Воспитатель :
Ребята!
Мы с вами помогли найти медвежат и сделали свой вариант картины И. И. Шишкина «Утро в сосновом бору».
Я надеюсь,что наши медвежата больше не будут расстраивать свою маму и убегать далеко. Мама Медведица в знак благодарности передала нам небольшой сюрприз.
Мы прекрасно провели время в лесу, но нам с вами пора возвращаться обратно. Закрываем глаза и представляем себе, что мы летим на воздушном шаре сквозь облака. Сверху видим мы леса, поля, слышим журчание реки, чувствуем запах свежего воздуха после дождя.
Вот и прибыли мы в детский сад. Где мы с вами побывали?
Что вам больше всего запомнилось?
Видео : https://www.youtube.com/embed/9Jqh-vsVSPE