Смирнова Наталья
Проект по духовно нравственному-воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Люблю тебя, моя Россия!»
▼ Скачать + Заказать документы
Название педагогического проекта: «Люблю тебя, моя Россия!»
Доминирующий вид деятельности: информационно - творческий
Продолжительность проекта: долгосрочный
Срок реализации проекта: один год
Участники проекта: воспитатели, учитель – логопед, музыкальный руководитель, дети старшего дошкольного возраста, родители.
По количеству участников: групповой.
Проблема: результаты исследования показывают, что у некоторых детей отмечается низкий уровень знаний истории страны, народов, живущих в России, народных праздников, традиций, истории русского народного костюма.
Темочки:
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Родина, Россия. Проекты
- Социализация и воспитание детей. Проекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2018
Актуальность проблемы:
О важности того, чтобы ребенок с раннего детства приобщался к культуре своего народа, написано много, ибо обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за эту землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать уклад жизни, быт, обряды, праздники, искусство, историю предков.
Чувство Родины… оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.
Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родине имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомиться с детским садом, своей семьей, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей и символами.
Цель проекта:
Целостное духовно-нравственное и социальное развитие личности дошкольника посредством его приобщения к ценностям православной культуры и освоения духовно-нравственных традиций русского народа. Развитие его духовного, психического и физического здоровья.
Задачи проекта:
* Формировать чувства привязанности к своему родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям;
* Воспитать патриотические чувства, связывающие разные поколения.
* Совершенствовать художественный вкус, развивать творческий потенциал каждого ребёнка.
* Формировать художественно-речевые навыки, пополнять словарь детей.
* Разработать содержание, методы, приемы, формы организации познавательной деятельности, способствующей духовно - нравственному воспитанию детей дошкольного возраста;
* Создать предметно-развивающую среду.
Ожидаемый результат:
Наличие у детей знаний об истории страны, родного края, города, достопримечательностях, природных богатствах, символике, народных праздников, игр, литературы и искусства, истории русского народного костюма, предметов крестьянского быта.
Возникновение стойкого интереса к прошлому, настоящему и будущему страны и родного края. Чувства ответственности, гордости, любви и патриотизма. Привлечение семьи к духовно - нравственному воспитанию детей.
Этапы проекта:
1. Подготовительный этап (февраль – март 2016 г.)
1. Изучение интереса детей для определения целей проекта.
2. Сбор и анализ методической литературы.
3. Подборка художественной литературы, иллюстраций, картин, слайдов, аудио и видеоматериала по темам занятий.
4. Подборка образцов русских народных промыслов.
5. Подготовка материала для изобразительной деятельности.
6. Просмотр видеоматериала.
7. Изготовление дидактических игр по народным промыслам.
8. Использование дидактических и подвижных игр.
9. Подборка материала для выставки «Россия – Родина моя».
10. Разработка конспектов организационной образовательной деятельности и сценариев праздников и досугов.
11. Экскурсия в детскую библиотеку «Бригантина»
2. Основной этап работы (Проблемно - деятельностный этап) (март – декабрь 2016 г.)
Познавательное развитие:
Беседы:
* «Кто такие славяне? Откуда пошла земля русская?»
* «Что мы Родиной зовём?»
* «Наша Родина - Россия»
* «Главный город нашей страны»
* «Какие народы живут в России»
* «Русские народные промыслы»
* «Русский национальный костюм»
* «Герои русских сказок»
* «Беседа о дружбе»
Речевое развитие:
Развитие связной речи:
* Рассказ по картинке на тему: «Русская изба»
* Рассказ по картинке на тему: «Наша страна и столица»
* Рассказ по картинке на тему: «Символы России»
* Рассказ по картинке на тему: «Какие люди живут в нашей стране»
* Организованная образовательная деятельность «Наше Отечество»
* Обогащение словарного запаса.
Чтение художественной литературы:
* Стихи о России, Москве, Родине
* М. Матусовский «С чего начинается Родина?»
* П. Воронько «Лучше нет родного края»
* В. Лебедев-Кумач «Москва»
* С. Михалков «Кремлёвские звёзды»
* А. Ишимова «История России в рассказах для детей» (отдельные главы);
* Былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник», былины про Добрыню Никитича, Алёшу Поповича.
* Сказки народов России
* Т. Шарыгина «Хоровод берез»
* К. Ушинский «Наше отечество»
* В. Орлов «Я и мы»
* Н. Майданюк «День народного единства»
* К. Ушинский «Как рубашка в поле выросла»
* З. Александрова «Сарафанчик»
* Русские народные сказки
* Разучивание стихотворений.
* Пословицы и поговорки о силе, мужестве и доблести.
* Загадки о России, государственной символике
Художественно – эстетическое развитие:
Рисование:
* «Флаг. Герб России»
* «Праздничный салют в небе над Москвой»
* «Весна красна цветами»
* «Мой край родной»
* «Золотая хохлома»
* «Узор на русский сарафан»
* «Родные просторы»
* По сказке «Колобок»
* Организованная образовательная деятельность «В гостях у сказки»
* Организованная образовательная деятельность «Кокошник для русской красавицы»
Аппликация:
* Коллективная работа «Курица с цыплятами»
* «Цыпленок»
* «Русская матрешка»
* «Моей мамочки портрет»
* «Украшение сарафана и кокошника»
* Коллективная работа «Дружба»
* Коллективная работа «Березовая Русь»
Лепка:
* «Русская красавица»
* «Хоровод дружбы народов»
* «Снегири»
* «Пасхальное яйцо»
Музыка:
* Прослушивание произведений русских композиторов
* Разучивание русских народных песен
* Разучивание русских народных танцев
* Прослушивание российского гимна
* Праздник «Толерантность» совместно с музыкальным руководителем
* Досуг «Праздник Сороки» совместно с музыкальным руководителем
Конструирование:
* «Московский кремль». Конструирование из крупных деталей конструктора
* «Жаворонок». Конструирование из бумаги
* «Сударушка». Конструирование из бумаги
Социально – коммуникативное развитие:
Дидактические игры:
* «Узнай наш флаг (герб)»
* «Чем отличается современный город от старинного?»,
* «Одень куклу в национальный костюм»
* «Лото»
* «Народные промыслы»
* «Русский традиционный костюм»
* «Иностранец»
* «Чей костюм?»
* «Укрась кокошник»
* «Чей, чья, чье, чьи?»
* «Подбери словечко»
Сюжетно - ролевые игры:
* «На параде»
* «Народный праздник»»
* «Дружная семья»
Театрализованные игры:
* по сказке «Теремок»
* по сказке «Рукавичка»
* по сказке «Колобок»
Физическое развитие:
Игры – эстафеты
физкультминутки
Организованная деятельность в режимных моментах:
* Просмотр «Уроки тетушки Совы: «Веселое кругосветное путешествие»
* Просмотр российских мультфильмов: «Снегурочка», и т. д.
Подвижные игры:
«Гуси - лебеди»
«Перетягивание каната»
«Горелки»
«Бездомный заяц»
«Бояре»
«Хитрая лиса»
«Ручеек»
«Пятнашки»
«Плетень»
«Займи домик»
«Сорок щепочек»
Сотрудничество с родителями:
1. Подготовка к празднику «День Сороки»
2. Подготовка к празднику «Толерантность»
3. Консультация на тему: «Духовно – нравственное воспитание в ДОУ и в семье»
4. Консультация для родителей «Организация экскурсии по городу во время выходных дней»
5. Праздник «День матери» совместно с родителями
6. Экскурсия в мини музей «Русская изба»
Заключительный этап (декабрь 2016 г.)
Продукт проекта:
* Обогащение предметно – развивающей среды. Оформление уголка «Россия – Родина моя»
* Итоговое интегрированное занятие по духовно – нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста на тему: «С чего начинается Родина?»
* Мультипликационный фильм «Сударушка» - совместная творческая деятельность детей и педагогов.
Рефлексия.
По результатам диагностики мы пришли к выводу, что реализация данного проекта позволила сформировать эмоциональные чувства причастности к наследию прошлого, способствующие развитию духовности, нравственно - патриотических позиций, сформирован интерес к познанию истории России.
Методическое и дидактическое обеспечение проекта
1. Н. В. Алешина «Ознакомление дошкольников с окружающей и социальной действительностью» - М. : Элизе Трэйдинг, ЦГЛ, 2003;
2. Н. А. Виноградова, Н. В. Позднякова Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников: практическое пособие – М. : Айрис – пресс, 2011;
3. Г. Н. Зеленова, Л. Е. Осипова «Мы живем в России» гражданско-патриотическое воспитание дошкольников – М. : издательство «Скрипторий», 2003; 2010;
4. М. Ю. Новицкая, С. Ю. Афанасьева, Н. А. Виноградова, Н. В. Микляева «Мониторинг патриотического воспитания в детском саду: методическое пособие» - М. : ДРОФА, 2010;
5. Т. А. Шорыгина «Родные сказки». Нравственно-патриотическое воспитание – М. : Прометей. Книголюб. 2005;
6. А. И. Колобанова «В помощь педагогу ДОУ» методическое пособие;
7. «С чего начинается Родина?» под ред. Л. А. Кондрыкинской
8. Программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О. Л. Князева, М. Д. Маханева
9. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М. : Мозаика-Синтез, 2016.
Интернет ресурсы:
http://zanimatika.narod.ru Знаем и любим Россию
http://www.portal-slovo.ru/ Образовательный портал «Слово»
http:// 1september.ru Образовательный портал «Первое сентября»
http:// solnet/ru Детский портал «Солнышко».
nsportal.ru Социальная сеть педагогических работников
Патриотический центр. Уголок «Моя Родина – Россия»
Выставка народно – прикладного творчества «Золотая хохлома»
Выставка детских рисунков «Золотая хохлома»
Рисование «Кокошник для русской красавицы»
Аппликация. Коллективная работа «Дружба»
Аппликация «Моей мамочки портрет»
Работа над созданием мультфильма «Сударушка»