Татьяна Белова
Мастер-класс. «Пламенный мотор, или откуда берётся энергия».
▼ Скачать + Заказать документы
МАСТЕР-КЛАСС. «ПЛАМЕННЫЙ МОТОР, ИЛИ ОТКУДА БЕРЁТСЯ ЭНЕРГИЯ».
Публикация «Мастер-класс, „Пламенный мотор, или откуда берётся энергия“,» размещена в разделах
С точки зрения нейропсихологов, многие проблемы ребёнка (плохое настроение, повышенный уровень тревожности, отклонения в поведении и т. п., могут быть прямым следствием недостаточной работы мозга. Основная причина таких проблем - низкий уровень нейродинамики, по - другому сказать низкий тонус мозга.
Мозг можно представить себе в виде дерева: глубинные структуры - это ствол или подкорка, кора – кора дерева.
«Ствол» мозга, формируется ещё в утробе матери, он отвечает за тонус мозга и всего организма в целом. «Кора» формируется уже после появления ребёнка на свет, она отвечает за высшие психические функции – память, внимание, мышление, восприятие и т. д.
Стволовые структуры мозга завершают своё формирование в момент выхода ребёнка по родовому каналу. Как будто щёлкает что – то, и всё встаёт на свои места.
Если ребёнок рождается, через кесарево сечение, то стволовые структуры так же завершают своё формирование, но с небольшими нарушениями.
Любые проблемы во время беременности или родов предупреждают о вероятных неполадках в развитии мозга. Иногда, при таких оклонениях, ребёнку ставят диагноз ММД (минимальные мозговые дисфункции).
ММД можно представить себе в виде дремлющего вулкана, который в любой момент может проснуться. Для того чтобы удержать это стихийное бедствие в спящем состоянии, нужно много сил. При таких нарушениях мозг тратит много энергии на «борьбу с вулканом», а не на другие «дела», и у него остаётся мало ресурсов.
Если у ребёнка не в порядке тонус мозга, то воздействовать нужно на стволовые структуры.
Родители должны обязательно обратить внимание на показатели нейрофизиологического развития ребёнка. С первых дней жизни, ребёнок должен развиваться в определённой последовательности (удерживать голову, переворачиваться, ползать на животе, стоять и передвигаться на четвереньках, самостоятельно вставать и т. д.)
Какая – то другая последовательность развития, или тем более задержка тех или иных навыков, должны вызвать тревогу у родителей. Они обязательно должны обратиться к специалисту, например к невропатологу.
Лекарства, которые прописывает ребёнку невропатолог при обнаружении каких – либо проблем, действуют только на кору головного мозга, но, ни как не могут повлиять на работу глубинных структур.
И выход тут может быть только один: нужно искать немедикаментозные методы воздействия, как на глубинные структуры мозга, так и на корково – подкорковое воздействие, и уже вторично на кору головного мозга.
И тут наиболее подходящий вариант – нейройога, которая, по настоящему активизирует работу мозга и повышает уровень энергии. Нейройога активизируют работу мозга, то есть – это гимнастика для мозга.
Вот некоторые примеры упражнений нейройоги. Каждый из видов упражнений, имеет определённый эффект. Развивает ту или иную область мозга, усиливает ту или иную часть тела. Координируют определённые действия.
Растяжки – разминки – оптимизируют тонус мышц и снятие напряжения. Они тренируют вестибулярный аппарат. Улучшают синхронность движения, повышают активность, дают прилив бодрости. Укрепляют мышцы тела.
Массаж – это стимулирующие упражнения, повышающие энергетический потенциал. Массаж необходим, чтобы размять мышцы, подготовить их к выполнению более сложных упражнений.
Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие, развивают межполушарное взаимодействие, активизируют процесс обучения и повышают энергетизацию организма.
Артикуляционные упражнения необходимы для укрепления и развития речевого аппарата, улучшают произношения.
Упражнения на развитие мелкой и общей моторики обеспечивают развитие межполушарного взаимодействия, снятие (непроизвольных, дополнительных движений, обеспечивают развитие высших психоческих функций и способствуют активизации вестибулярного аппарата и любых долей мозга, отвечающих в первую очередь за поведение. Умение контролировать свои действия. Мелкая моторика способствует развитию интеллекта. Незабываем о том, что «наш ум находится на кончиках пальцев».
Сложные растяжки предназначены для различных целей и эффектов.
Функциональные упражнения предназначены для развития коммуникативных навыков, для развития внимания, снижения импульсивности, агрессивности, гиперактивности.
Скороговорки предназначены для отработки правильного произношения, ведь хорошая речь – важное условие развития гармоничной, уверенной в себе, харизматичной личности.
Дыхательные упражнения улучшают ритмирование организма, развивают самоконтроль и произвольность, снижают гиперактивность. Также они успокаивают и способствуют концентрации внимания. Увеличивают объём лёгких, усиливают газообмен, и улучшают крвообращение; под воздействием диафрагмы происходит интенсивный массаж внутренних органов, что способствует общему оздоровлению и улучшению самочувствия.
Релаксация предназначена для отдыха, расслабления, успокоения возбуждённых мышц.
Комплекс.
«Путешествие на далёкий остров».
Мы собираемся отправиться на далёкий остров, где нас ждут встречи с различными животными и много интересных приключений.
Мы полетим на остров на самолёте. «Часики» показывают, что осталось мало времени.
«Бум-ку-ку» – пора садиться в самолёт.
Но сначала нам надо проверить. Хорошо ли работают ваши пальчики, смогут ли они нажимать на «Кнопки» в самолёте.
Соберём наш «Чемоданчик».
Давайте скажем «До свидания!».
«Продуваем двигатели».
Заводим «Самолёт».
Летим, а наши «Глазки» внимательно за всем следят. «Смотрим по сторонам» :
Приземляемся на остров. И кто же нас встречает?
Это «Заяц». А вот ещё одни «Ушки зайчика» торчат из травы. Поздороваемся с зайчиками.
А теперь давайте построим дом. Для этого нам нужны «Подъёмный кран» и «Молоток».
Выглянем из окошка. Во дворе гуляет «Кошка». Она бывает злая и добрая. Давайте будем с ней дружить. Позовём её к нам жить.
Давайте погуляем вокруг нашего дома. Но сначала проверим, насколько вы внимательны.
Высокая «Трава» растёт у нашего дома. Гуляем по травке и «Тянемся к солнышку».
Теперь полежим и «Потянемся», надуем в животе «Воздушный шарик».
Мы сегодня очень устали, нам «Пора отдохнуть».
ПРОСТЫЕ РАСТЯЖКИ - РАЗМИНКИ
«Часики».
И. П. – сидя. Энергично наклонить голову то к правому плечу, то к левому, стараясь коснуться плеча ухом. Следить, чтобы плечи не поднимались.
25 движений. Начинать медленно, затем убыстрять темп, заканчивать медленно. Добавлять: «Тик-так».
«Бум-ку-ку».
И. П. – сидя. Энергично, с усилием забрасывать голову вверх, направлять затылок к спине, и вниз, стараясь достать подбородком груди.
25 движений. Начинать медленно, затем убыстрять темп, заканчивать медленно.
«До свидания!».
И. П. – сидя. Руки вытянуть вперёд, ноги вместе, прямые, приподнять, не касаясь пола. Одновременно направляя ладони и носки вверх, и затем вниз.
25 движений.
«Самолёт».
И. П. – руки к плечам. Вращать руками вперёд – назад. Затем руки в стороны – изображать крылья.
«Смотрим по сторонам».
И. П. – стоя или сидя. Поворот влево – левая рука движется назад, правая рука лежит на области сердца; тоже вправо. Движения свободные, размашистые, голова поворачивается вместе с туловищем.
«Ушки зайчика».
И. П. – сидя с вытянутыми вперёд ногами. Стопами разнонаправленные и одновременные движения. Руками дотянуться до стоп. Затем поднимать руки, вверх и махать.
«Подъёмный кран».
И. П. – сидя. Прямым ногам «рисуем» дом и большие окна.
«Тянемся к солнышку».
И. П. – стоя у стены, касаясь её пятками, ягодицами, плечами и затылком. Делая вдох, поднять руки вверх, задержать дыхание – кончиками рук тянемся к солнышку. При этом тянемся всем телом, но без особого напряжения и, не отрывая пяток от пола, выдохнуть, опуская руки, расслабиться.
«Потянемся - 1».
И. П. - лёжа на спине. Руки вверху, над головой, ноги вместе. По команде руки тянуться вверх, а ноги и мысочки – вниз. По другой команде, руки и ноги расслабляются).
МАССАЖ.
«Молоток».
Руки вытянуть вперёд, кисти сжать в кулаки; резкие удары кулаками друг о друга, выполнять сначала кулаками, обращёнными вверх, а затем вниз.
ГЛАЗОДВИГАТЕЛЬНЫЕ И АРТИКУЛЯЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ.
«Глазки».
И. П. – сидя. Голова фиксирована. Глаза смотрят прямо, перед собой. (Глаза вверх, вниз, направо, налево и по диагоналям).
Эффект.
Раздражение вестибулярного аппарата, осуществляется стимуляция работы нервов.
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ОБЩЕЙ И МЕЛКОЙ МОТОРИКИ.
«Кнопки».
Поочерёдно и как можно быстрее перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцам последовательно указательный, средний, и т. д. и в обратном направлении. Сначала одной рукой отдельно, а затем вместе.
СЛОЖНЫЕ РАСТЯЖКИ.
«Чемоданчик».
И. П. – лёжа на спине, руки вдоль туловища. Перевести прямые руки за голову. Сесть, наклониться вперёд с прямой спиной. Взяться пальцами рук за пальцы ног. Ноги прямые колени не сгибать, подбородок тянуть за колени. Задержаться в позе. Сесть, руки скользят по ногам, лечь на пол, руки возле бёдер.
Эффект. Улучшает функции печени, селезёнки, почек, поджелудочной железы и других органов брюшной полости. Успокаивает нервы, увеличивает подвижность позвоночника, растягивает и тонизирует мышцы спины, ног и рук.
«Заяц».
И. П. – сидя. Положить ладони на бёдра пальцами вперёд. Завести руки за спину, обхватить запястье одной руки второй рукой, нагнуться вперёд лоб на пол, перед коленями. Задержать позу, как затаившийся заяц.
Эффект.
Это упражнение производит сильное успокаивающее действие.
«Кошка».
И. П. – стоя на четвереньках. Выгибать и прогибать спину в поясничном отделе. Голова при этом движется синхронно с изменением поз: прогибание – голова вверх, выгибание – голова вниз. Добавить «мурр» при прогибе и «мяу» при выгибании.
Эффект.
Помогает успокаивать нервы и улучшает сон. Развивает гибкость ног и позвоночника.
ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ.
«Четыре стихии».
Сидим в кругу. Ведущий произносит слово
«земля» - все должны опустить руки вниз,
«вода» - вытянуть руки вперёд,
«воздух» - поднять руки вверх,
«огонь» - потрясти руками.
Эффект. Развивается внимание, снижение импульсивности.
СКОРОГОВОРКА.
«Трава».
«На дворе трава, на траве дрова, не руби дрова на траве двора».
Эффект.
Выработка правильной речи. Тренировка произношения звука «Р».
ДЫХАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ.
Цель: развитие произвольности и самоконтроля, ритмирование организма.
«Буквы»
И. П. – сидя. Глубоко вдохнуть произносить звуки:
На выдохе - пф-пф-пф-пф-пф. Вдох.
На выдохе – р-р-р-р-р. Вдох.
На выдохе – з-з-з-з-з. Вдох.
На выдохе – мо – ме – мэ – му; а-а-а-а-а.
«Продуваем двигатели».
И. П. – сидя. Дыхание только через левую, а потом только через правую ноздрю. (При этом правую ноздрю закрываем большим пальцем правой руки, остальные пальцы смотрят вверх, левую ноздрю закрываем мизинцем правой руки). Дышим медленно, глубоко.
Эффект.
Активизация работы правого и левого полушарий.
«Воздушный шарик – 1».
И. П. – сидя. Вдох. Расслабить мышцы живота, начать вдох, «надувая в животе шарик».
Пауза – выдох, втянуть живот.
Пауза. Вдох – вытягиваем губы трубочкой и с шумом «пьём» воздух.
РЕЛАКСАЦИЯ.
«Пора отдыхать».
И. П. – лёжа на спине.
«Закроем глазки, расслабимся. Пусть отдохнут наши ручки и ножки, всё наше тело. Мы сегодня славно потрудились, выполнили все задания и можем отдыхать. Лежим и слушаем, как поют птички за окном нашего домика. Наши руки становятся тяжёлыми, наши ноги становятся тяжёлыми. Всё наше тело тяжёлое – тяжёлое. Птички поют. А мы отдыхаем. Птички поют тише, тише. И мы ощущаем себя в нашей комнате. (Пауза… Потягиваемся, делаем глубокий вдох и выдох, открываем глаза, медленно и аккуратно садимся»
Занятия нейройоги необходимы:
** детям с серьёзными трудностями в развитии, так как улучшают работу мозга ребёнка, что способствует изменениям в лучшую сторону (сторону нормы) психического и неврологического статуса ребёнка.
** детям с обычными способностями, так как, улучшая работу мозга, способствуют интеллектуальных и психических возможностей. За счёт активации работы мозга улучшается память, внимание, восприятие, речь, моторику, мышление, творческие способности.
** детям одарённым, так как, помогают оценить, поддержать и развивать способности ребёнка.