Венера Арсланова
Педагогический проект «Откуда к нам пришла Обь?»
▼ Скачать + Заказать документы
Раздольная, широкая, богатая река
Весной ты разливаешься, не видно берега.
Местами ты глубокая, спокойная вода,
На перекатах быстрая. Торопишься. Куда?.
Н. Печенкин
Пояснительная записка
С целью активизации познавательно-экологического развития наших воспитанников был разработан проект «Откуда пришла Обь?»
Весь проект строится на воспитании у детей чувства любви к реке Оби. Нельзя любить реку не зная о ней ничего.
Публикация «Педагогический проект „Откуда к нам пришла Обь?“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Реки и озера
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2016
Вот почему главными принципами проекта стали научность и системность содержания. Не менее важен и принцип доступности, осуществление которого проходит через различные игры: дидактические, настольно–печатные, подвижные.
Реализация данного проекта предполагает формирование у детей старшего дошкольного возраста осознанного, бережного отношения к реке Обь, как к важному природному ресурсу Западной Сибири.
Актуальность темы
Проект посвящён воспитанию у детей старшего дошкольного возраста любви к малой родине, к Оби, сохранению её красоты для потомков.
Дети живут возле великой реки – Оби. А что они о ней знают? Многие, кроме названия – ничего! Некоторые даже не бывают на ней! А те, которые бывают, порой ничего не замечают, даже красоты реки. Дети не знают о ее проблемах, не задумываются о том, как наша жизнь связана с жизнью реки. Вот почему надо познакомить детей с рекой Обь. Узнав, они полюбят нашу реку и, по возможности, будут оберегать.
Водоёмы играют огромную роль в жизни людей. Поэтому каждый из нас должен бережно относиться к нашим водным богатствам.
Проект «Откуда пришла Обь»
Тип проекта : информационно – практико - ориентированный
Участники проекта :
• воспитанники группы «Радуга» (старший дошкольный возраст);;
• родители воспитанников;
• воспитатели.
Цели проекта :
1. Познакомить детей с рекой.
2. Пробудить интерес и стремление к изучению родного края.
3. Погрузить воспитанников в атмосферу творческого поиска и исследовательской деятельности.
Задачи проекта :
Воспитание патриотизма, любви к своей малой родине и к реке Обь:
- формировать познавательный интерес к реке Обь;
- расширить у детей четкие представления о реке Обь;
- воспитывать чувство ответственности за родную реку;
- учить понимать взаимосвязь и взаимозависимость живой и неживой природы в экосистеме реки;
- обогащать словарный запас, развивать связную речь.
- обучать творчески подходить к решению проблем;
- формировать осознанно-правильное отношение к природе.
Решение этих задач основывается на следующих принципах:
• Принцип психологической комфортности – заключается в снятии стрессовых факторов;
• Принцип природосообразности – развитие в соответствии с природой ребёнка, его здоровьем, психической и физической конституций, его способностями и склонностями, индивидуальными особенностями, восприятием;
• Принцип дифференцированного подхода – решаются задачи эффективной психологической помощи воспитанникам в совершенствовании их личности, способствует созданию специальных педагогических ситуаций, помогающих раскрыть психофизические, личностные способности и возможности воспитанников Центра;
• Принцип деятельности – включение ребёнка в игровую, познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции;
• Принцип творчества – максимальная ориентация на творческое начало в игровой и продуктивной деятельности дошкольников, приобретение им собственного опыта творческой деятельности;
• Принцип интеграции – интегративность всех процессов, реализующихся в образовательном пространстве (обучение и воспитание, развитие и саморазвитие, природная и социальная сфера ребёнка, детская и взрослая субкультура) .
Методическое обеспечение
- географическая карта;
- глобус;
- научно-популярная и познавательная литература;
- альбомы и наборы открыток по теме проекта;
- макет «Образование реки».
Ожидаемые результаты
1. У детей сформировано бережное и ответственное отношение к малой родине, ее природным богатствам, к реке Обь.
2. У детей выработаны навыки наблюдения и экспериментирования в процессе поисково-познавательной деятельности.
3. Обогащена развивающая предметно-пространственная среда, способствующая поддержанию и развитию интереса детей к теме проекта.
План реализации проекта.
Этапы Мероприятие Участники Ответственные
Предварительный Сбор и анализ литературы по данной теме Родители. Воспитатели
Диагностика детей Воспитанники Воспитатели
Разработка содержания проекта Презентация проекта родителям. Родители Воспитатели
Основной
Беседа «Что такое водоем?»
Беседа «Река Обь»
Беседа «Значение воды в нашей жизни» Воспитанники
Воспитанники Воспитатели
Воспитатели
Экскурсия по географической карте. Воспитанники Воспитатели
Изготовление макета речной системы. Воспитанники Воспитатели
Изготовление «сухого» аквариума «Рыбы Оби» Воспитанники Воспитатели
Составление альбома «Обь в жизни человека» Воспитанники
Родители Воспитатели
Чтение Н. А. Рыкова
«Жила была речка»,
Н. А. Рыкова «Как люди обидели реку»,
Б. Заходер «Что случилось с водой?» Воспитанники Воспитатели
Рассматривание картины «Река Обь» Воспитанники Воспитатели
Экспериментирование «Очищение воды» Воспитанники Воспитатели
Знакомство со стихами, посвященными нашей реке. Воспитанники
Родители Воспитатели
Выставка рисунков «Обь - матушка» Воспитанники
Родители Воспитатели
Рассматривание иллюстраций «Кто живет в реке?» Воспитанники Воспитатели
Занятия познавательного цикла: «Вода», «Вода в жизни человека».
Лепка «Кто живет в реке?»
Рисование «Моя река»
Коллективная аппликация «Река Обь» Воспитанники Воспитатели
Изготовление книжек-малышек. Воспитанники Воспитатели
Изготовление стенной газеты «Наша Обь» Воспитанники Воспитатели
Изготовление тематических газет Воспитанники
Родители Воспитатели
Заключительный Диагностика детей
Анализ реализации проекта Воспитанники Воспитатели
Воспитатели
II. Оценка результатов и отчетность.
В ходе работы над проектом была удовлетворена потребность детей в получении знаний о великой реке родного края. У детей расширились представления о реке Оби, появилось чувство осознанной радости и гордости за природу родного края, понимание того, что река Обь является их малой родиной.
Сотрудничество с родителями способствовало повышению их компетентности в вопросах природоведческого образования дошкольников, проявлению заинтересованного отношения к работе педагогов
Работать было интересно и детям, и воспитателям, и даже родителям.
Перспективы дальнейшего развития проекта.
Работа по проекту будет продолжена по направлениям «Обь-труженица», «Обь-кормилица», «Обь-поилица», «Человек и Обь».
Литература:
1. Бабаева Т. И., Михайлова З. А. Развитие познавательно-исследовательских умений у старших дошкольников. – СПб. : Детство-Пресс, 2012.
2. Евдокимова Е. С. Технология проектирования в ДОУ. – М. : ТЦ «Сфера», 2006.
3. Нищева Н. В. Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника. Опыты, эксперименты, игры. – СПб. : Детство-Пресс, 2013.
4. Организация экспериментальной деятельности дошкольников : метод. рекомендации / под ред. Л. Н. Прохоровой). – М. : АРКТИ, 2008.
5. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». URL : https://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html ( дата обращения: 02. 11. 2014).
6. Сыпченко Е. А. Инновационные педагогические технологии. Метод проектов в ДОУ. – СПб. : ООО «Изд-во «Детство-пресс», 2012.