Анастасия Олеговна Кондратюк
Мастер-класс «Наглядное моделирование — эффективное средство подготовки детей к обучению грамоте»
▼ Скачать + Заказать документы
Уважаемые коллеги, сегодня мы поговорим о том, как учить дошкольников грамоте, не вступая в противоречия с задачами и методами школьного обучения. Какими знаниями, умениями и навыками мы должны владеть для того, чтобы обучение в школе не вызывало затруднений у детей. Согласитесь, подготовка к обучению грамоте – это очень сложный процесс, как для детей, так и для педагогов.
Публикация «Мастер-класс „Наглядное моделирование — эффективное средство подготовки детей к обучению грамоте“» размещена в разделах
Согласно Федеральной Образовательной программе дошкольного образования работу в данном направлении необходимо начинать уже со второй младшей группы. Как показывает практика, дети старшего дошкольного возраста уже способны правильно употреблять термины «звук», «слог», «слово», «предложение». Однако часто работа с этими понятиями вызывает большие сложности. Дети с трудом овладевают навыками слияния звуков и слогов. А освоив чтение, плохо понимают прочитанное. Конечно, одна из главных причин указанных недостатков – несформированность фонематического восприятия, т. е. способности слышать и различать звуки родного языка. Это существенно влияет на готовность детей к обучению грамоте. Но другая причина кроется в том, что часто в учебном процессе преобладают методы, основанные на механическом заучивании понятий. Трудности в усвоении материала как бы блокируют чувства ребенка, порождают страх, неуверенность, «убивают» интерес к познанию. Как же найти выход из создавшейся ситуации? Я хотела бы поделиться своим опытом работы в этом направлении.
Как известно, мышление у детей 5-7 лет является наглядно-образным. Например, мы говорим ребенку перелетная птица – соловей. Ребенок соловья вряд ли видел, но видел голубя, ворону, воробья, и когда мы говорим ему «птица» – он представляет: перья, крылья, хвост – соловей. Поэтому, в этот период развития ребенка – мы помогаем сформировать, обогатить, накопить сенсорный (чувственный) опыт – говорим соловей и показываем картинку, слушаем запись его пения.
При подготовке к обучению грамоте – мы говорим ребенку – «звук». Звуки бывают гласные и согласные. При обучении, как письму, так и чтению, исходным процессом является звуковой анализ устной речи, то есть мысленное расчленение слова на составляющие его звуки, установление их количества и последовательности. В этом заключается аналитико - синтетический метод, лежащий в основе современного подхода к обучению грамоте. Важно отметить, что детей сначала знакомят со звуками родного языка, а затем с буквами.
Наша задача – превратить занятие в игру и подкрепить сложные абстрактные термины более осязаемыми и понятными образами. Не зря принцип наглядности является одним из основных дидактических принципов. Я бы хотела остановиться подробнее на методе наглядного моделирования, который впервые был разработан известным педагогом и психологом Даниилом Борисовичем Элькониным. Наглядное моделирование помогает ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слог, слово, предложение, научиться действовать с ними. Схемы и модели этих понятий наглядно показывают детям, что текст можно разделить на предложения, предложения – на слова, слова на слоги, а слоги состоят из звуков.
А теперь немного подробнее. Какие же задачи позволяет решить метод наглядного моделирования в процессе обучения грамоте?
- познакомить детей с термином «звук». Мы говорим о том, что звуки делятся на 2 большие группы: гласные и согласные. Можно использовать символы звуков. Гласные звуки мы можем пропеть, протянуть, воздух изо рта выходит свободно и не встречает на своем пути никакой преграды. Обозначаем их красным цветом. При произнесении согласных звуков во рту образуется преграда (губы, зубы, язык) и воздух не может вылететь свободно. Они могут быть звонкими и глухими; твердыми и мягкими. Обозначаем их синим и зеленым цветом.
- познакомить с образом буквы. Прежде всего, задумаемся, что же такое буква? И здесь нам на помощь приходит схема. Буква – это графический символ определенного звука. Можем сказать, что это портрет звука, его изображение. Для того, чтобы ребенок лучше усвоил графический облик буквы можно заучивать короткие двустишия с ассоциациями, поговорить о том, на что похожа буква, из каких элементов и какого количества она состоит, можно найти заданную букву среди других, выложить ее из счетных палочек, ниток, вылепить из пластилина, обвести букву по точкам, заштриховать, дописать элементы.
- познакомить детей с понятием «слог». Можно использовать следующие упражнения: прохлопать, прошагать, отбить слоги мячом. Особенно детям нравится разрывать полоску (слово) на несколько частей.
- познакомить детей с понятием «слова» и его протяженностью. Абстрактное понятие «Слово» мы обозначаем полоской. Давая представление о протяженности слов, можно использовать длинные и короткие полоски. Также мы знакомим детей с разновидностью слов: слова-предметы, слова-признаки, слова - действия.
- формировать навыки звукового анализа: определять первый/последний звук в слове; называть слова на заданный звук; определять место, последовательность и количество звуков в слове.
- познакомить детей с понятием «предложение». Предложение – это слова, связанные между собой по смыслу. Составляем графические схемы предложений из 2, 3, 4, 5 слов.
При этом мы должны понимать, что формирование навыка чтения в дошкольном возрасте не является самоцелью. Эта задача решается в широком речевом контексте, дети приобретают определенную ориентировку в звуковой действительности родного языка, закладывается фундамент будущей грамотности.
Существует множество игр, которые мы используем в процессе подготовки детей к обучению грамоте. И о некоторых из них я хотела бы не только рассказать, но и поиграть в них с вами.
Игра «Тим и Том».
Цель: развитие воображения, учить различать твердые и мягкие согласные.
Сначала педагог представляет их. Послушай Т-тттом как твердо начинается его имя. Он и сам люит то, что начинается с твердых звуков. Он не любит тянучки, но любит томатный сок. Носит пальто, но никогда не надевает пиджак. Не берет в руки мяч, но с удовольствием пускает мыльные пузыри и играет в морской бой. Том дружит с Тимом, хотя совсем и не похрж на него. А теперь я предлагаю вам рассказать про Тима.
Они никогда не выбирают одни и те же вещи, поэтому не ссорятся.
Однажды Тим и Том решили отправиться в путешествие. Давайте поможем им собраться. Что взял с собой Тим, а Том? Леденцы, конфеты. Вещи собраны, можно отправляться в путь. Но по какой дороге? Одна дорога ведет в лес, а другая на луг. Тим и Том друзья, поэтому они решили пойти по самой опушке леса. Здесь было много грибов. Какие грибы собирал Тим? Белые, сыроежки, маслята, лисички. А вот и речка. Можно половить рыбу. Сом, сазан, карась лещ. Устали и решили устроить привал. Разводят костер и делают шалаш. Кто принесет ветки для костра, а кто валежник для шалаша? Обед. Спать. Что снилось?
Изготовление дидактической игры «Мышка»
Варианты игр с «мышкой» :
Мышки у нас были необычные. Они любили шалить и купаться в красках.
- в младшей группе начинаем с закрепления знания основных цветов;
- Если услышите звук «а» - поднимите вверх красную мышку, если «м» - синюю, если «мь» - зеленую.
- показать и назвать части тела мышки. Обсудить их количество.
- определение места звука в слове (начало, середина, конец слова)
- у каждого ребенка на столе лежит мышка определенного цвета. Всего их 3. Воспитатель называет определенный звук, дети поднимают мышек соответствующего цвета. Если звук гласный, то мышек поднимают только те, у кого они красного цвета.
- Определяем первый последний звук в слове. Если слово начинается на твердый согласный, то дети поднимают только синего цвета.
- Назови слово, которое начинается на гласный звук (твердый или мягкий согласный);
- Работа с предлогами. Прикрепляем красную мышку на доску. Сделайте так, чтобы синяя мышка находилась над красной. Зеленая под синей. Или «Где находится красная мышка?»
- Ориентировка в пространстве. Прикрепи зеленую мышку в верхний правый угол и т. д.
- Закрепление навыков словообразования и согласования им. прилагательного с им. сущ. и им. числительным. Например, одна красная мышка, две красные мышки, три…
- образование качественные прилагательных (длиннохвостая, краснохвостая)
- педагог показывает мышку определенного цвета, дети называют предметы, которые могут быть таким цветом. Например, зеленый забор, зеленое яблоко, зеленая трава (согласование им. прилагательного с им. существительным)