МААМ-картинки

Мастер-класс «Наглядное моделирование — эффективное средство подготовки детей к обучению грамоте»

Анастасия Олеговна Кондратюк
Мастер-класс «Наглядное моделирование — эффективное средство подготовки детей к обучению грамоте»
▼ Скачать + Заказать документы

Уважаемые коллеги, сегодня мы поговорим о том, как учить дошкольников грамоте, не вступая в противоречия с задачами и методами школьного обучения. Какими знаниями, умениями и навыками мы должны владеть для того, чтобы обучение в школе не вызывало затруднений у детей. Согласитесь, подготовка к обучению грамоте – это очень сложный процесс, как для детей, так и для педагогов.

Публикация «Мастер-класс „Наглядное моделирование — эффективное средство подготовки детей к обучению грамоте“» размещена в разделах

Согласно Федеральной Образовательной программе дошкольного образования работу в данном направлении необходимо начинать уже со второй младшей группы. Как показывает практика, дети старшего дошкольного возраста уже способны правильно употреблять термины «звук», «слог», «слово», «предложение». Однако часто работа с этими понятиями вызывает большие сложности. Дети с трудом овладевают навыками слияния звуков и слогов. А освоив чтение, плохо понимают прочитанное. Конечно, одна из главных причин указанных недостатков – несформированность фонематического восприятия, т. е. способности слышать и различать звуки родного языка. Это существенно влияет на готовность детей к обучению грамоте. Но другая причина кроется в том, что часто в учебном процессе преобладают методы, основанные на механическом заучивании понятий. Трудности в усвоении материала как бы блокируют чувства ребенка, порождают страх, неуверенность, «убивают» интерес к познанию. Как же найти выход из создавшейся ситуации? Я хотела бы поделиться своим опытом работы в этом направлении.

Как известно, мышление у детей 5-7 лет является наглядно-образным. Например, мы говорим ребенку перелетная птица – соловей. Ребенок соловья вряд ли видел, но видел голубя, ворону, воробья, и когда мы говорим ему «птица»он представляет: перья, крылья, хвост – соловей. Поэтому, в этот период развития ребенка – мы помогаем сформировать, обогатить, накопить сенсорный (чувственный) опыт – говорим соловей и показываем картинку, слушаем запись его пения.

При подготовке к обучению грамоте – мы говорим ребенку – «звук». Звуки бывают гласные и согласные. При обучении, как письму, так и чтению, исходным процессом является звуковой анализ устной речи, то есть мысленное расчленение слова на составляющие его звуки, установление их количества и последовательности. В этом заключается аналитико - синтетический метод, лежащий в основе современного подхода к обучению грамоте. Важно отметить, что детей сначала знакомят со звуками родного языка, а затем с буквами.

Наша задача – превратить занятие в игру и подкрепить сложные абстрактные термины более осязаемыми и понятными образами. Не зря принцип наглядности является одним из основных дидактических принципов. Я бы хотела остановиться подробнее на методе наглядного моделирования, который впервые был разработан известным педагогом и психологом Даниилом Борисовичем Элькониным. Наглядное моделирование помогает ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слог, слово, предложение, научиться действовать с ними. Схемы и модели этих понятий наглядно показывают детям, что текст можно разделить на предложения, предложения – на слова, слова на слоги, а слоги состоят из звуков.

А теперь немного подробнее. Какие же задачи позволяет решить метод наглядного моделирования в процессе обучения грамоте?

- познакомить детей с термином «звук». Мы говорим о том, что звуки делятся на 2 большие группы: гласные и согласные. Можно использовать символы звуков. Гласные звуки мы можем пропеть, протянуть, воздух изо рта выходит свободно и не встречает на своем пути никакой преграды. Обозначаем их красным цветом. При произнесении согласных звуков во рту образуется преграда (губы, зубы, язык) и воздух не может вылететь свободно. Они могут быть звонкими и глухими; твердыми и мягкими. Обозначаем их синим и зеленым цветом.

- познакомить с образом буквы. Прежде всего, задумаемся, что же такое буква? И здесь нам на помощь приходит схема. Буква – это графический символ определенного звука. Можем сказать, что это портрет звука, его изображение. Для того, чтобы ребенок лучше усвоил графический облик буквы можно заучивать короткие двустишия с ассоциациями, поговорить о том, на что похожа буква, из каких элементов и какого количества она состоит, можно найти заданную букву среди других, выложить ее из счетных палочек, ниток, вылепить из пластилина, обвести букву по точкам, заштриховать, дописать элементы.

- познакомить детей с понятием «слог». Можно использовать следующие упражнения: прохлопать, прошагать, отбить слоги мячом. Особенно детям нравится разрывать полоску (слово) на несколько частей.

- познакомить детей с понятием «слова» и его протяженностью. Абстрактное понятие «Слово» мы обозначаем полоской. Давая представление о протяженности слов, можно использовать длинные и короткие полоски. Также мы знакомим детей с разновидностью слов: слова-предметы, слова-признаки, слова - действия.

- формировать навыки звукового анализа: определять первый/последний звук в слове; называть слова на заданный звук; определять место, последовательность и количество звуков в слове.

- познакомить детей с понятием «предложение». Предложение – это слова, связанные между собой по смыслу. Составляем графические схемы предложений из 2, 3, 4, 5 слов.

При этом мы должны понимать, что формирование навыка чтения в дошкольном возрасте не является самоцелью. Эта задача решается в широком речевом контексте, дети приобретают определенную ориентировку в звуковой действительности родного языка, закладывается фундамент будущей грамотности.

Существует множество игр, которые мы используем в процессе подготовки детей к обучению грамоте. И о некоторых из них я хотела бы не только рассказать, но и поиграть в них с вами.

Игра «Тим и Том».

Цель: развитие воображения, учить различать твердые и мягкие согласные.

Сначала педагог представляет их. Послушай Т-тттом как твердо начинается его имя. Он и сам люит то, что начинается с твердых звуков. Он не любит тянучки, но любит томатный сок. Носит пальто, но никогда не надевает пиджак. Не берет в руки мяч, но с удовольствием пускает мыльные пузыри и играет в морской бой. Том дружит с Тимом, хотя совсем и не похрж на него. А теперь я предлагаю вам рассказать про Тима.

Они никогда не выбирают одни и те же вещи, поэтому не ссорятся.

Однажды Тим и Том решили отправиться в путешествие. Давайте поможем им собраться. Что взял с собой Тим, а Том? Леденцы, конфеты. Вещи собраны, можно отправляться в путь. Но по какой дороге? Одна дорога ведет в лес, а другая на луг. Тим и Том друзья, поэтому они решили пойти по самой опушке леса. Здесь было много грибов. Какие грибы собирал Тим? Белые, сыроежки, маслята, лисички. А вот и речка. Можно половить рыбу. Сом, сазан, карась лещ. Устали и решили устроить привал. Разводят костер и делают шалаш. Кто принесет ветки для костра, а кто валежник для шалаша? Обед. Спать. Что снилось?

Изготовление дидактической игры «Мышка»

Варианты игр с «мышкой» :

Мышки у нас были необычные. Они любили шалить и купаться в красках.

- в младшей группе начинаем с закрепления знания основных цветов;

- Если услышите звук «а» - поднимите вверх красную мышку, если «м» - синюю, если «мь» - зеленую.

- показать и назвать части тела мышки. Обсудить их количество.

- определение места звука в слове (начало, середина, конец слова)

- у каждого ребенка на столе лежит мышка определенного цвета. Всего их 3. Воспитатель называет определенный звук, дети поднимают мышек соответствующего цвета. Если звук гласный, то мышек поднимают только те, у кого они красного цвета.

- Определяем первый последний звук в слове. Если слово начинается на твердый согласный, то дети поднимают только синего цвета.

- Назови слово, которое начинается на гласный звук (твердый или мягкий согласный);

- Работа с предлогами. Прикрепляем красную мышку на доску. Сделайте так, чтобы синяя мышка находилась над красной. Зеленая под синей. Или «Где находится красная мышка?»

- Ориентировка в пространстве. Прикрепи зеленую мышку в верхний правый угол и т. д.

- Закрепление навыков словообразования и согласования им. прилагательного с им. сущ. и им. числительным. Например, одна красная мышка, две красные мышки, три…

- образование качественные прилагательных (длиннохвостая, краснохвостая)

- педагог показывает мышку определенного цвета, дети называют предметы, которые могут быть таким цветом. Например, зеленый забор, зеленое яблоко, зеленая трава (согласование им. прилагательного с им. существительным)

Публикации по теме:

Многофункциональное пособие «Речецветик» как эффективное средство развития связной речи детейМногофункциональное пособие «Речецветик» как эффективное средство развития связной речи детей Выполнила: учитель-логопед первой квалификационной категории: Зимина Надежда Павловна. Конспект игровой методики ТРИЗ «Круги Луллия с детьми.

Аппликация из осенних листьев — эффективное средство для развития познавательных процессов детейАппликация из осенних листьев — эффективное средство для развития познавательных процессов детей Активизация и развитие познавательных процессов дошкольников - основа для их всестороннего развития и подготовки к успешному обучению в.

Мастер-класс. Изготовление дидактического пособия по обучению грамоте «Азбука на кончиках пальцев»Мастер-класс. Изготовление дидактического пособия по обучению грамоте «Азбука на кончиках пальцев» Маликова Татьяна Валентиновна Мастер-класс. Изготовление дидактического пособия по обучению грамоте "АЗБУКА НА КОНЧИКАХ ПАЛЬЦЕВ" Цель.

Мастер-класс по обучению грамоте на родительском собранииМастер-класс по обучению грамоте на родительском собрании Актуальность. В конце каждой недели родители получают задание от логопеда. Возникает множество вопросов: как делать то или иное задание.

Опыт работы «Шахматы как эффективное средство интеллектуального развития дошкольников»Опыт работы «Шахматы как эффективное средство интеллектуального развития дошкольников» Введение «Шахматы не только способствуют росту интеллекта, они дисциплинируют ум человека» Макс Эйве. Что такое шахматы - спорт, игра,.

Ролевая игра — эффективное средство формирования личности дошкольникаРолевая игра — эффективное средство формирования личности дошкольника Ведущим видом деятельности дошкольника является ролевая игра, сущность которой состоит в том, что дети отражают в игре различные стороны.

Театрализованная деятельность — эффективное средство развития и воспитания ребенка в дошкольном возрастеТеатрализованная деятельность — эффективное средство развития и воспитания ребенка в дошкольном возрасте Развитие познавательно – речевых способностей у детей это одна из главных задач дошкольного образования. Речь является важным средством.

Техносреда  «Инженерики» как эффективное средство гармонизации и психоэмоциональных проявлений детей с нарушениями ОДАТехносреда  «Инженерики» как эффективное средство гармонизации и психоэмоциональных проявлений детей с нарушениями ОДА Пояснительная записка: Жизнь современных детей протекает в быстро меняющемся мире, который представляет серьезные требования к ним. Одна.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс «Наглядное моделирование — эффективное средство подготовки детей к обучению грамоте»
Опубликовано: 23 мая 2024 в 23:08
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс «Наглядное моделирование — эффективное средство подготовки детей к обучению грамоте»» (включая файлы) размещена пользователем Анастасия Олеговна Кондратюк в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД