Татьяна Речкина
Мастер-класс «Снятия мышечного напряжения и эмоциональной скованности при обучении детей пению»
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ «Детский сад №10»
Мастер класс на тему :
«СНЯТИЯ МЫШЕЧНОГО НАПРЯЖЕНИЯ И ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СКОВАННОСТИ ПРИ ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ ПЕНИЮ»
Составил: Речкина Татьяна Валерьевна,
музыкальный руководитель.
г. Нефтеюганск – 2019 г.
Добрый день, уважаемое жюри и гости. Предлагаю вашему вниманию мастер-класс на тему : «Снятие мышечного напряжение и эмоциональной скованности при обучении детей пению».
Публикация «Мастер-класс „Снятия мышечного напряжения и эмоциональной скованности при обучении детей пению“» размещена в разделах
- Вокал. Обучение детей пению
- Мышка. Конструирование, поделки
- Психогимнастика, релаксация. Снятие эмоционального напряжения
- Темочки
Снятие мышечного напряжение и эмоциональной скованности - одна из важнейших задач при обучении детей пению. Именно наличие мышечных зажимов мешает свободно владеть своим голосом. И это важно не только при пении, но и при любом публичном выступлении. Поэтому упражнения, которые будут предложены в ходе мастер-класса можно использовать в своей практике не только музыкальным руководителям, но и педагогам, готовящим к чтению стихов, публичной презентации. И, безусловно поможет всем коллегам в ситуации, когда самим нужно подготовить свой голосовой аппарат к важному выступлению.
Я попрошу коллег выйти на сцену. Попрошу вас по очереди прочитать скороговорку, в том темпе, который я вам предложу (пальцами по ладошке другой руки, с ускорением). Ошиблись - начинает следующий.
Был бык тупогуб
Тупогубенький бычок,
У быка была губа тупа.
Я надеюсь, что после нашего мастер-класса вы все справитесь с заданием.
В пении участвуют мышцы лица, шеи, диафрагмы. Когда мы волнуемся,
мышцы непроизвольно напрягаются, чисто пропевать и даже проговаривать
звуки не получается. Поэтому вместо принятия успокоительных, действенней
сделать упражнение на снятие мышечных зажимов.
Начинать надо сверху вниз, то есть - с лица.
Очень результативное упражнение «Муха» (и очень нравится детям)
Цель: снятие напряжения с лицевой мускулатуры.
Закройте, пожалуйста глаза, и представьте, что прилетела муха и села вам на
нос. Прогоните ее мышцами лица. Муха улетела и села на подбородок. А
теперь на правую щеку. Сидит муха, сидит. Улетела и села на левую бровь.
Хорошо, прогнали муху.
Далее переходим к мышцам шеи. Используем упражнение «Массаж». Но
массаж необычный - делаем массаж ключиц подбородком. Для этого
используем круговые движения, прижимая подбородок к ключицам. В
левую сторону, прижимаем сильнее, в правую сторону. И еще раз. И еще раз.
(в зал) Повторение делать до 8-10 раз. Закончили массаж.
Когда мы волнуемся, наша мышцы диафрагмы напрягаются (всем знакомо
выражение «Затаил дыхание») и диафрагма из эластичной перемычки
превращается жесткую перемычку, разделяющую наше тело пополам.
Узнать есть ли зажимы в диафрагме достаточно просто. Сидя или стоя
сделайте полный выдох, сложите пальцы обеих рук «клювиком» (см. далее
раздел про самомассаж диафрагмы) и погрузите их под ребра. Сделайте
глубокий вдох грудью (не животом, вдохните как можно сильнее, а пальцы
продолжайте удерживать глубоко под ребрами. Если в каком-либо месте при
сильном вдохе вы почувствуете напряжение или боль — это и есть место
зажима диафрагмы.
Снятию зажимов в диафрагме помогает упражнение на дыхание, под
названием «4,7,8».
Выпрямили плечи, руки на нижних ребрах. На счет 1-2-3-4 -делаем глубокий
вдох. НА счет 1-7 удерживаем дыхание, на счет 1-8 медленно выдыхаем. Я
буду считать.
Вдох 1-2-3-4
Удерживаем 1-2-3-4-5-6-7
Выдыхаем 1-2-3-4-5-6-7-8.
Я открою небольшой секрет - это упражнение настолько эффективно снимает
мышечный зажим, что его применяют при сложном засыпании.
Мы проделали упражнения, которые сняли мышечные зажимы. А теперь
необходимо поработать с голосом. Упражнений с голосом есть много. Я
предложу одно из упражнений, которое комплексно влияет на многие
характеристики голоса: интонацию, диапазон, тембр.
Самым закрытым звуком является звук «У». Именно с ним мы и поработаем.
А использовать будем прием Карла Орфа - рисование голосом.
Я читаю текст, а вы дополняете его по смыслу звуком «у» в различной
интонации, высоте, тембре. А ориентироваться вам поможет графическая
партитура.
Колобок на новый лад.
Жил был колобок
Захотелось ему погулять. Покатился он по дорожке ровно – ровной
___
А потом по кочкам VVVVV
И докатился он до елки
А на елке ухает большой старый филин
А за ним повторяет маленький филин _ _ _ _ _ _ _
И тут большой филин - бултых, и свалился с ветки.
Маленький филин удивился?
А старый филин вздохнул
Колобок испугался и бегом назад по кочкам vvvvvvvvvvvwvvv
Ну и осталось подготовить артикуляционный аппарат. Используем
упражнение, способствующее развитию четкой дикции и артикуляции.
Называется «Вопрос-ответ». Мы свами соединим вместе три согласных звуке
г, б, д и добавим к ним гласный. Повторим сначала согласные звуки.
ГБД
ГБд
Гбд
ГБДа
ГБДа
Вы поняли принцип. Теперь поговорим друг с другом. Разделимся на пары. Я
буду вашей парой.
Мы- будем спрашивать, а вы будете отечать. Гласный все время будет
манятся.
На экране А.
Вопрос ГБДа?
На экране У
Ответ: ГБДу.
Далее на экране И - Ю, О-Ё.
Большое спасибо. Ну я думаю мы можем вернуться к нашей скороговорке.
Итак, задание тоже - проговорить под заданный ритм скороговорку.
Попробуете свои силы?
Проговариваете.
Спасибо, коллеги. Такие упражнение можно практиковать за несколько дней
до выступления или включить в свой распорядок дня ежедневно.