Березина Надежда
Мастер-класс «Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством STEM технологии»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель мастер-класса :
повышение профессионального умения педагогов – участников в процессе активного общения по освоению опыта работы педагога с дошкольниками по развитию логического мышления при формировании математических представлений в процессе игровой деятельности со STEM оборудованием.
Задачи мастер-класса :
-Познакомить педагогов с опытом работы по использованию STEM технологии для развития логико-математического мышления детей дошкольного возраста;
Публикация «Мастер-класс „Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством STEM технологии“» размещена в разделах
-Обучить участников мастер-класса методам и приёмам использования развивающих игр в педагогическом процессе;
-Развивать интерес к оригинальным образовательным технологиям, инициа-тиву, желание применять на практике данные технологии;
-Вызвать желание к сотрудничеству, взаимопониманию.
Ход выступления:
Одна из важных и актуальных задач воспитания ребенка дошкольного возраста– это развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое. Сегодня особо остро ощущается необходимость решения проблемы развития логико-математического мышления во всей системе образования.
Необходимо научить ребенка решать проблемные ситуации, развивать способность выделять существенное, самостоятельно подходить к обобщениям, делать определенные выводы, приходить к логическому заключению.
Для решения поставленной цели (создание условий для комплексного решения задач логико- математического развития в различных направлениях и всестороннее развитие личности) и следующих задач:
-формирование системы элементарных математических представлений.
-формирование предпосылок математического мышления.
-формирование сенсорных процессов и способностей.
-развитие образного и логического мышления, умение воспринимать и отображать, сравнивать, обобщать, классифицировать, видоизменять и т. д. ;
- развитие интереса к решению познавательных, творческих задач, к разнообразной интеллектуальной деятельности
На занятиях по ФЭМП в старшей группе используем STEM технологию по овладению детьми старшего дошкольного возраста - умению логически мыслить, анализировать, развивать память, внимание и самое главное правильно выражать свои мысли вслух, что позволяет приобщать ребенка к игровому взаимодействию, обогащать его математические представления, интеллектуально развивать дошкольника.
Все мы знаем, что одним из определяющих факторов успешного математического развития детей является предметно – развивающая среда. У нас есть «Математический уголок», где расположено следующее оборудование: Топорама, блоки Дьенеша, рамки-вкладыши (геометрический круг, квадрат, пирамидка и другие, палочки Кюизенера, математические весы, математическая обезьянка, коврик с цифрами, Геометрик, дидактические часы «Тик-так», планшет «Логико-малыш», дидактический набор «Математика 1», «Сложи квадрат», «Сложи узор», «Точки» и набор полых геометрических тел.
Немаловажную роль, кроме оборудования по STEM образованию играет методическое обеспечение. Есть книги и в электронном варианте, распечатанные альбомы
Календарно- тематическое планирование по ФЭМП детей старшего дошкольного возраста разработано на основе авторской программы Е. В. Колесниковой «Математические ступеньки» и Парциальной модульной программа «STEM–образование детей дошкольного и младшего школьного возраста». На сегодняшний день работа ведется по всем направлениям при формированию элементарных математических представлений с использованием STEM оборудования :
Величина – включает в себя (длину, ширину, высоту, толщину, и т. д.).
Форма – это геометрические фигуры (объемные и плоские, их свойства и отношения.
Количество и счёт –это представления о числе, множестве, счете, арифметические действия, задачи.
Ориентировка в пространстве –включает в себя ориентировка относительно себя, относительно другого лица, относительно предметов, а также ориентировка на листе бумаги, на плоскости.
Ориентировка во времени – ориентировка во временах года, месяцах, днях недели, частях суток, а также развитие «чувства времени».
Связь этой программы, уже с существующей состоит в том, что совместная деятельность взрослого с детьми организуется, на основе интересов, потребностей и склонностей детей.
Чтобы решить поставленные задачи работа проводится в следующих направлениях:
1. Первое направление это работа с детьми.
Вся НОД проводятся на основе разработанных конспектов в занимательной игровой форме.
Для развития познавательных способностей и познавательных интересов у дошкольников использую следующие методы:
элементарный анализ (установление причинно- следственных связей);
сравнение;
метод моделирования и конструирования;
метод вопросов, повторения;
решение логических задач;
-Словесный метод обучения
-Метод игры
-Практический (выполнение работ на заданную тему, по инструкции)
А также разнообразные приё мы: использование наглядности, игровые, сюрпризные моменты.
2. Второе направление -работа с родителями.
Неоценимое значение в логико-математическом развитии детей имеет взаимосвязь с родителями. Если эта работа будет проводиться в содружестве с семьей, то данная работа даст хорошие результаты. Одна из главных задач в работе с родителями по данной теме – это сформировать у них самих интерес к таким играм и занятиям.
В группе используем такие формы работы с семьей как: оформление папок-передвижек, буклетов таких как: «Игры и упражнения с блоками дома», «О подборе развивающих игр для ребенка 4-7 лет используя STEM оборудование», «Как организовать игры детей дома с использованием занимательного математического материала», «Правила, которые могут делать игру увлекательной»
В дальнейшем планируем проведение математических развлечений, мастер-классов, создание картотеки игр «Математические игры с ребенком», буклета «Математика для развития Вашего ребенка» и другие для закрепления математических представлений с детьми дома.
Подбор и демонстрация специальной литературы, направленной на развитие логического мышления. Разъяснительная и образовательная работа.
3. Третье направление работы -работа по самообразованию, повышению квалификации педагога по математическому развитию детей дошкольного возраста с использованием STEM технологии
Составлен перспективный план работы по логико- математическому развитию детей с использованием STEM технологии. Изучила новинки литературы по обучению и воспитанию детей, использовала современные технологии – интернет, сайты дошкольного образования. Сейчас идет работа над реализацией проекта, направленного на повышение математического развития у детей старшего дошкольного возраста. Планирую дополнить картотеки с заданиями по математическому развитию детей дошкольного возраста с использованием STEM технологии.
Сейчас предлагаю вам перейти к практической части и познакомиться поближе со STEM оборудованием.
1. Загадка про пчелку: Желтая тельняшка, Летает над ромашкой. (Пчела)
2. Пчелка приглашает поиграть с ней (поле, карточки со стрелками: вправо, влево, вперед….)
3. Предлагаю самим запрограммировать пчелку и выбрать с каким STEM оборудованием хотите познакомиться
4. STEM оборудование :
Перечень STEM оборудования :
1. Набор полых геометрических тел:
- С помощью этого оборудования можно показать разницу между геометрическими фигурами (они плоские, есть длина и ширина) и телами они имеют объем и у них есть еще и высота. Если обрисовать одну из граней геометрического тела, получится геометрическая фигура.
- объединять похожие геометрические тела в группу по одному или нескольким признакам (найти сходство и различие (Шар, полушарие. Куб большой и малый, призма: треугольная, четырехугольная, 5угольная, 6. Цилиндр большой, малый. Конус. Пирамида: четырехугольная, шестиугольная, восьмиугольная
Игры: «Чудесный мешочек», «Что изменилось», «Четвертый лишний», «Вставь пропущенное геометрическое тело», «Отгадай какую форму я загадал», «Какой по счету шар» и т. д.
-экспериментирование: Сравнить по объему тела (насыпать в тела манку, цветную жидкость налить и с помощью мерного стаканчика произвести измерения
2. Планшет логико- малыш :
Выполняются задания по карточкам
3. Топорама
Располагают предметы на плоскости по картинке или по инструкции воспитателя. Могут самостоятельно выполнить работу и рассказать, что где разместили.
Игры: «Найди где спрятался», «Будь внимателен», «Скажи кто с права, кто с лева» и т. д.
4. Блоки Дъенеша
-сортировка по цвету, размеру
- Каждой фигуре нужно найти пару, например, по размеру: большой желтый круг встает в пару с маленьким желтым кругом и т. д.
- Выкладываем фигуры друг за другом так, чтобы каждая последующая отличалась от предыдущей всего одним признаком: цветом, формой, размером, толщиной.
- Выполнение заданий по карточкам или по инструкции взрослого
-«Покажи». Покажите – не круг и не квадрат, не синий и не толстый блок, не круглый и не красный и т. п.
- Чтение карт-схем засели жильцов в домик Нужно помочь каждой фигуре попасть в свой домик, ориентируясь на знаки-указатели
-«Построй дорожку» Перед ребенком табличка – правило построения дорожки. Он строит дорожку по правилу: чередует блоки с учетом цвета или формы: сначала красный, потом квадратный, затем желтый, и треугольный
-«Угадай-ка». Я спрятала одну фигуру. Вы должны угадать, какой именно блок спрятан. Задайте наводящие вопросы, ответ на которые только «да» или «нет». Например, Вы спрашиваете – эта фигура квадратная? Нет. Вместе убираете все квадратные формы. – Она красная? Нет. Убираете красные. А теперь вы задавайте мне вопросы.
-«Группы» (Раздаю нарисованных два пересекающихся круга). Разложите все синие фигуры в левом круге, а все треугольники в правом. В середину нужно положить фигуры, которые подходят и к первому и ко второму кругу
5. Математическая обезьянка и математические весы
Знакомство лучше начинать с математической обезьянки
-сюжет можно придумать с бананами и обезьянкой
-знакомство с понятиями один- много, право-лево
-состав числа ( уравнять бананы:10 и 5,5)
-вычислительные операции в пределах 10
-сравнение величин < >
-решение простых задач на сложение и вычитание
- карточки с заданиями 5+2=
6. Палочки Кьюзинера
Каждая палочка это число выраженное цветом и величиной.
Палочки 2,4,8 образуют красную семью они кратны 2.
Семейство 3,6,9 синяя семья кратны 3.
Семейство желтых составляют 5 и 10.
-Игры подготовительного этапа
«Сказочный город», «Найди и покажи»
- «Что какого цвета?»
«Строим дорожки»,
«Подбираем ленточки к фартучкам»,
«Моделируем квадрат, прямоугольник, дом, мебель и т. д.» ,
«Рисуем цветными палочками»
-Построение лестницы Выкладываем лесенку от меньшей к большей и наоборот, пропуская по одной палочке
«Мы по лесенке шагаем»
«Пирамидка и лесенка»
«Числовая лесенка»
-Составление ковриков
«Белочка и ежик идут на день рождения»
«Коврики для кошки» «Коврик для котенка»
«Разноцветные заборы», «Аквариум»
-Изучаем понятия «Высокий-низкий», «широкий-узкий», «длинный-короткий», «толстый, тонкий»
«Длинные и короткие ленточки для кукол», «Поезд»
«Заборы низкие и высокие»
«Лесенка широкая и лесенка узкая»
«Плоты на реке»
- «Мосты через реку» Цель: Развивать представления о ширине и длине.
Каждый ребёнок намечает, в каком именно месте реки он будет строить мост, и подбирает для него палочки соответствующей длины, чтобы их длина перекрывала ширину реки.
-Книги на полке». Цель: Учить сравнивать предметы по толщине
«В библиотеку привезли пачки книг, журналов, газет, их нужно положить на полку. Давайте сделаем из 2 черных палочек полку. Пачки голубого цвета - книги, красного цвета - журналы, желтого цвета - газеты. Дети сравнивают пачки книг, журналов, газет по толщине
- Развитие количественных представлений и состав числа:
«Из каких двух палочек можно составить красную, синюю палочку и т. д.
«Состав чисел из единиц»
«Как разговаривают числа»
«Кто в домике живет?», «Как узнать номера домов на новой улице?»
«Палочки можно складывать» учить находить палочку в сумме
равную двум (предлагаем детям положить мальчику, который стоит лицом к детям, в левую руку голубую палочку, а в правую - белую. Что получится, если эти числа сложить? Найдите палочку равную сумме белой и синей.)
-Производим измерения, используем, как условную мерку, знакомим с долями: Перед нами две дорожки к бабушке Красной Шапочке. На какие линии они похожи? Давайте измерим, какая же дорожка короче, чтобы Красной Шапочке посоветовать: по какой дорожке ей нужно бежать. А измерять будем единичным шагом, белой палочкой, которая похожа на точку. Сколько таких точек поместилось в прямой линии? А в кривой?
Рефлексия: игра «Согласны не согласны»
– Если вы думаете, что при игре со STEM оборудованием у детей развивается логическое мышление, дотроньтесь до кончика носа.
– Если вы полагаете, STEM оборудованием - это носитель информации для ребенка, как газета или интернет для взрослого, потопайте ногами.
– Если вы уверены, что должны использовать в своей работе STEM оборудование, улыбнитесь.
– Если вы считаете, что с помощью игр по STEM технологии обучение и социализация ребенка происходят эффективнее, а воспитание приятнее, кивните головой.
– Если вы думаете, что STEM оборудование должно быть не только орудием игры, но и создавать условия для развития логико- математического мышления, помашите рукой.
– Благодарим всех за активную работу!