Людмила Дикарева
Мастер-класс «Логико-математическая игра, как средство обучения и воспитания детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель мастер-класса : повышение профессионального уровня педагогов – участников в процессе активного педагогического общения по освоении опыта работы педагога с дошкольниками по формированию умственных способностей и творческой активности в процессе игровой деятельности.
Задачи:
• Познакомить педагогов с опытом работы по использованию логико – математических игр в работе с детьми дошкольного возраста.
Публикация «Мастер-класс „Логико-математическая игра, как средство обучения и воспитания детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Игры для детей
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» сентябрь 2020
• Обучить участников мастер – класса методам и приемам использования развивающих игр в педагогическом процессе.
• Развивать интерес к оригинальной образовательной игровой технологии, инициативу, желание применять на практике данную технологию.
• Вызвать желание к сотрудничеству, взаимопониманию.
Раздаточный материал: Занимательные логические карточки. Планшеты к игре Логико - малыш. «Памятки для воспитателя».
СЛАЙД 2
«Без игры нет и не может быть полноценного
умственного развития. Игра – это огромное светлое
окно, через которое в духовный мир ребенка вливается
живительный поток представлений, понятий.
Игра - это искра, зажигающая огонек
пытливости, любознательности»
В. А. Сухомлинский
В настоящее время жесткая учебно-дисциплинарная модель воспитания постепенно сменяется личностно-ориентированной моделью, основанной на бережном и чутком отношении к ребенку с учетом его индивидуальных возможностей. Поэтому использование дидактических пособий нового поколения является необходимым условием успешного развития детей дошкольного возраста.
СЛАЙД 3
Наиболее актуальной сейчас становится проблема воспитания человека мыслящего, творчески думающего, ищущего, умеющего решать нетрадиционные задачи, основываясь на логике мысли. Ребенок с развитым логическим мышлением всегда имеет больше шансов быть успешным в обучении. В то же время на данном этапе наблюдается тенденция недостаточного развития логического мышления у детей.
Проблема развития логического мышления получила освещение в трудах Аристотеля, Демокрита, Парменида, Сократа, Эпикура, И. Канта, Г. Гегеля, Л. Ф. Обуховой, З. А. Ефановой, Л. Я. Береславского.
Логическое мышление – это умение оперировать абстрактными понятиями, это управляемое мышление, это мышление путем рассуждений, это строгое исследование законам неуловимой логики, это безукоризненное построение причинно – следственных связей. В частности, это умение проводить следующие простейшие логические операции : сравнение, обобщение, классификацию, суждение, умозаключение, доказательство.
Логическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией развития детского мышления. Достижение этой стадии – длительный и сложный процесс, так как полноценное развитие логического мышления требует не только высокой активности умственной деятельности, но и суммарных знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности, которые закреплены в словах.
Известный психолог Л. С. Выготский говорил: «Научные понятия не усваиваются и не заучиваются ребенком, не берутся памятью, а возникают и складываются с помощью величайшего напряжения всей активности его собственной мысли»
Существует точка зрения, что раннее развитие логического мышления может иметь отрицательные последствия, поскольку осуществляется в ущерб формированию высших форм образного мышления. Однако, многие педагоги и психологи отмечают, что основной фундамент логики и базовых логических операций может быть сформирован еще в младшем дошкольном возрасте.
Формирование логических приемов мышления целесообразно начинать с более раннего возраста - с 3-4 лет, так как в этом возрасте дети любопытны, пытливы, проявляют большой интерес к новому, неизвестному, при этом обладая неплохим запасом знаний.
Существует множество средств и дидактических пособий для развития логического мышления детей дошкольного возраста. В своей работе с детьми дошкольного возраста для развития логического мышления мы использовали возможности учебно-дидактического пособия «Логико-Малыш», так как, на наш взгляд, данное пособие является одной из эффективных разработок, направленных на развитие логического мышления детей дошкольного возраста.
СЛАЙД 4
Пособие, придумано немецкими авторами Дорис Фишер и Манфредом Криком. Оно переведено на 24 языка и используется в работе с детьми в 30 странах мира
СЛАЙД 5,6
Что представляет собой пособие
• Во-первых, пластиковая основа с шестью подвижными фишками-кружками, в которую вставляется карточка с заданием. Ребенок с огромным удовольствием возит эти кружки. Отвечать на вопросы именно таким образом намного интереснее! Кстати, маленькие братишки или сестренки могут просто передвигать эти кружочки, развивая мелкую моторику.
• Во-вторых: каждый комплект содержит 8 иллюстрированных красочных и интересных карточек по конкретной теме: математика, развитие речи, психология, мир природы, бытовая культура, ОБЖ, психология. Задания в них интересные, емкие, понятные. Комплекты карточек подготовлены российскими педагогами в традициях отечественной школы педагогики и отражают современные подходы в развитии и обучении дошкольников. Издательство постоянно пополняет библиотеку карточек новыми наборами.
СЛАЙД 7
Основные достоинства пособия Логико-Малыш :
• обучение происходит через игру
В каждый комплект ребенок может играть по многу раз – вопросы не надоедают, а знания закрепляются. Ну и конечно же, ребенку доставляет много радости, когда он выполняет в очередной раз задание на карточке быстро и правильно!
• возможностью самостоятельных занятий
«Логико-Малыш» представляет очень широкий спектр заданий и занимательных упражнений по самым разным областям знаний для детей, начиная от 3-х лет, при этом даже ребёнок, который не умеет читать, может работать с пособием самостоятельно.
• простотой использования
Ребенок очень быстро осваивается с механизмом пособия, а для родителей или воспитателей не составит труда разобраться с заданиями - каждый комплект сопровождается методическими рекомендациями.
• предусмотрена возможность самоконтроля.
Ребенок сам может позаниматься с пособием и проверить себя, сверив свои результаты с ответами на обратной стороне карточки, и проверять, правильно ли он выполнил задания.
• возможностью длительного использования – задания для пособия «растут» так же как и ребенок. Со временем можно приобретать более сложные наборы карточек-заданий, предназначенных для старшего возраста. Карточки по конкретному направлению развития сохраняют последовательность и преемственность в изложении материала, как в отдельном комплекте, так и между различными комплектами карточек для разных возрастных групп, что обуславливает их оптимальное
• для занятий не требуются, такие материал как, ручка, карандаш и т. д. ;
• карточки приобретаются отдельно и можно подобрать их по интересующей теме.
Использовать планшет «Логико-Малыш» можно, как при групповой форме работы с детьми, так и в индивидуальной работе.
СЛАЙД 8
Пособие "Логико-Малыш" позволяет
• быстро осуществлять контроль уровня знаний и развития детей.
• в игровой форме закреплять и систематизировать освоенный материал
• комплексно развивать логическое мышление, внимание, память, воображение и речь.
• постепенно пополняя комплект новыми карточками.
• использовать "Логико - Малыш" в любом дошкольном учреждении, вне зависимости от базовой программы,
СЛАЙД 9, 10
Как работать с пособием.
• Все фишки расположите в нижнем ряду планшета
• Выберите карточку из комплекта.
• Вставьте карточку в планшет вопросной стороной к себе (сверху зеленая полоса с вопросом).
• Вы видите 6 изображений на основном поле (они отмечены кружками, стрелочками или другими знаками в цвет фишек) и 6 изображений в правом вертикальном ряду. Между ними нужно найти логическую связь - подобрать пары.
• Выберите одно изображение основного поля, найдите фишку соответствующего цвета и передвиньте ее к правильному ответу в правом ряду карточки.
Ребенок поочередно вставляет карточки в планшет и, передвигая фишки, отвечает на поставленные вопросы - подбирает пары изображений (объект и его признак, аналог, символ, этап развития, ракурс и т. д.). Детям очень нравится передвигать эти фишки, при этом тренируется мелкая моторика ребенка, что немало важно!
Оборотная сторона карточки содержит ответы для самопроверки.
• Переверните карточку для проверки результата. Цвета фишек на планшете и кружков на карточке должны совпасть.
• В случае ошибки верните фишку на исходное место, переверните карточку и постарайтесь найти правильное решение.
• Снова проверьте результат на ответной стороне.
• На ответной стороне, на красной полосе расположены дополнительные вопросы или темы для бесед по иллюстрации.
СЛАЙД 11
Такие занятия значительно расширят кругозор ребенка, помогут развить речь, умение формулировать свои мысли. Вопросы в карточках даны по конкретным темам, но при этом задания самые разнообразные: на развитие логики, памяти, мышления.
Взаимосвязь самообучения и самоконтроля – основной принцип «Логико-малыш», благодаря которому пособие за короткое время получило признание и высокую оценку педагогов более 20 стран мира.