Алевтина Андреева
Мастер-класс «Использование узелкового батика в работе по изодеятельности с детьми дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект
проведения мастер – класса
на тему: «Использование узелкового батика в работе по изодеятельности с
детьми дошкольного возраста»
Воспитатель: Андреева Алевтина Николаевна
07.11.2019 год
Цель: Познакомить с технологией росписи ткани – узелковый батик.
Задачи:
• Познакомить с приёмами и последовательностью работы росписи ткани;
Публикация «Мастер-класс „Использование узелкового батика в работе по изодеятельности с детьми дошкольного возраста“» размещена в разделах
• Расширить представления педагогов о возможности использования нетрадиционных методов рисования.
• Помочь педагогам в усвоении и применении данной методики в собственной практике.
Материалы и оборудование: мяч, клеёнка, салфетки, перчатки, гуашь, нитки, ножницы, пуговицы, карандаши, кисти, влажные салфетки.
Ход мастер – класса :
Вступительная часть: Уважаемые коллеги, тема моего мастер – класса «Использование узелкового батика в работе по изодеятельности с детьми дошкольного возраста»
Актуальность этой темы: Сегодня в детских садах создаются творческие студии и кружки, в которых детей обучают нетрадиционным видам техник. Воспитатели планируют НОД таким образом, чтобы большое внимание уделялось творческому развитию детей. Как правило, рисование, лепка, выполнение аппликаций очень увлекательны для дошкольников, они выполняют всё это с большим удовольствием.
Давайте с вами вспомним: Какие техники нетрадиционного рисования вы знаете и используете в работе с дошкольниками?
(Презентация «Нетрадиционные техники рисования)
Сегодня на мастер – классе я вас познакомлю с техникой нетрадиционного рисования, которая не часто используется в детских садах – это узелковый батик. Росписи по ткани рекомендуется для старших групп дошкольников. В этом возрасте дети наиболее усидчивы. Для моих воспитанников роспись по ткани оказалась очень интересным и увлекательным занятиям, простым в исполнении и в тоже время весьма эффектным по результатам. Такая продуктивная деятельность, в ходе которой ребёнок создаёт новое оригинальное, активизирует воображение, развивает творчество, закрепляет и расширяет знания о форме и линии, цвете, композиции. Наблюдая за тем, как медленно растекается яркая краска по ткани, ребёнок чувствует себя волшебником и он готов фантазировать и творить. Результат обычно очень эффективный (присутствует сюрпризный момент).
Название этой техники, как вы уже догадались, происходит от слова «узелки». Узелки можно завязывать по – разному, и получать в результате разные причудливые рисунки и узоры. Эта самая древня техника батика.
Хочу рассказать немного об истории возникновения техники узелкого батика. Этот способ рисования пришёл к нам с островов Индонезии и стал популярен как один из способов нанесения рисунка на ткань. Искусство росписи тканей подарило миру узоры на русских сарафанах, индийских сари и японских кимоно. В России батик появился в ХХ веке и применялся для украшения интерьера: занавески, абажуры, покрывала, скатерти, настенное панно. Например, в 70-е годы в технике узелкового батика молодежь красила футболки, а в последующие годы и джинсы «вываривались» в этой технике.
«Батик» с индонезийского языка переводится как; «Ва» - означает хлопчатобумажная ткань, а «tik» - «точка» или «капля». Ambatik – рисовать, покрывать каплями, штриховать.
Узелковая техника – это способ окрашивать ткань с помощью узелков. Рисунок получается тем интереснее, чем туже завязаны нити.
(презентация «Узелковый батик»)
2. Практическая часть:
Сейчас мы с вами попробуем данную технику на практике. А рисовать мы будем «Цветы необычной красоты» (приглашаю желающих присесть за столы) (Презентация «Мастер – класс»)
• Для этого возьмите ткань, карандашом отметьте, где у вас будут цветы. Где пометили карандашом, положите пуговицу или бусины, ткань тремя пальцами вытягиваем и заматываем ниткой, не завязывая, берём ещё нить и заматываем пониже. Узелок готов. Так же делаем второй и третий узелок. (Слайд № 3,4,5)
• Смачиваем ткань обильно водой широкой кистью (Слайд № 6, 7)
• Следующий этап: берём краски и закрашиваем только верхнюю часть (цвет на ваш выбор) – лучше начинать со светлых тонов. (Слайд № 8)
• Другими цветами окрашиваем серединку и нижнюю часть. (Слайд №9)
Окрашиваем второй и третий узелок. Разматываем нитки и разворачиваем ткань. Убираем пуговки, бусинки в сторону, раскладываем ткань перед собой. Вот, что получилось. У всех рисунок будет разный. Дорисовываем кистью цветы, стебли, листья. Можно закрасить фон.
• Для сушки изделия можно использовать утюг или фен. В условиях детского сада это запрещено, поэтому мы просто суши на подоконнике.
Если обрезать углы, приклеить на цветной картон, то получится открытка. Кладем обязательно под пресс, чтобы при высыхании не прогнулась. Или высохшую работу вставить в рамочку.
3. Заключительная часть:
И в заключение можно отметить, что вариантов узелкового батика великое множество и изучив основные приёмы можно изготовить красивые предметы гардероба и интерьера. Нетрадиционные техники рисования – это толчок к развитию воображения, творчества. Проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности.
Каждая из этих техник – это маленькая игра, их использование позволяет детям чувствовать себя рискованнее, смелее, непосредственнее. В дошкольном возрасте рисование должно быть не самоцелью, а средством познания окружающего мира.
Уважаемые педагоги! Сегодня вы прикоснулись к истокам декоративного творчества, и я надеюсь, что вы захотите применить технику узелкового батика со своими воспитанниками.
За отличную работу
Вам «Спасибо!» говорю,
За прекрасный результат
От души благодарю.
Пусть сопутствует удача
Вам всегда в работе,
Золотые руки
Будет пусть в почёте.
Пожелать хочу вам
Я здоровья, силы,
Чтоб ваша работа
Радость приносила.
Спасибо за внимание!