Сацита Гедиева
Мастер-класс «Использование нетрадиционной техники рисования в работе с детьми дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
МАСТЕР-КЛАСС
«Использование нетрадиционной техники рисования в работе с детьми дошкольного возраста»
Воспитатель: Гедиева С. С.
Тема: «Природа летом»
Цель: расширить знания педагогов в вопросах об использовании нетрадиционных техник в изобразительной деятельности детей дошкольного возраста.
Задачи:
- познакомить с различными видами и техниками нетрадиционного рисования;
- способствовать развитию интереса к художественно-эстетической деятельности;
Публикация «Мастер-класс „Использование нетрадиционной техники рисования в работе с детьми дошкольного возраста“» размещена в разделах
- развивать творческие способности;
- воспитывать чувство прекрасного.
Место проведения - музыкальный зал.
Оборудование: столы с изобразительным материалом, стол с выставкой книг, пособий по теме «Нетрадиционные техники рисования».
Актуальность мастер-класса:
На занятиях по рисованию решаются задачи всестороннего развития детей, которое необходимо для успешного обучения в школе. В процессе работы у детей формируются мыслительные операции, навыки работы в коллективе, умение согласовывать свои действия с действиями сверстников.
Использование нетрадиционных техник рисования в совместной деятельности с детьми:
- Способствует снятию детских страхов;
- Развивает уверенность в своих силах;
- Развивает пространственное мышление;
- Учит детей свободно выражать свой замысел;
- Побуждает детей к творческим поискам и решениям;
- Учит детей работать с разнообразными материалами;
- Развивает чувство композиции, ритма, колорита, цветовосприятия; чувство фактурности и объёмности;
- Развивает мелкую моторику рук;
- Развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии.
- Во время работы дети получают эстетическое удовольствие.
Опыт, представленный в мастер-классе, педагоги смогут использовать в работе с детьми
Ход мастер-класса
Вступительная часть.
Добрый день, уважаемые коллеги!
Французский скульптор Огюст Роден говорил: «Мир будет счастлив только тогда, когда у каждого человека будет душа художника. Иначе говоря, когда каждый будет находить радость в своём труде».
Сегодня я познакомлю вас с некоторыми нетрадиционными техниками рисования. Как вы знаете, творческий подход к решению любой задачи возникает у ребенка только в том случае, если педагог познакомит его с множеством способов и вариантов ее решения. Рисование нетрадиционными техниками открывают широкий простор для детской фантазии, дает ребенку возможность увлечься творчеством, развить воображение, проявить самостоятельность и инициативу, выразить свою индивидуальность.
Нетрадиционные техники рисования являются замечательным способом создания маленьких шедевров. Серая клякса может стать деревом, ладошка может превратиться в голубого слоника, а морковка с картошкой могут удивить необычными узорами. Доступность использования нетрадиционных техник определяется возрастными особенностями дошкольников.
Например, с детьми младшего дошкольного возраста можно использовать:
- рисование пальчиками и ладошками
Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт.
Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь палец или ладошку и делает отпечаток на бумаге. Рисует и правой и левой руками окрашенными разными цветами. После работы руки или палец вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
- печать из картофеля, морковки, поролона.
Средства выразительности: пятно, цвет, фактура. Материалы: мисочка, либо пластиковая коробочка в которую вложена штемпельная подушечка из поролона пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки картофеля и моркови.
Способ получения изображения: ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка, и печатка.
- рисование ватными палочками
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: бумага, гуашь, ватные палочки.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ватную палочку и прижимает ватную палочку и прижимает к бумаге. Чтобы получить другой цвет, меняется гуашь и ватные палочки.
[i]С детьми среднего дошкольного возраста можно попробовать методы:[/i]
- тычок жесткой полусухой кистью
Средства выразительности: фактурность окраски, цвет.
Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.
- отпечатки листьев
Средства выразительности: фактура, цвет.
Материалы: бумага, листья разных деревьев (желательно опавшие, гуашь, кисти.
Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его к бумаге окрашенной стороной для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.
- восковые мелки (свеча) + акварель
Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура. Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти.
Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается не закрашенным.
- монотипия предметная
Средства выразительности: пятно, цвет, симметрия.
Материалы: плотная бумага любого цвета, кисти, гуашь или акварель.
Способ получения изображения: ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка.
А с детьми старшего дошкольного возраста можно освоить более сложные техники:
- рисование мятой бумагой
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: блюдце либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага.
Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце, и смятая бумага.
- монотипия пейзажная
Средства выразительности: пятно, тон, вертикальная симметрия, изображение пространства в композиции.
Материалы: бумага, кисти, гуашь либо акварель, влажная губка, кафельная плитка.
Способ получения изображения: ребёнок складывает лист на половине рисуется пейзаж, на другой получается его отражение в озере, реке (отпечаток). Пейзаж выполняется быстро, чтобы краска не успела высохнуть. Половина листа, предназначенная для отпечатка, протирается влажной губкой. Исходный рисунок, после того как с него сделан оттиск, оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка.
- кляксография обычная
Средства выразительности: пятно.
Материалы: бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка.
Способ получения изображения: ребенок зачерпывает гуашь пластиковой ложкой и выливает на бумагу. В результате получаются пятна в произвольном порядке. Затем лист накрывается другим листом и прижимается (можно согнуть исходный лист пополам, на одну половину капнуть тушь, а другой его прикрыть). Далее верхний лист снимается, изображение рассматривается: определяется, на что оно похоже. Недостающие детали дорисовываются.
- пластилинография
Средства выразительности: объемность, цвет.
Материалы: цветной картон или плотная бумага, предварительно нарисованное изображение, пластилин, стека.
Способ получения изображения: ребёнок «раскрашивает» черно-белое изображение, используя пластилин нужных цветов. В результате картинка получается очень оригинальная и рельефная
- цветной граттаж
Средства выразительности: линия, штрих, цвет.
Материалы: цветной картон или плотная бумага, предварительно раскрашенные акварелью либо фломастерами, свеча, широкая кисть, мисочки для гуаши, палочка с заточенными концами.
Способ получения изображения: ребёнок натирает свечой лист так, чтобы он весь был покрыт слоем воска. Затем лист закрашиваются гуашью, смешанной с жидким мылом. После высыхания палочкой процарапывается рисунок. Далее возможно дорисовывание недостающих деталей гуашью
Каждая из этих нетрадиционных техник - это маленькая игра для ребенка. Использование этих техник позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее. Эти техники развивают воображение, дают полную свободу для самовыражения.
Практическая часть.
А сейчас я предлагаю вам на практике освоить одну из нетрадиционных техник рисования, стать непосредственными участниками нашего мастер - класса. Я хочу познакомить вас с нетрадиционной техникой рисования – рисование мятой бумагой. Но перед началом работы давайте попытаемся стать ближе друг другу.
Игра «Близкие люди».
Все врассыпную двигаются по залу под бодрую музыку. Когда я буду хлопать в ладоши, все играющие здороваются за руку друг с другом. Опять звучит музыка - движение по залу продолжается. Если я зазвоню в колокольчик – все играющие гладят друг друга по плечу. Опять звучит музыка - играющие двигаются. Если я засвищу в свисток – все играющие трутся спинами друг с другом.
Я думаю, после игры вам стало намного веселее и комфортнее, и мы приступим к рисованию природы мятой бумагой.
Для этого нам понадобятся листы бумаги, газета, гуашь, кисти, баночки с водой. Начинаем заполнять фон с верху фиолетовым цветом. Плавно переходим к синему цвету с белым. И до середины листа светло - голубым.
Небо получилось от тёмного к светлому - это первый закон воздушной перспективы. Землю начинаем заполнять, начиная сразу от фона неба - светло – зелёным (в зелёный добавляем жёлтый). От светло - зелёного к тёмно - зелёному заполняем фон земли - ещё один закон: землю заполняем от светлого к тёмному. А теперь нам пригодятся кусочки газеты разных размеров и тарелочки с краской, для того, чтобы набирать её кусочком смятой газеты. Почему газеты? Потому, что она мягче офисной или альбомной, и отпечатки получаются лучше. Кусочек газеты сминаем и набираем краски. Дальше начинаем делать отпечатки. Краска должна быть как густая сметана. В нижней части листа печатаем траву разным зелёным. Причём чем дальше, тем меньше и бледнее. Печатаем дальний лес. Его надо побледнее. Один из законов воздушной перспективы. Деревья, находящиеся вдали - меньше по размеру и выше от нижнего края листа. Стволы рисуем тонкой кисточкой. Листву печатаем кусочком газеты разными зелёными оттенками. Печатаем листву ярко зелёным, потому что первый план.
И, конечно же, рисуем цветы! Их не прорисовываем, а печатаем разными кусочками газетной бумаги. Внизу - ярче, чем дальше, тем побледнее.
И наша картина готова!
Заключительная часть.
Выставка рисунков.
Вот так многогранна и интересна техника печатания мятой бумагой.
Рефлексия
-Уважаемые коллеги, скажите, пожалуйста, что нового вы узнали?
- Была ли вам интересна техника рисования мятой бумагой?
- Возникли ли у вас трудности в рисовании?
- Хотели бы вы применить полученные знания?
Я хочу подвести итог нашей встречи словами Жан-Жака Руссо:
«Час работы научит большему, чем день объяснений, ибо, если я занимаю ребенка в мастерской, его руки работают на пользу его уму».
Спасибо вам за интерес и участие в мастер классе, за ваши чудесные картины.
Список литературы:
• Г. Н. Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в детском саду»
• А. А. Фатеева «Рисуем без кисточки».
• И. А. Лыкова «Изобразительное Творчество в детском саду» авторская программа «Цветные ладошки»