Приложение МААМ

Мастер-класс для педагогов «Использование технологии «Детский совет» в работе с детьми дошкольного возраста»

Ирина Журавлёва
Мастер-класс для педагогов «Использование технологии «Детский совет» в работе с детьми дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

«Использование технологии «Детский совет» в работе с детьми дошкольного возраста»

Подготовила воспитатель

МДОУ №6 «Ягодка»

Журавлёва Ирина Вячеславовна

Цель: повышение компетенций педагогов при оказании не директивной помощи и поддержке детской инициативы.

Задачи:

1. Ознакомить со структурными элементами утреннего сбора.

2. Обратить внимание на важность создания воспитателем психолого-педагогических условий во время проведения утреннего сбора.

Публикация «Мастер-класс для педагогов „Использование технологии „Детский совет“ в работе с детьми дошкольного возраста“» размещена в разделах

3. Оказать помощь и поддержку воспитателям в организации и проведении утреннего сбора.

Ход мероприятия.

Добрый день, уважаемые коллеги, у человека всё предназначено для самого себя: глаза – что бы смотреть и видеть, рот – что бы поглощать пищу. Всё нужно самому себе, кроме улыбки. Улыбка самому себе не нужна, она предназначена другим людям, чтобы им с вами было хорошо. Пусть эта встреча принесёт вам радость общения и положительные эмоции.

А чтоб мастер – класс был не скучным

Вы хотите поиграть?

Мастер – класс пообсуждать?

Вы сегодня ночью – спали?

Утром встали, танцевали?

На мастер – класс не опоздали?

Ручки и блокноты взяли?

Сколько вас всего узнали?

На вопросы отвечали?

Ну что ж, сегодня вам преставится такая возможность!

ПРЕЗЕНТАЦИЯ (Слайд 1)

Уважаемые коллеги, представляю вашему вниманию одну из технологий не директивной помощи и поддержки детской инициативы «Групповой сбор». Групповой сбор - это часть группового распорядка, который проходит в определенное время, в определённом месте, когда дети и взрослые обмениваются информацией, обсуждают проблемы, планируют совместную и самостоятельную деятельность.

(Слайды 2 и 3)

Задачи группового сбора вы видите на экране:

1. Создать положительный эмоциональный настрой на весь день - «задать тон».

2. Обеспечить условия для межличностного и познавательно-делового общения детей и взрослых.

3. Активизировать у детей навыки планирования и организации собственной деятельности.

4. Прививать навыки культуры общения.

5. Учить:

- формулировать суждения, аргументировать высказывания, отстаивать свою точку зрения;

- выбирать из личного опыта наиболее значимые, интересные события, рассказывать о них кратко, но последовательно и логично;

- внимательно слушать, проявлять конструктивное отношение к высказываниям других;

- объяснять словами своё эмоциональное состояние и корректировать его;

- делать выбор;

- планировать собственную деятельность;

- поддерживать стремление договариваться о совместной деятельности, распределять роли и обязанности.

(Слайд 4)

Подготовка к проведению группового сбора

- Выбор удобного места.

- Согласование сигнала.

- Подготовка «информационного поля» или Центров к рабочему использованию.

- Продумывание вопросов для начала группового сбора.

- Размещение участников группового сбора

(Слайд 5)

Структура утреннего сбора и содержание практических материалов в центрах активности позволяет осуществлять интегрированный подход в педагогическом процессе, так как позволяет сформировать у детей целостную картину мира, обобщенные умения, системные знания.

Утренний сбор включает в себя несколько структурных элементов

Структура группового сбора также представлена на слайде:

1. Приветствие

2. Работа с календарём

3. Игра

4. Обмен новостями

5. Выбор и планирование детьми содержания и форм работы по теме - если тема новая, работа в центрах - если тема продолжается

6. Круг выбора центров активности

Подведение итогов (проекта, работы в центрах, обмен впечатлениями)

Практическая часть

Итак, уважаемые коллеги мне понадобятся помощники, и я приглашаю педагогов на «Групповой сбор»

Звенит колокольчик

(Педагоги образуют круг, прикрепляют бейджики со своим именем)

Пришло время и нам с вами поприветствовать друг друга.

Приветствие педагогами)

«Добрый день! Меня зовут Ирина. Я очень рада видеть вас всех. Танечка ты сегодня такая румяная! Света с Наташей устроились рядом. Алёна немного грустная. Давайте подарим ей хорошее настроение. Как это можно сделать? Улыбнуться, пожелать что - нибудь доброе, сделать комплимент. Приветствие с клубком. Бросаем клубок тому, кому вы хотите сделать комплимент или пожелать добра. Я начинаю,коллеги продолжают приветствовать друг друга, пока приветствие не вернется ко мне.

Посмотрите, что получилось у нас. На что это похоже?

Да, мы с вами, как паучки сплели паутинку, которая объединила нас в одно целое. Поприветствовав друг друга, мы установили дружескую атмосферу нашего общения.

(Собираем «паутинку»)

Игра (2-5 минут)

Практическая часть:

Ребята, а вы хотите поиграть? Предлагаю вам игру на развитие выразительной мимики (детям очень нравится эта игра.) Выбирайте карточку с заданием и постарайтесь создать игровой образ, который указан в карточке. Постарайтесь не повторяться, стремитесь находить свои движения, мимику.

1. Солёный чай

2. Ем лимон

3. Сердитый дедушка

4. Лампочка потухла, зажглась

5. Грязная бумажка

6. Встретили хорошего знакомого

7. Обиделись

8. Удивились

9. Показать, как кошка выпрашивает колбасу (собака)

10. Сладкое и сочное яблоко.

Молодцы ребята! Отлично справились с заданием!

Предлагаю коллегам ознакомиться с картотекой игр.

А теперь переходим к работе с календарём

- Какой сегодня день недели, и какое число? (Сегодня вторник, 28 мая)

- А какое время года? (Весна)

- Через сколько дней начнется лето?

- Как называется первый летний месяц?

- Сколько нас всего сегодня?

- А сколько дней осталось до выходных?

Таким образом, происходит общий обмен информацией.

Обмен новостями

Ребята, мы с вами очень долго не виделись.

Кто хотел бы поделиться своими новостями?

Говорит тот, у кого в руках микрофон.

(Делятся новостями)

После новости, рассказанной ребенком, другие могут задать ему вопросы

Я тоже хотела бы поделиться с вами новостью.

Я вчера смотрела телепередачу про насекомых. Я узнала много интересного о том, где и как живут разные насекомые, том, чем они похожи и чем отличаются.

Планирование дня (выбор темы, планирование содержания деятельности, планирование видов деятельности) 5-12 минут.

Информационная стена с иллюстрациями насекомых. На столе набор карточек «Расскажи детям о насекомых».

- Кто оказался самым внимательным и заметил, что у нас в группе появилось, что - то новое. (Иллюстрации с изображением насекомых, книга К. Чуковского «Муха Цокотуха», и т. д.)

-Вам интересно узнать побольше о насекомых?

(Я задаю вопросы, помощник записывает ответы на листе бумаги) :

-Что мы знаем о насекомых?

- Что мы хотим узнать?

- Что делать, чтобы узнать?

Запишите свои ответы, обязательно укажите свое имя.

Составление «Паутинки»

-Как мы назовём новую тему? Новая тема – это наша общая новость.

-Кто хочет написать название новой темы в плане? Или (Давайте запишем новую тему в плане)

(Я задаю вопросы педагогам, а помощник записывает их ответы на листе бумаги) :

- Какие у вас есть идеи по поводу того, что можно сделать в Центрах?

- В каком центре вы предлагаете это сделать?

- Что можно сделать в Центре науки?

- В Центре математики? И т. д.

- Сегодня я приготовила для вас в Центре искусства раскраски с изображениями насекомых. В Центре Книги вас ждет книга К. И. Чуковского «Муха Цокотуха».

Вас всегда ждёт центр игры.

Подумайте и решите, кто в какой Центр пойдете работать, и какой план у вас будет на сегодня.

- В какой Центр пойдешь ты Наташа?

- Кого бы ты хотела пригласить с собой, поработать? (Настю)

- Настя, ты согласна с предложением Наташи?

- Ребята, кто уже сделал свой выбор?

Пожалуйста, можете идти работать. Я буду сегодня работать в Центре речевого развития, кто хочет пойти вместе со мной? (Предлагаю сочинить загадки про насекомых)

(Слайд 6,7)

Немного расскажу о выборе центра

Для осуществления выбора в нашей группе оформлен, так называемый, круг выбора. Это круг, разделенный на 8 секторов. Каждый сектор определенного цвета (в нашем случае – это цвета радуги и один сектор белый). На каждом секторе прищепки соответствующего цвета. Ребенок фиксирует (обозначает) свой выбор центра активности с помощью прищепки (прицепляет к одежде).

На обозначении каждого центра имеется цветной кружок, соответствующий цветам на круге выбора.

Дети советуются друг с другом, делятся на группы по интересам (3-5 детей, выбирают центры активности.

Далее дети работают в центрах

После деятельности детей в Центрах проводится итоговый сбор. На итоговый сбор детей собирает все тот же условный сигнал (колокольчик, дети приносят из центров все, что они успели сделать: рисунки, поделки, карточки с выполненными заданиями. На местах остаются только конструкции из крупного строительного материала и т. д.

На итоговом сборе каждый ребёнок может испытать чувство удовлетворения – его труд важен, отмечен всеми. Он не просто играл, он трудился. Работы детей выставляются в раздевалке, чтобы их могли увидеть родители и гости группы.

В результате работы на групповом сборе дети приобретают способность рассуждать: они осознают свои интересы, учатся ставить цель, подбирать средства для ее достижения, оценивать результат. Дети учатся принимать решения и нести ответственность за них, учатся мыслить. Учатся договариваться, принимать чужую точку зрения, приобретают умение откликаться на идеи, выдвигаемые другими, приобретают умение сотрудничать.

Уважаемые коллеги!

Использовать или не использовать такую форму взаимодействия с детьми, которую вы сейчас увидели, решать только вам! Но мне бы хотелось, чтобы Детский совет имел место быть.

Как вы думаете, почему?

Рефлексия.

Представьте себе, что я корреспондент местной газеты и мне нужно написать статью об этом.

Педагоги отвечают, используя микрофон.

- Знание своих прав и обязанностей, умение свободно выражать свое мнение – один из показателей социально развитой личности.

- Участие каждого ребенка в принятии решений, затрагивающих его интересы, приобретает особую важность для достижения социальной справедливости и социальной включенности, для равенства возможностей.

(Слайд 8)

- Право ребенка быть услышанным и серьезно воспринятым составляет одну из основных жизненных ценностей.

Именно этой фразой я заканчиваю свой мастер – класс.

И благодарю всех за помощь и участие.

В завершении нашей встречи я хочу рассказать притчу.

Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа?» Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил :

- Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая?

Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины.

Не глядя на руки ученика, Мастер ответил :

- Всё в твоих руках.

От нашего мастерства, уважаемые коллеги, зависит каким «выпорхнет» ребенок из детского сада : и я верю, он будет творческим, любознательным, мыслящим человеком, готовым осознано делать выбор и нести ответственность за него. Все в наших руках!

(Слайд 5)

Организация круга.

Это место нашего сбора.

Здесь вместе с детьми мы собираемся в кружок. Сидим в течение сбора на стульчиках или на ковре.

Звон колокольчика.

Что вы слышите, уважаемые коллеги?

Это позывной для утреннего сбора в нашей группе.

(Слайд 6)

Можно выбрать свою собственную традицию для оповещения детей о начале утреннего сбора: весёлая музыка, любимая песня группы, разные звуковые сигналы, хлопки.

(Слайд 7)

Подготовка рабочей информационной стены.

Во время группового сбора мы работаем с календарём, информационными листами, вспоминаем стихотворения, рассматриваем иллюстрации и предметы, макеты и мини – музеи по определённой теме. Все эти материалы я размещаю на информационной стене и в центрах активности. Материалы используются на протяжении всего времени знакомства с выбранной темой и постоянно пополняются.

(Слайды 8, 9,10, 11)

Вопросы для начала сбора.

Еще одно подготовительное действие – подбор организующих «ритуальных» вопросов, способствующих установлению и поддержанию социальных контактов, формированию навыков общения.

(Слайды 12, 13)

При круговом расположении детей взрослый занимает наиболее выгодную позицию для работы и контроля ситуации, поскольку каждый ребенок находится в поле его зрения. Порядок расположения в кругу может меняться.

Например,

- рассаживаются по росту,

- чередуя, девочка – мальчик,

- по цвету глаз, по длине волос,

- по цветам радуги, по желанию, рядом с друзьями, и т. д.

Новости:

- не регламентируются (только по одной короткой новости,

- не селекционируются (только хорошие новости,

- не вытягиваются насильно (Глеб, мы ещё не слышали твоих новостей,

- не запрещаются (об этом не говорим, это стыдно и т. д.).

Новости принимаются как факт.

Используя этот этап, дети учатся правилам ведения речевого диалога, умению выражать свои чувства; обогащается и активизируется словарный запас. У детей развивается эмоциональная отзывчивость, доброжелательность, уверенность в том, что его любят и принимают таким, какой он есть.

Накануне выбора новой темы проекта (Откуда пришёл Новый год) в группе начинаются приготовления к празднику (украшение группы, ёлочки, и т. д.) Я в свободном общении с детьми веду разговоры о том, что они знают об этом празднике; что хотят узнать; что нужно сделать, чтобы узнать. Фиксирую ответы. Получается вот такая «модель трех вопросов» :

- Что знают?

- Что хотят узнать?

- Что нужно сделать, чтобы узнать?

(Слайд 22)

Затем заполненную «модель трёх вопросов» вывешиваю в приёмной, там, где её хорошо видят родители. Родители невольно продолжат разговоры с детьми – будут удивляться их знаниям или вопросам, подсказывать, почитают детям нужные книги или посмотрят телепередачи.

Так естественно и просто наши родители включаются в образовательную работу группы. У детей появляются новые стимулы, новая информация и ресурсы по теме. Ну а я получаю подкрепление, как в определении содержания, так и в организации деятельности по теме.

Темы проектов, основанные на интересах детей, на том, какие события происходят в детском саду и за его стенами, обеспечивает лучшую мотивацию и более успешное развитие. Педагог, который прислушивается к детям, задает им вопросы о том, что их интересует, найдет много тем для организации проектов.

(Слайд 23)

Составление плана «Паутинки»

Тема выбрана.

Начинается процесс планирования содержания и форм,

которые вписываются в план по принципу дополнения и постепенно реализуются на практике в разных Центрах активности.

Например.

Продолжение разговора с детьми на утреннем круге : «Мы с вами выбрали тему «Откуда пришёл Новый год?». Что мы можем сделать в наших центрах, чтобы больше узнать об этом? В каком центре это лучше всего (удобнее всего) сделать? Что мы можем сделать в центре искусства (науки, Речевого развития и т. д.? Что нужно приготовить для работы? В каком центре?».

Все идеи детей записываю на «Паутинке». Например: центр искусства «нарисовать Ёлочные игрушки. Настя», «слепить ёлочку или снеговика. Катя».

Ежедневные обсуждения на утреннем и итоговом сборах запланированных и выполненных дел рождают все новые идеи. Инициативы детей и взрослых обсуждаются и вносятся в план.

- В каком Центре ты сегодня решил поработать?

-Почему именно в этом Центре?

-Что ты предполагаешь сделать сегодня? И т. д.

Презентация центров

Следующим шагом планирования на утреннем сборе будет презентация центров активности. Во время которой сообщаю детям, какие новые материалы их ожидают в центрах. От того, насколько разнообразно будет обеспечена тема материалами, соответствующими разным интересам детей, во многом зависит самостоятельность работы в центрах, и однозначно зависит длительность работы по теме.

Публикации по теме:

Мастер-класс для воспитателей «Использование сенсорных коробок в работе с детьми младшего дошкольного возраста»Мастер-класс для воспитателей «Использование сенсорных коробок в работе с детьми младшего дошкольного возраста» «Использование сенсорных коробок в работе с детьми младшего возраста» Цель: познакомить коллег с возможностями использования сенсорных коробок.

Мастер-класс для педагогов «Использование логических блоков Дьенеша в работе детьми младшего дошкольного возраста» Цель мероприятия. 1. Познакомить воспитателей с приемами работы с дидактическим материалом - логические блоки Дьенеша. План проведения.

Мастер-класс для педагогов «Использование методов и приёмов ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста» Мастер- класс для педагогов «Использование методов и приёмов ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста». Подготовила воспитатель: Потапова.

Мастер-класс для педагогов «Нетрадиционное использование обычных крышек в работе с детьми»Мастер-класс для педагогов «Нетрадиционное использование обычных крышек в работе с детьми» Воспитателю в детском саду очень важно предлагать воспитанникам дидактические игры, которые способствуют интелектуальному, психическому.

Мастер-класс для педагогов «Развивающие игры В. В. Воскобовича в работе с детьми дошкольного возраста» Мастер – класс для педагогов Тема: «Развивающие игры В. В. Воскобовича в работе с детьми дошкольного возраста». Воспитатель: Митина Л. В.

Мастер-класс для воспитателей «Использование элементов сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста» Мастер-класс для педагогов «Использование элементов сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста» Старший воспитатель Суркова С.

Мастер-класс для педагогов «Использование мини-робота Bee-bot детьми дошкольного возраста» Мастер-класс. Компьютерные информационные технологии все увереннее проникают в различные сферы жизнедеятельности человека. Воспитание.

Мастер-класс «Использование нетрадиционной техники рисования в работе с детьми дошкольного возраста» МАСТЕР-КЛАСС «Использование нетрадиционной техники рисования в работе с детьми дошкольного возраста» Воспитатель: Гедиева С. С. Тема: «Природа.

Мастер-класс по теме: «Использование сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста» Мастер-класс по теме: «Использование сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста» Подготовила: воспитатель первой квалификационной.

Описание опыта работы «Использование социоигровой технологии в работе с детьми старшего дошкольного возраста» «Самая большая роскошь на Земле – это роскошь человеческого общения!» А. Сент-Экзюпери В Федеральном государственном образовательном стандарте.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс для педагогов «Использование технологии «Детский совет» в работе с детьми дошкольного возраста»
Опубликовано: 14 сентября 2019 в 21:48
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс для педагогов «Использование технологии «Детский совет» в работе с детьми дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Журавлёва (УИ 860228) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД