Ирина Мотова (Архипова)
Мастер-класс для воспитателей «Использование сенсорных коробок в работе с детьми младшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
«Использование сенсорных коробок в работе с детьми младшего возраста»
Цель: познакомить коллег с возможностями использования сенсорных коробок в работе с детьми.
Публикация «Мастер-класс для воспитателей „Использование сенсорных коробок в работе с детьми младшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Сенсорные коробки и сухой бассейн
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2019
Материалы и оборудование: пластиковые контейнеры 4 шт, кинетический песок, искусственный газон, фигурки диких животных, мячики суджок, крашеный рис (зеленый) 2 кг, мелкие пластиковые яблоки (красные, желтые, зеленые, стаканчики (красный, желтый, зеленый, ложки, пинцеты, ситечки, совочки, сачки, кукурузная каша 2 кг, гидрогрунт синего цвета, ведерко, магнитная рыбалка, мелкие предметы основных цветов, игрушечные медведь, лиса, заяц, колобок.
Процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, маленькие дети – эмоциями и чувствами. Познание окружающего мира начинается именно с ощущений и восприятия. Сенсорное восприятие направлено на то, чтобы научить детей полно и точно воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения. На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль. Ранний возраст — период активного экспериментирования ребёнка с предметным миром. Вещи, игрушки, животные, растения, вода, песок и многое другое, окружающее малыша, вызывает исследовательский интерес. Важно создать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости. Чем шире круг операций, которыми овладевают дети, тем лучше и многосторонней развита координация движения рук, тем проще ребенку овладевать новыми видами деятельности. Сенсорное развитие у детей раннего возраста в соответствии с требованиями ФГОС ДО осуществляется в интеграции образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие. Чтобы выполнить эти требования и решить наиболее важные задачи развития детей раннего возраста в своей работе я использую сенсорные коробки. Слово «сенсорный» происходит от латинского слова «sensus» - «чувство», «ощущение», «восприятие», «способность ощущения». Сенсорная коробка – это коробка с сухим или жидким наполнителем и другими игровыми элементами на ваш выбор. Сенсорные коробки имеют ряд преимуществ, которые позволяют их широко использовать. Итак, сенсорные коробки: • занимают немного времени на подготовку; • компактны; • доступны; • предоставляют множество возможностей для обучения; • являются отличным дополнением к тематическим занятиям; • сможет сделать любой педагог и мама.
Хочется продемонстрировать вам возможности использования:
1. СЕНСОРНАЯ КОРОБКА «ЛЕС».
В центре коробки находится кинетический песок, по краям искусственный газон, фигурки диких животных, орешки, шишки, миниатюрные деревья.
Здесь ему повстречался ежик.
Ежик: «Здравствуй, колобок. Поиграй со мной».
Игровой массаж с мячиками суджок:
Ежик выбился из сил - Ягоды грибы носил (Катаем мячик между ладонями)
Мы помнем ему бока, нужно их размять слегка (Сжимаем мячик поочередно двумя
руками)
Мы погладим им ладошки, (Катаем по ладошкам)
Пощекочем свои ножки. (Катаем по ногам)
Еж в лесочек убежал (Катим в коробку)
До свидания» - нам сказал.
(Катим мяч ладонью по песку. Оставляем следы на песке.)
Покатился колобок дальше. А навстречу ему – заяц.
2. СЕНСОРНАЯ КОРОБКА «ЯБЛОКИ».
Контейнер с зеленым Воспитатель: «А наш колобок покатился. И повстречался ему Медведь».
3. СЕНСОРНАЯ КОРОБКА «АКВАГРУНТ».
Контейнер с гидрогелем синего цвета, рыбками с магнитами, ракушками и камушками.
Колобок: «Здравствуй, Мишка! А ты меня не съешь?»
Медведь: «Нет, колобочек. Я пришел сюда к пруду, А поймать рыбу не могу!»
Воспитатель: «Опытный воспитатель найдет способ наловить рыбки для мишки косолапого. Что будем использовать?». Используем магнитные удочки и сачки. Пойманную рыбку складываем в ведерко.
Воспитатель: «Спасибо за помощь, отправляемся дальше».
4. СЕНСОРНАЯ КОРОБКА «ЖЕЛТАЯ СТРАНА».
Контейнер с кукурузной крупой.
Воспитатель: «Повстречалась нам лиса».
Лиса: «Здравствуй, колобок. Здравствуйте, друзья! В желтую сказку отправимся с вами. За приключениями и чудесами».
Воспитатель: «Уважаемые коллеги, вы будете волшебниками. И вместе с лисой создадите страну желтого цвета! Вы можете выбрать любые предметы, для создания вашей страны».
Участникам предлагается из мелких предметов основных цветов выбрать только желтые и создать «композицию» в сенсорной коробке. Я работаю с данным пособием несколько месяцев. И уже увидела ряд преимуществ использования сенсорных коробок. А какие возможности и сильные стороны данного пособия отметили для себя вы, уважаемые коллеги?
Сенсорная коробка идеальное пособие для развития мелкой моторики детей и формирования сенсорных эталонов. В работе с сенсорными коробками я придерживаюсь основных принципов: системность, комплексность, последовательность и систематичность, доступность, индивидуальный подход. Как вы успели заметить, к любому тематическому занятию можно создать сенсорную коробку. Организовать целое занятие на ее основе или использовать как одно из пособий.
Чем полезна сенсорная коробка:
• Развивает мелкую моторику, тактильные ощущения, творческое и пространственное мышление;
• Способствует развитию речи, обогащению активного и пассивного словаря;
• Способствует формированию элементарных математических представлений и сенсорных эталонов;
• Снимает эмоциональное напряжение;
• Развивает коммуникативные навыки;
• Обеспечивает бесконечные возможности для творческой игры: дети могут играть с предметами так, как считают нужным.
У сенсорной коробки нет возрастных ограничений. Как и нет ограничений в идеях ее использования.