Копрянцева Анастасия Анатольевна
Мастер-класс «Использование приёмов ИКТ в работе по формированию связной речи детей с тяжёлыми нарушениями речи»
▼ Скачать + Заказать документы
Автор: Есаулова Анастасия Анатольевна,
Учитель-логопед МБДОУ «Детский сад №2 «Россияночка»
г. Смоленск
16.03.2017г.
Использование приёмов ИКТ в работе по формированию связной речи детей с тяжёлыми нарушениями речи
(2 слайд) :
Темочки:
- ИКТ. Информационно-коммуникационные и цифровые технологии
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Нарушение речи, ОНР
- Работа с особыми детьми, ОВЗ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» март 2017
Формирование связной речи у дошкольников - это одна из важнейших задач педагогов, поскольку от степени её сформированности зависит дальнейшее развитие личности ребенка. По тому как дети строят свои вы-сказывания можно судить об уровне их речевого развития. Овладение связной устной речью составляет важнейшее условие успешной подготовки к обучению в школе.
(3 слайд) :
Особенно актуальной становится эта проблема по отношению к детям с тяжелыми нарушениями речи, так как становление связной речи у таких детей осуществляется замедленными темпами и как правило с трудом формируется.
(4 слайд) :
Используя традиционные методы коррекции связной речи в работе с такими детьми, я пришла к выводу, что этого недостаточно. Чтобы заинтересовать таких детей, сделать обучение осознанным, нужны нестандартные подходы, индивидуальные программы развития, новые технологии.
(5 слайд) :
Поэтому, на ряду с общепринятыми приемами и принципами я решила использовать в своей работе ИКТ. Потому как внедрение современных компьютерных технологий в логопедическую практику позволяет сделать работу логопеда более продуктивной и эффективной.
(6 слайд) :
Цели моей работы : Развитие связной речи дошкольников средствами ИКТ.
Задачи проекта:1. Изучить научно-педагогическую литературу по использованию ИКТ и для развития связной речи дошкольников.
2. Создать материальную базу для практического использования современных образовательных технологий и методик в формате ИКТ;
3. Способствовать развитию связной речи, расширению и обогащению словарного запаса детей средствами ИКТ.
(7 слайд)
Свою деятельность по применению информационно-компьютерных технологий в работе с детьми я начала с изучения различных методических рекомендаций для работников дошкольных образовательных учреждений,
(8 слайд)
ознакомилась с литературой по данной проблеме.
Также я ознакомилась с требованиями СанПиН и изучила требования к составлению презентаций;
(9 слайд) :
Основные средства информационных и коммуникативных технологий, применяемые в образовании: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, ноутбук, видеомагнитофон, фотоаппарат, видеокамера. А также принтер, сканер, фотоаппарат, видеокамера.
(10 слайд) :В своей практической деятельности я использую мультимедийные презентации, изготовленные мной, и презентации из сети интернет, предварительно проанализировав их. Презентация сочетает в себе динамику, звук и изображение, т. е. факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. Детям очень нравятся работа на компьютере. Они с удовольствием оставляют рассказы по серии картинок, отгадывают загадки, учат стихи по мнемотаблицам. Это очень просто и увлекательно!
(11 слайд) :
Создавая презентации, учитываю особенности зрительного восприятия и внимания детей с ОВЗ. Обязательно провожу гимнастику для глаз, чтобы снять усталость с глазок и для успокоения нервной системы.
(12 слайд) :
1. Самостоятельно-разработанный инструментарий.
• составленные с помощью программы Microsoft Office игры и программы-презентации Power Point;
• цифровые видеоролики, аудиозаписи и др.
(13 слайд) :
2. Готовые продукты.
• компьютерные логопедические тренажёры;
• обучающие игры;
• логопедические сайты;
Использую развивающие и обучающие компьютерные программы: Мультимедийный проект «Развитие речи. Учимся говорить правильно» (Г. О. Аствацатуров, Л. Е. Шевченко «Новый Диск», 2008 г.) представляет собой набор заданий для развития звуковой стороны речи.
Программа содержит четыре раздела: Неречевые звуки; Звукоподражание;
Речевые звуки; Развитие связной речи (обучение построению связной речи от словосочетания до текста).
(14 слайд) :
Кроме этого в сети Интернет сейчас есть множество сайтов, на которых можно найти интересные, а главное полезные логопедические игры.
Интернет-сайты с логопедическими онлайн-играми:
• www.logozavr.ru (логозаврик)
(15 слайд) :
• www.solnet.ee (солнышко)
• www.detiseti.ru (дети сети)
• www.teremoc.ru (теремок)
• www.lohmatik.ru (лохматик)
• www.nachalka.com (началка)
• https://mersibo.ru
Мерсибо – это развивающие игры для детей от 2-х до 10 лет. Сайт содержит множество (около двухсот) развивающих игр, а также конструктор картинок, в плане развития связной речи, – это совершенно незаменимый материал, который можно использовать для составления собственных оригинальных рассказов.
(16 слайд) :
Внедрение современных компьютерных технологий в логопедическую практику позволяет сделать работу логопеда более продуктивной и эффективной. Использование ИКТ облегчает труд, позволяет идти в ногу со временем, дает возможность существенно обогатить, качественно обновить коррекционно-развивающий процесс на логопедическом занятии и повысить его эффективность.
(17 слайд) :
Таким образом, анализируя свой опыт практической работы можно сделать следующие выводы: Дети с удовольствием стали заниматься, на протяжении всего занятия дети проявляют познавательный интерес, лучше усваивают программный материал.
Список литературы:
1. Беспалько В. П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия). // Москва – Воронеж, Изд-во Моск. псих. -пед. ин-та. Изд-во: НПО «Модэк», 2002.
2. Вренева Е. П. Ресурсы информационно-компьютерных технологий в обучении дошкольников с нарушениями речи. // «Логопед» №5, 2010.
3. Королевская Т. К. Компьютерные интерактивные технологии и устная речь как средство коммуникации: достижения и поиски. //Дефектология. – 1998. – №1.
4. Кукушкина О. И. Компьютер в специальном обучении. Проблемы, поиски, подходы //Дефектология. 1994. – № 5.
5. Омельченко Л. В. Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи. // Логопед 2008, 4, с
6. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. / Под ред. Т. В. Волосовец. – М., Расторгуева Н. И.
7. Ткаченко Т. А. Схемы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов.
8. Хабарова Т. В. Педагогические технологии в дошкольном образовании. СПб. : ДЕТСТВО- ПРЕСС.
9. Репина 3. А., Лизунова Л. Р. Компьютерные средства обучения: проблемы разработки и внедрения //Вопросы гуманитарных наук. 2004, № 5.