Папки-передвижки

Использование игр с мячом в работе по формированию навыков словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи

Ирина Ефименко
Использование игр с мячом в работе по формированию навыков словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи

Развитие грамматического строя речи является одной из основных задач коррекционного обучения, так как при ОНР формирование грамматического строя речи происходит с большими трудностями и значительно отличается от нормы. Особенность овладения грамматическими категориями детьми с ОНР выражается в более медленном темпе усвоения, в дисгармонии развития морфологической и синтаксической системы языка. Словообразование представляет собой, с одной стороны, особый путь развития словаря, одно из основных средств пополнения словарного состава языка, а с другой - оно является составной частью морфологической системы языка.

Публикация «Использование игр с мячом в работе по формированию навыков словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи» размещена в разделах

В процессе коррекционной работы по формированию словообразования у детей с ОНР уделяется внимание организации прежде всего системы продуктивных словообразовательных моделей. Логопедическая работа направлена на формирование словообразование существительных, глаголов, прилагательных.

Важным средством для формирования и развития навыка словообразования у дошкольников являются дидактические игры и игровые упражнения. Так как, у детей с ОНР наблюдается некоторое отставание в развитии двигательной сферы, которая характеризуется плохой координацией движений, неуверенностью в выполнении дозированных движений, снижением скорости и ловкости выполнения, целесообразно в коррекционной работе использовать игры с мячом.

Значение игр с мячом для развития речи

• Отвлекают внимание детей от речевого дефекта и побуждают к общению.

• Развивают общую и мелкую моторику, ориентировку в пространстве.

• Развивают глазомер, силу, ловкость, быстроту реакции.

• Регулируют силу и точность движений.

• Развивая мышечную силу, усиливают работу сердца, лёгких, глаз, улучшают обмен веществ.

Игры с мячом на формирование навыков словообразования существительных

"Кто у кого?"

Ход игры: Логопед называет животное и бросает мяч, ребёнок поймавший мяч должен назвать детёныша этого животного и бросить мяч обратно логопеду.

У кошки - котёнок; у коровы - телёнок;

у лошади - жеребёнок; у козы - козлёнок;

у лисы - лисёнок; у зайца - зайчонок;

у медведя - медвежонок; у ежа - ежонок и т. д.

"Один-много"

Ход игры: Логопед называет слово и бросает мяч, ребёнок поймавший мяч должен назвать это слово в Родительном падеже множественного числа и бросить мяч обратно логопеду.

Дом - много домов; окно - много окон;

балкон - много балконов; дверь - много дверей;

крыша - много крыш; комната - много комнат и т. д.

"Большой-маленький", "Назови ласково"

Ход игры: Логопед называет большой предмет и бросает мяч, ребёнок поймавший мяч должен назвать это маленький предмет и бросает мяч обратно логопеду.

Яблоко - яблочко; апельсин - апельсинчик;

банан - бананчик; абрикос - абрикосик;

груша - грушка; вишня - вишенка;

помидор - помидорчик; огурец - огурчик;

морковь - морковочка; лук - лучок;

перец - перчик; чеснок - чесночок и т. д.

"Что для чего?"

Ход игры: Логопед называет продукт и бросает мяч, ребёнок поймавший мяч должен назвать это слово обозначающее посуду в котором хранится данный продукт и бросить мяч обратно логопеду.

Как называется посуда, в которую кладут хлеб? (Хлебница)

Как называется посуда, в которую кладут салат? (Салатница)

Как называется посуда, в которую насыпают сахар? (Сахарница)

Как называется посуда, в которую насыпают соль? (Солонка) и т. д.

"Назови профессию"

Ход игры: Логопед предлагает детям ответить на вопросы, ребёнок поймавший мяч должен назвать профессию и бросить мяч обратно логопеду.

Кто вставляет стекла? Стекольщик.

Кто работает на кране? Крановщик.

Кто работает на экскаваторе? Экскаваторщик.

Кто убирает помещение? Уборщица и т. д.

Игры с мячом на формирование навыков словообразования прилагательных

"Что из чего сделано?"

Ход игры: Логопед называет из чего сделан предмет и бросает мяч, ребёнок поймавший мяч должен назвать какой это предмет и бросить мяч обратно логопеду.

Банка из стекла - (стеклянная).

Сапоги из резины - (резиновые).

Варенье из земляники - (земляничное).

Суп из гороха - (гороховый).

Стул из дерева - (деревянный).

Дом из кирпича - (кирпичный) и т. д.

"Есть - нет"

Ход игры: Логопед произносит фразу со слов : "У меня есть" и бросает мяч, ребёнок поймавший мяч произносит вторую часть фразы со слов : "У меня нет" и бросает мяч обратно логопеду.

У меня есть желтый банан - у меня нет желтого банана.

У меня есть сочное яблоко - у меня нет сочного яблока.

У меня есть вязанная шапка - у меня нет вязанной шапки и т. д.

"Назови лист"

Ход игры: логопед называет с какого дерева лист и бросает мяч, ребенок поймавший мяч называет лист и возвращает мяч логопеду.

Лист дуба - дубовый лист; лист берёзы - берёзовый лист;

Лист осины - осиновый лист; лист липы - липовый лист;

Лист рябины - рябиновый лист; лист клёна - кленовый лист и т. д.

"Чей? Чья? Чьё? Чьи?"

Ход игры: логопед называет часть тела животного (хвост, голова, ухо, глаза) и бросает мяч, ребёнок поймавший мяч называет чья это голова, (чей хвост, чье ухо, чьи глаза) и вернуть мяч логопеду.

Хвост собаки - собачий хвост.

Голова собаки - собачья голова.

Ухо собаки - собачье ухо.

Глаза собаки - собачьи глаза и т. д.

"Скажи как?"

Ход игры: логопед называет фразу и бросает мяч, ребёнок поймавший мяч должен закончить фразу прилагательным и вернуть мяч логопеду.

Утром светло, а днем (как). еще светлее.

В пальто тепло, а в шубе (как). еще теплее.

Черепаха ползёт медленно, а улитка (как). еще медленнее и т. д.

"Закончи предложение"

Ход игры: логопед называет фразу и бросает мяч, ребёнок поймавший мяч должен закончить фразу прилагательным в сравнительной степени и вернуть мяч логопеду.

Куст низкий, а трава еще (ниже).

Лента узкая, а нитка еще (тоньше).

Клубника маленькая, а земляника еще (меньше) и т. д.

"Какой? Какая? Какое?"

Ход игры: логопед называет предмет и бросает мяч, ребёнок поймавший мяч должен подобрать прилагательное к данному предмету и вернуть мяч логопеду.

Яблоко (какое) - спелое.

Яблоко (какое) - сочное.

Яблоко (какое) - круглое и т. д.

Земляника (какая) - маленькая.

Земляника (какая) - ароматная.

Земляника (какая) - сладкая и т. д.

Мяч (какой) - круглый.

Мяч (какой) - резиновый и т. д.

Игры с мячом на формирование навыков словообразования глаголов

"Что сделал (а?"

Цель: дифференциация глаголов совершенного и несовершенного видов.

Папа читал газету. - Папа прочитал газету.

Мама варила суп. - Мама сварила суп.

Девочка рисовала рисунок. - Девочка нарисовала рисунок.

Кошка ловила мышку. - Кошка поймала мышку и т. д.

"Скажи наоборот"

Цель: дифференциация глаголов с наиболее продуктивными приставками.

Входит - выходит, наливает - выливает,

влетает - вылетает, приходит - уходит,

подплывает - отплывает, закрывает - открывает и т. д.

"Доскажи словечко"

Цель: упражнять детей в образовании приставочных глаголов.

Машина в гараж … (въезжает).

Мальчик из школы … (выходит).

Шофёр к машине … (подходит).

Девочка с горы … (съезжает).

Старушка через улицу … (переходит).

Девочка через лужу … (перепрыгивает).

Птичка из клетки … (вылетает).

Публикации по теме:

Формирование операций словоизменения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи посредством дидактических игр Проект «Формирование операций словоизменения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи, посредством дидактических игр» Продолжительность.

Взаимодействие специалистов дошкольного образовательного учреждения в работе с детьми с общим недоразвитием речи «Взаимодействие специалистов дошкольного образовательного учреждения в работе с детьми с общим недоразвитием речи» ВВЕДЕНИЕ Анализируя.

Использование дидактических игр с мячом в работе с детьми по коррекции речи Жизнь в XXI веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых одной из актуальных на сегодняшний день является речевое воспитание.

Использование приемов мнемотехники в работе с детьми с общим недоразвитием речи Речь-одно из самых важных приобретений ребенка дошкольного возраста! На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и.

Консультация для родителей «Использование сказок в логопедической работе с детьми с общим недоразвитием речи» Консультация для родителей: «Использование сказок в логопедической работе с детьми с общим недоразвитием речи». Человек формируется в результате.

Коррекция нарушений звукопроизношения у дошкольников с общим недоразвитием речи Объективные данные, полученные при изучении здоровья подрастающего поколения в России, заставляют серьезно задуматься над проблемой усиления.

Использование дидактических игр и упражнений при ФЭМП у детей с общим недоразвитием речи В процессе своей трудовой деятельности, я выбрала для себя тему, над которой работаю много лет,постоянно совершенствуя себя и детей. "Использование.

Особенности графомоторного навыка у старших дошкольников с общим недоразвитием речи Профессор Р. Е. Левина, изучая тяжелые речевые расстройства, выделила и подробно описала категорию детей, у которых наблюдалась недостаточная.

Профилактика оптической дисграфии у дошкольников с общим недоразвитием речи Краткая аннотация статьи Статья посвящена способам профилактики оптической дисграфии у дошкольников с общим недоразвитием речи. Целью и.

Этапы формирования связной монологической речи у дошкольников с общим недоразвитием речи Этапы формирования связной монологической речи у дошкольников с общим недоразвитием речи. Речевые недостатки дошкольников4-5 лет, поступающих.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование игр с мячом в работе по формированию навыков словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи
Опубликовано: 21 января 2017 в 13:14
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 

21 мая. День беседы о СВО. Папка-передвижка «Детям об СВО»

 Новости вокруг СВО тревожат многих людей, а дети как губка впитывают все эмоции взрослых. Рассказываем, как говорить с детьми об СВО и как помочь им справиться со стрессом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД